г. Томск |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А27-12250/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Козлов Е.В. по доверенности от 11.01.2013 г.
от заинтересованного лица: Бобова Т.А. по доверенности от 30.07.2012 г. (на один год)
от ликвидатора: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 декабря 2012 года по делу N А27-12250/2012 (судья Фуртуна Н.К.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Вектор-Инвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово
ликвидатор Сучков Сергей Викторович
о признании незаконным решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, недействительной записи
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Вектор-Инвест" (далее- ЗАО "Вектор-Инвест", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (далее- Инспекция, регистрирующий орган) с привлечением ликвидатора ООО "Автомиг" Сучкова Сергея Викторовича о признании незаконным решения от 13.09.2010 г. о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Автомиг" в связи с его ликвидацией, недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 13.09.2010 г. за государственным регистрационным номером 2104205499033 государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автомиг" (с учетом уточненных в порядке статьи 49 АПК РФ требований).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.12.2012 г. заявленные требований ЗАО "Вектор-Инвест" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция, ссылаясь на соблюдение требований статей 21, 23, Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", положений статей 61-63 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обстоятельств того, что восстановление записи о ООО "Автомиг" в ЕГРЮЛ не приведет к восстановлению прав кредитора, поскольку с момента нарушения прав кредитора истекли три года, а также на нарушение заявителем при обращении в суд процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ликвидатора ООО "Автомиг" при имеющихся явке и доказательства в деле.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о нарушении процедуры ликвидации ООО "Автомиг", не предоставлении в налоговый орган необходимых в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) документов, соблюдении заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование решения и действия налогового органа.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Абзацем вторым названной статьи установлено, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Исходя из данной нормы, публикация в органах печати сведений о ликвидации юридического лица в порядке абзаца первого пункта 1 статьи 63 ГК РФ с целью заявления кредиторами требований, не освобождает ликвидатора хозяйственного общества от принятия мер по выявлению кредиторов в самостоятельном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Пунктом 6 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Как усматривается из материалов дела, единственный участник ООО "Автомиг" Сучков С.В. 02.02.2010 г. принял решение о ликвидации ООО "Автомиг" с опубликованием сообщения о ликвидации общества в журнале "Вестник государственной регистрации" от 10.10.2010 г.
Решением от 06.05.2010 г. утвержден промежуточный ликвидационный баланс; 25.05.2010 г. утвержден ликвидационный баланс.
08.07.2010 г. ликвидатор представил в регистрирующий орган пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности общества и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, в том числе ликвидационный баланс, не содержащий каких-либо сведений о кредиторской задолженности.
Вместе с тем, в нарушение названных требований Гражданского Кодекса РФ ликвидатор ООО "Автомиг" Сучков С.В. не включил в промежуточный ликвидационный баланс долг перед ЗАО "Вектор" по договорам поручительства от 04.05.2009 г. между ООО "Бизнес Кар Кузбасс" (продавец) и ЗАО "Вектор" (поручитель) N N ДП07920, ДП07921, ДП07924, заключенным к договорам поставки от 04.05.2009 N N KN07920, KN07921, KN07924 между ООО "Бизнес Кар Кузбасс" (поставщик) и ООО "Автомиг" (покупатель) по условиям которых поставщик согласно актам приема-передачи от 08.05.2009 передал ООО "Автомиг" три автомобиля Toyota Corolla, ЗАО "Вектор" исполнило обязательства за ООО "Автомиг" по вышеназванным договорам от 04.05.2009 по платежным поручениям от 13.01.2010 N N 1,2,3; не произвел расчет с ЗАО "Вектор-Инвест" (которому в соответствии с разделительным балансом при реорганизации ЗАО "Вектор" переданы имущественные права и обязательства ЗАО "Вектор", вытекающие из договоров поручения от 04.05.2009 г.), но и представил в регистрирующий орган "нулевой" ликвидационный баланс.
Таким образом, Обществу и его ликвидатору было известно о не исполненных перед ЗАО "Вектор-Инвест" обязательствах.
ООО "Автомиг" нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, выразившийся в представлении в налоговый орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного без учета требований статьи 63 ГК РФ, то есть - при наличии непогашенной кредиторской задолженности и не отраженной ни в промежуточном ликвидационном балансе, ни в ликвидационном балансе, что является нарушением порядка ликвидации, установленного статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на то, что нормы Закона N 129-ФЗ о регистрации не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
Изложенная позиция расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная и основанная на ошибочном толковании правовых норм.
Учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица ООО "Автомиг" не был соблюден, поданные в налоговый орган заявление и документы содержат недостоверные сведения, оснований у налогового органа для принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией не имелось.
В силу вышеназванных обстоятельств апелляционный суд отклоняет доводы Инспекции о том, что заявителю было известно о незаконных действиях ликвидатора задолго до обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ, полученной 07.03.2012 г., а, следовательно, заявителем срок на обращение в суд с настоящим заявлением не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица возможно только при подтверждении достоверности сведений о соблюдении установленного федеральным законом порядка ликвидации.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали законные основания для исключению из ЕГРЮЛ сведений об ООО "Автомиг" в связи с его ликвидацией, что влечет признание оспариваемых решения о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО "Автомиг" и действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Автомиг" налогового органа, недействительными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, в рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины налогового органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию.
В силу соответствующих положений Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Вместе с тем, формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона о регистрации, не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации ООО "Автомиг".
Ссылка Инспекции на истечение срока давности по требованиям к должнику, что не приведет к восстановлению прав кредитора, поскольку все имущество ликвидируемого общества после удовлетворения требований кредиторов распределяется между участниками общества, не имеет правового значения в рамках настоящего спора.
В данном случае, Инспекцией не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о предоставлении ООО "Автомиг" на государственную регистрацию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, что следует рассматривать как его непредставление, поскольку, исходя из приведенных выше требований Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", документы, представляемые в регистрирующий орган должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 декабря 2012 года по делу N А27-12250/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А.Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12250/2012
Истец: ЗАО "Вектор-Инвест"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово
Третье лицо: Сучков Сергей Викторович