15 марта 2013 г. |
А40-111208/2012 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росалкогольрегулирования
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2012 г. по делу N А40-111208/12-145-372, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Национальные Алкогольные традиции" (ОГРН 1087746200156, ИНН 7724650447, дата регистрации 11.02.2008 г., 109548, г.Москва, ул. Шоссейная, дом 13, корп. 1, пом. III, каб. 22)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640, 125047, г.Москва, Миусская Площадь, дом 3, стр. 4)
о признании недействительным решения N 10/258-опт от 08.08.2012
при участии:
от заявителя: |
Фроленкова Ю. В. - по доверенности N 129 от 24.12.2012; Галаченко Т.А. - по доверенности N 34 от 20.02.2013; |
от ответчика: |
Зилёва М.Г. - по доверенности N 71 от 26.12.2012; Бокованова П.В. - по доверенности N 73 от 26.12.2012; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Национальные Алкогольные традиции" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - ответчик, Росалкогольрегулирование) с заявлением о признании недействительным и отмене решения ответчика N 10/258-опт от 08.08.2012 о приостановлении действия лицензии от 21.03.2012 N А 600968 (регистрационный номер 77 ЗАП 0000086) на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Решением от 09.11.2012 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что наличие принятого ответчиком решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии не подтверждено фактическим обращением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в суд с таким заявлением.
Не согласившись с принятым решением, Росалкогольрегулирование обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права и не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что суд не принял во внимание соблюдение Росалкогольрегулированием положений статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ, не учел факт принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и факт его исполнения, а именно: обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии и принятии его к производству Арбитражным судом города Москвы (дело N А40-114002/10-148-660).
Общество представило отзыв и письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Росалкогольрегулирования поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва и письменных пояснений, апелляционный суд полагает необходимым отменить судебный акт на основании п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ООО "НАТ" является обладателем выданной Росалкогольрегулированием лицензии А600968 регистрационный номер 77 ЗАП 0000086 от 21.03.2012 со сроком действия с 21.03.2012 по 19.12.2012, в соответствии с которой ООО "НАТ" разрешено осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
08.08.2012 заместителем руководителя Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка Диденко В.Л. принято решение N 10/258-опт о приостановлении действия лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.19995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В качестве основания для принятия решения указано, что решение принято в связи с выявленными нарушениями, являющегося основанием для аннулирования лицензии, а именно: повторной в течении одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или ) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащую продукции; оборот алкогольной продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой автоматизированной информационной системе. В решении указано, что действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
08.08.2012 заместителем руководителя Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка Диденко В.Л. принято решение N 10/257-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или ) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащую продукции; оборотом алкогольной продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой автоматизированной информационной системе.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
Законом N 171-ФЗ установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - ФЗ N 218-ФЗ) данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Указанный закон опубликован в "Российской газете" 22.07.2011.
По результатам проверки, на которой присутствовал генеральный директор общества Волохович О.Г., был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 29.05.2012 N У1-а546/05 (т. 1 л.д. 42-101).
Выявленные нарушения явилось основанием, предусмотренным пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, для принятия решения об обращении лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии.
Статьей 20 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ содержится перечень оснований, по которым действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами осуществляющими контроль и надзор за соблюдением указанного Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции.
Перечень оснований для принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии, содержащийся в пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, является исчерпывающим.
В силу положений Закона N 171-ФЗ в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Таким образом, принятие решения о приостановлении действия лицензии является по существу специальной предупредительной мерой, действующей до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2012 принято заявление Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии ООО "Национальные Алкогольные традиции" и возбуждено производство по делу N А40-114002/10-148-660.
Таким образом, Росалкогольрегулированием были соблюдены положения пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого заявителем решения о приостановлении действия лицензии.
Вывод суда о том, что Росалкогольрегулирование было обязано обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии 08.08.2012 - в день принятия решения об обращении в суд, является ошибочным, поскольку не основан на положениях действующего законодательства, которое не предусматривает срок обращения в суд после принятия соответствующего решения, в связи с чем по мнению апелляционного суда в каждом конкретном случае суд должен оценивать с учетом обстоятельств дела разумность срока обращения лицензирующего органа в суд.
В рассматриваемом деле апелляционный суд полагает, что Росалкогольрегулирование, обратившись в суд в сентябре 2012 года, не нарушило разумные сроки обращения в суд с требованием об аннулировании лицензии после принятия 08.08.2012 решений о приостановлении действия лицензии и о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Национальные Алкогольные традиции" о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 10/258-опт от 08.08.2012.
Руководствуясь ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2012 г. по делу N А40-111208/12-145-372 отменить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Национальные Алкогольные традиции" о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 10/258-опт от 08.08.2012 отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Национальные Алкогольные традиции" (ОГРН 1087746200156, ИНН 7724650447, дата регистрации 11.02.2008 г., 109548, г.Москва, ул. Шоссейная, дом 13, корп. 1, пом. III, каб. 22) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111208/2012
Истец: ООО "Национальные Алкогольные Традиции", ООО НАТ
Ответчик: Росалкогольрегулирование, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)