г. Красноярск |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А74-4423/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года по делу N А74-4423/2012, принятое судьей Федулкиной А.А.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Лиходиенко А.В.,
при ведении видеозаписи судебного заседания и составлении протокола о совершении отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Арбитражного суда Республики Хакасия Кимяевой Ж.В.
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии в судебном заседании, представителя администрации муниципального образования Ширинский район, находящейся в Арбитражном суде Республики Хакасия - Селезневой А.А., на основании доверенности от 26.12.2012 N 3,
представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", находящейся в Арбитражном суде Республики Хакасия, Чупиной Н.Г., на основании доверенности от 28.01.2013,
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (далее - администрация, заявитель, ИНН 1911000663, ОГРН 1031900879768) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата, ответчик, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий, выразившихся в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236 и обязании снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шенкнехт Татьяна Владимировна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года заявление администрации муниципального образования Ширинский район удовлетворено, признаны незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236, расположенного по адресу: Ширинский район, территория МО Соленоозерный сельсовет, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого Плеса озера Беле. Суд обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в порядке устранения допущенных нарушений в трехдневный срок после вступления решения в законную силу осуществить соответствующую запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236 как объекта кадастрового учета.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением от 17.12.2012 не согласна, поскольку 21.02.2011 кадастровой палатой принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки; право собственности муниципального образования Ширинский район на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:000000:445 и 19:11:000000:446 зарегистрировано на основании недействительных документов; на основании решения от 28.02.2013 N 19/13-9374 сведения о земельном участке с кадастровым номером 19:11:100807:236 исключены из государственного кадастра недвижимости; заявителем пропущен срок для оспаривания действий ответчика.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции от 17.12.2012 считает законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 (свидетельство о регистрации права от 22.04.2011, взамен выданного 30.12.2010), 19:11:990101:445 (свидетельство о регистрации права от 30.12.2010).
Гражданка Шенкнехт Т.В. обратилась в Ширинский районный суд Республики Хакасия с заявлением об оспаривании решения Территориального (межрайонного) отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 29.04.2010, которым отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что она является участником общей долевой собственности АО "Буденновское", выделила земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого плеса озера Беле, из земель общей долевой собственности в установленном законом порядке, провела межевание земельного участка, сдала документы для постановки земельного участка на кадастровый учет в Территориальный (межрайонный) отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия, которым 29.04.2010 принято решение об отказе с указанием на несоответствие межевого плана по форме и содержанию требованиям части 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на то, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы другого земельного участка, расположенного по адресу: Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 3, квартал 4, квартал 6, квартал 8, кадастровый номер 19:11:990101:330.
Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29.07.2010 решение Территориального (межрайонного) отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 29.04.2010 N 11/10-620 признано незаконным и отменено. Ширинский районный суд Республики Хакасия обязал Управление Росреестра Республике Хакасия разрешить заявление Шенкнехт Т.В. о постановке на кадастровый учет земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
11.02.2011 судебным приставом-исполнителем произведена замена должника по исполнительному производству, возбужденному на основании выданного Ширинским районным судом исполнительного листа. Должник заменен на федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия".
21.02.2011 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия" во исполнение решения Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29.07.2010 вынесло решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, распложенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого плеса озера Беле с присвоением кадастрового номера 19:11:100807:236.
Согласно приказу Росреестра от 01.09.2011 N П/331 федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Москве переименовано в федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра". 25.01.2012 федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Хакасия прекратило деятельность путем присоединения к федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Для предоставления интересов учреждения на территории Республики Хакасия в соответствии с пунктом 23 устава создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия.
Полагая свои права нарушенными, администрация муниципального образования Ширинский район обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия по постановке земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:236 на кадастровый учет, поскольку данный участок пересекает границы принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 и 19:11:990101:445.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель ссылается на то, что ему стало известно о нарушении его права в связи с получением выписки от 22.06.2012 из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:236.
Ответчик, заявляя о пропуске администрацией срока обжалования действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, ссылается на получение представителем Тимофеевой И.В. решения от 21.02.2011 N 11/11-1-0139 об исправлении кадастровой ошибки.
Как следует из материалов дела, приказом Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район N 9 от 17.07.2006 Тимофеева И.В. назначена на должность главного специалиста управления, в которой состоит до настоящего времени. Управление муниципальным имуществом является самостоятельным юридическим лицом. Представленное ответчиком кадастровое дело на земельный участок 19:11:100807:236 не содержит доверенности Тимофеевой И.В., подтверждающей ее полномочия по состоянию на февраль 2011 года на получение документов от имени администрации муниципального образования Ширинский район. Решение от 21.02.2011 N 11/11-1-0139 об исправлении кадастровой ошибки содержит расписку Тимофеевой И.В. в получении решения, но не содержит дату получения. В судебном заседании в суде первой инстанции Тимофеева И.В. затруднилась указать дату получения решения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать, что администрации было известно о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет ранее 22 июня 2012 года.
Поскольку заявитель обратился в арбитражный суд 17.09.2012, то срок для оспаривания действий органа кадастрового учета им не пропущен.
На основании изложенного, довод Кадастровой палаты о том, что заявителем пропущен срок для оспаривания действий ответчика, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236, расположенного по адресу: Ширинский район, территория МО Соленоозерный сельсовет, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого Плеса озера Беле, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, на основании следующего.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 65 которого в Реестр вносятся следующие сведения о частях земельного участка:
1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;
2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра и с указанием погрешности вычисления;
3) описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, приведенных в подпункте 1 пункта 64 Порядка;
4) сведения о прекращении существования части земельного участка (дата снятия с кадастрового учета).
В силу статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Как следует из материалов дела, на момент постановки земельного участка на основании заявления Шенкнехт Т.В. на кадастровый учет 21.02.2011 в кадастре недвижимости имелись сведения о зарегистрированных правах администрации муниципального образования Ширинский район на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 и 19:11:990101:445.
Наложение участка Шенкнехт Т.В. на участки, ранее поставленные на кадастровый учет, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 26 Закона о кадастре должно было явиться основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка по заявлению Шенкнехт Т.В. Однако данные действия не были выполнены Кадастровой палатой. Земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:236 поставлен на кадастровый учет при очевидном наложении его на участки администрации муниципального образования Ширинский район.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что действия по постановке земельного участка Шенкнехт Т.В. произведены на основании судебного решения, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как решением Ширинского районного суда от 29.07.2010 на ответчика возлагалась обязанность не поставить земельный участок на кадастровый учет, а разрешить заявление Шекнехт Т.В. в соответствии с действующим законодательством. В рассматриваемом случае это означало обязанность ответчика приостановить кадастровый учет земельного участка Шенкнехт Т.В. для решения между лицами, границы участков которых пересекаются, вопросов о согласовании границ.
Довод Кадастровой палаты о том, что право собственности муниципального образования Ширинский район на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:000000:445 и 19:11:000000:446 зарегистрировано на основании недействительных документов - постановления от 19.10.2010 N 2478 (т. 2 л.д. 3), так как решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.11.2009 по делу N А74-3525/2009, признаны недействительными постановления главы муниципального образования от 06.10.2008 N 1949, от 30.10.2008 N 2143, от 04.12.2008 N 2453, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку постановление от 19.10.2010 N 2478 не являлось предметом спора в рамках дела N А74-3525/2009.
В силу части 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:000000:445 и 19:11:000000:446 не оспорено в установленном законом порядке. Доказательств исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права администрации муниципального образования Ширинский район на указанные земельные участки ответчиком не представлено.
Таким образом, при наличии уже учтенных земельных участков администрации муниципального образования Ширинский район, о чем кадастровой палате было известно, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236 произведена ответчиком с нарушением действующего законодательства и прав заявителя как собственника земельных участков с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 и 19:11:990101:445.
Так как согласно уведомлению от 15.09.2012 N 19-0-1-53/4001/2012-2405 права на земельный участок кадастровый номер 19:11:100807:236 ни за кем не зарегистрированы, следовательно, данный спор не связан со спором о праве на земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:236, устранение нарушения права заявителя может быть осуществлено в рамках настоящего дела.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно в порядке устранения допущенных нарушений прав заявителя обязал кадастровую палату осуществить соответствующую запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236 как объекта кадастрового учета.
Довод ответчика о том, что кадастровой палатой 21.02.2011 принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки, с учетом установленных по делу обстоятельств не влияет на вывод суда о незаконности оспариваемых действий ответчика.
Довод ответчика о том, что на основании решения от 28.02.2013 N 19/13-9374 сведения о земельном участке с кадастровым номером 19:11:100807:236 исключены из государственного кадастра недвижимости, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку проверка законности оспариваемых действий органа, осуществляющего публичные полномочия, осуществляется арбитражным судом на момент совершения оспариваемых действий. Поскольку решение от 28.02.2013 N 19/13-9374 принято после совершения оспариваемых действий и принятия решения судом первой инстанции, то данное обстоятельство не может повлиять на выводы суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемых действий ответчика на момент их совершения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года по делу N А74-4423/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4423/2012
Истец: Администрация муниципального образования Ширинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГБУ "ФКП Росреестра" РХ
Третье лицо: Шенкнехт Татьяна Владимировна