г. Хабаровск |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А73-12502/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Пионер": Полозова А.Г., представителя по доверенности от 17.03.2011 N 117;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю: Кузьминой А.А., представителя по доверенности от 28.11.2012;
от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Яблонской Л.А. представителя по доверенности от 16.04.2012, Зыковой А.А, представителя по доверенности от 29.12.2012 N 13021/02-11;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю на решение от 24 декабря 2012 года по делу N А73-12502/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пионер"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю"
о признании недействительным решения
третье лицо: Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - управление Росреестра) о признании недействительным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю" от 11.07.2012 N 2700/401/12-18505 об учете изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041913:93 в части вида разрешенного использования и акта от 13.07.2012 определения кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 77 433 340,36 руб.
Кроме того, заявитель просил исключить из государственного кадастра внесенные записи об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка и его стоимости, и восстановить разрешенное использование земельного участка "под здания и сооружения производственной базы" с кадастровой стоимостью 9 520 797,26 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - орган местного самоуправления).
В ходе судебного разбирательства по определению суда от 10.10.2012 с согласия заявителя привлечен надлежащий ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение, орган кадастрового учета).
Решением суда от 24 декабря 2012 года производство по делу в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю прекращено.
Требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю" удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое решение от 11.07.2012 N 2700/401/12-18505 и акт от 13.07.2012. Орган кадастрового учета обязан исключить из государственного кадастра внесенные записи об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка и его стоимости, и восстановить разрешенное использование земельного участка "под здания и сооружения производственной базы" с кадастровой стоимостью 9 520 797,26 руб.
Кроме того, ответчик обязан возместить заявителю судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на ту часть решения суда, которой требования ООО "Пионер" удовлетворены.
В апелляционных жалобах орган кадастрового учета и департамент ссылаются на законность своих действий и приводят доводы, аналогичные доводам, заявленным в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители заявителей апелляционных жалоб настаивали на отмене обжалуемого судебного акта и просили отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Пионер" просил законное решение суда оставить без изменения, настаивая на том, что сведения в государственный реестр в отношении спорного земельного участка внесены незаконно, нарушенные права общества подлежат восстановлению.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, расположенные на спорном земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041913:93 объекты производственной базы зарегистрированы за ООО "Пионер" на праве собственности.
Первоначально указанный земельный участок органом местного самоуправления был передан обществу в пользование на правах аренды по договору от 05.03.2011 N 73 на срок до 04.03.2021. Размер арендной платы за пользование земельным участком определен в размере 473 088, 42 руб. в год и рассчитывался исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 299,75 руб. за 1 кв.м., соответствующей сведениям в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.10.2010 разрешенное использование земельного участка указано "под здания и сооружения производственной базы", кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003 N 68 "Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края" и составила 9 520 797,26 руб.
В дальнейшем ООО "Пионер" 05.08.2011 обратилось в администрацию города Хабаровска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
В заявлении обществом перечислены объекты, расположенные на этом участке (административное здание, гараж, очистные сооружения, склады, станция насосная и т.д.), и содержится просьба рассчитать стоимость выкупаемого земельного участка.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 29.06.2012 N 2775 заявление общества о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 27:23:041913:93, площадью 31 761,4 кв.м. из земель категории "земли населенных пунктов" удовлетворено.
При этом в постановлении указано, что земельный участок предоставляется обществу под: административное здание, гараж, очистные сооружения, склады, станция насосная и т.д., принадлежащие ООО "Пионер" на праве собственности.
Пунктом 2 названного постановления департамент обязан заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка после расторжения договора аренды земельного участка от 05.03.2011 N 73.
После этого, как утверждает представитель департамента, с целью приведения в соответствие кадастрового паспорта земельного участка с распорядительным актом органа местного самоуправления, департамент 05.07.2012 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Как утверждает представитель департамента, заявление в орган кадастрового учета подавалось только в части осуществления кадастрового учета об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а изменение кадастровой стоимости земельного участка якобы указано специалистом органа кадастрового учета самостоятельно.
Решением органа кадастрового учета от 11.07.2012 N 2700/401/12-18505 проведен кадастровый учет изменений, разрешенный вид использования изменен с "под здания и сооружения производственной базы" на "под административное здание, гараж, очистные сооружения, склады, станция насосная и т.д.".
Помимо этого, 13.07.2012 органом кадастрового учета утвержден акт определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, стоимость земельного участка переоценена с 9 520 797,26 руб. на 77 433 340,36 руб.
Полагая, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для изменения разрешенного вида использования земельного участка, поскольку фактическое использование участка осталось неизменным, и такие изменения внесены исключительно с целью увеличения кадастровой стоимости земельного участка, от чего увеличилась и выкупная цена этого участка, общество обратилось в арбитражный суд. Общество просит решение о проведении кадастрового учета изменений и акт определения кадастровой стоимости земельного участка признать недействительными.
Принимая решение в пользу заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что фактическое использование земельного участка не изменилось, следовательно, у департамента и органа кадастрового учета не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части изменения разрешенного вида использования земельного участка. Суд согласился с доводами общества о том, что такая запись внесена в государственный кадастр с единственной целью увеличения кадастровой стоимости земельного участка, то есть для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что вид разрешенного использования земельного участка изменен распорядительным актом администрации города, данное распоряжение не оспорено и недействительным не признано. Сведения в государственный кадастр внесены на основании этого документа, с целью приведения в соответствие кадастрового паспорта земельного участка с распорядительным актом органа местного самоуправления. Кадастровая стоимость земельного участка определена органом кадастрового учета самостоятельно, на основании нормативных актов субъекта РФ, является правомерной.
Решая вопрос о законности обжалуемого судебного акта, руководствуется следующим.
Согласно положениям части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, в силу указанной нормы права орган кадастрового учета обязан доказать законность оспариваемого решения о проведении кадастрового учета изменений и акта определения кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
При этом такие лица обязаны представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Как выяснено судом, оспариваемым решением органа кадастрового учета от 11.07.2012 N 2700/401/12-18505 учет изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041913:93 осуществлен на основании заявления органа администрации города Хабаровска, осуществляющего в пределах своих полномочий управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В орган кадастрового учета представлено постановление администрации города Хабаровска от 29.06.2012 N 2775 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 27:23:041913:93, площадью 31 761,4 кв.м. из земель категории "земли населенных пунктов". Земельный участок предоставлен под административное здание, гараж, очистные сооружения, склады, станцию насосную и т.д.
Полагая, что указанный документ является распорядительным документом органа местного самоуправления, подтверждающим изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, департамент и обратился в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка возможно в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Тем более что постановлением администрации города Хабаровска от 08.10.2012 N 4245 внесены изменения в постановление администрации города Хабаровска от 29.06.2012 N 2775. Пункт 1.1 указанного постановления о предоставлении земельного участка под объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, дополнен словами: "используемые под производственную базу".
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции нет оснований считать, что постановление администрации города Хабаровска от 29.06.2012 N 2775 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка является документом, подтверждающим изменение разрешенного вида использования.
Установлено судом и не оспаривается департаментом и органом кадастрового учета, что ранее спорный земельный был учтен "под здания и сооружения производственной базы", фактическое использование земельного участка не изменилось. ООО "Пионер", как и его правопредшественник ООО "Трейдтранзит", использует спорный земельный участок под производственную базу.
В связи с чем, у департамента отсутствовали основания для обращения в орган кадастрового учета, а у уполномоченного органа отсутствовали основания для учета изменений вида использования земельного участка - "под административное здание, гараж, очистные сооружения, склады, станция насосная и т.д.".
Решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Хабаровскому краю от 11.07.2012 N 2700/401/12-18505 является незаконным, уполномоченному органу следует аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости.
В отношении признания недействительным акта от 13.07.2012 определения кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 77 433 340,36 руб., суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний данный документ применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 N 673); изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 N 673).
До внесения таких изменений определение кадастровой стоимости требовалось в случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ.
В данном случае спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.11.1993. Первоначальная площадь земельного участка составляла 31 556,52 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Государственного реестра земель кадастрового района ЕГРЗ, раздел "Земельные участки", разрешенное использование: под здания и сооружения производственной базы.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 13.05.2008 определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:93 - 299,76 руб. за кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 9 520 797,26 руб. Такая кадастровая стоимость определена на основании постановления Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003 N 68 "Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края".
После утверждения акта от 13.07.2012 кадастровая стоимость данного земельного участка пересчитана и составляет 77 433 340,36 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2 437,97 руб.
Как указывает представитель органа кадастрового учета, переоценка произведена в связи с изменениями в характеристике земельного участка на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае", действующего на момент внесения таких изменений.
Последние изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:041913:93 вносились 13.05.2008 по заявлению представителя ООО "Трейдтранзит" (бывший землепользователь) и связаны были с изменением границ и площади земельного участка.
Однако кадастровая стоимость земельного участка не пересчитывалась.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний (в ред. приказа Минэкономразвития РФ от 02.11.2009 N 439) в случае, когда изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Учитывая, что последние изменения были учтены 13.05.2008, а работы по определению кадастровой стоимости проводились в 2007-2008 годах, кадастровая стоимость земельного участка с уточненной площадью 31 761,4 кв. м определена не была.
В связи с чем, на основании пункта 2.4 Методических указаний (в ред. приказа Минэкономразвития РФ от 02.11.2009 N 439) и была 13.07.2012 определена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 77 433 340,36 руб. на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр. Кадастровая стоимость земельного участка составила 77 433 340,36 руб. и утверждена актом от 13.07.2012. На основании указанного акта соответствующие сведения внесены в ГКН.
Между тем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что приказ N 439 вступил в силу с 05.01.2010, следовательно, земельные участки, образование или учет изменений характеристик которых произошли до даты вступления в силу данного приказа, не подлежат переоценке (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, как следует из содержания оспариваемого акта от 13.07.2012 определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 77 433 340,36 руб. основанием для переоценки кадастровой стоимости указано постановление Администрации города Хабаровска от 29.06.2012 N 2775 и заявление департамента об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а не те нормативные акты, на которые ссылается орган кадастрового учета.
Таким образом, у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Хабаровскому краю отсутствовали основания для пересчета кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденного актом от 13.07.2012.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы органа кадастрового учета и департамента следует отклонить.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 декабря 2012 года по делу N А73-12502/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12502/2012
Истец: ООО "Пионер"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю"", ФГБУ "федеральная кадастровая палата"
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5953/13
25.09.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4533/13
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12371/13
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12371/13
29.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1512/13
06.03.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-368/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12502/12