г. Москва |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А40-129056/12-140-862 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "18" марта 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Г.Н. Поповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2012 г. по делу N А40-129056/12-140-862, принятое судьей О.Ю. Паршуковой по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУП ГОССМЭП МВД России) (ОГРН 1037739262220, 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 15) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (ИФНС России N 2 по г. Москве) (ИНН 7702143179, ОГРН 1047702057809, 129110, г. Москва, ул. Большая Переяславская, д. 16),
третье лицо: Закрытое акционерное общество "Солид Банк" (ОГРН 1024100000121, 123007, г. Москва, Хорошевское ш., д. 32А)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Фролов А.Н. по дов. N 353 от 21.12.2012
от заинтересованного лица - Карасева И.В. по дов. N б/н от 23.11.2012
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Решением от 18.12.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" в полном объеме. Признано недействительным Решение от 26.07.2012 г. N 43976 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках, а также электронных денежных средств на сумму 1 172 995 руб. 12 коп., вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации". Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 26.07.2012 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (далее - ИФНС N 2 по г. Москве) вынесено в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Предприятие, ФГУП ГОССМЭП МВД России, Заявитель) Решение N 43976 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках, а так же электронных денежных средств на сумму 1 172 995,12 рублей, в том числе налогов - 691 483,64 руб., пеней - 481 511,48 руб. Инкассовыми поручениями указанные суммы были списаны со счета Предприятия, в частности:
1. инкассовое поручение N 204 от 30.07.2012 г. на сумму 2 090,88 руб.
2. инкассовое поручение N 205 от 30.07.2012 г. на сумму 406 234 руб.
3. инкассовое поручение N 206 от 30.07.2012 г. на сумму 451 316,28 руб.
4. инкассовое поручение N 207 от 30.07.2012 г. на сумму 63 011,19 руб.
5. инкассовое поручение N 208 от 30.07.2012 г. на сумму 976,65 руб.
6. инкассовое поручение N 209 от 30.07.2012 г. на сумму 192 027 руб.
7. инкассовое поручение N 210 от 30.07.2012 г. на сумму 30 211,45 руб.
8. инкассовое поручение N 211 от 30.07.2012 г. на сумму 765,36 руб.
9. инкассовое поручение N 212 от 30.07.2012 г. на сумму 5,10 руб.
10.инкассовое поручение N 213 от 30.07.2012 г. на сумму 25 823,93 руб.
11.инкассовое поручение N 214 от 30.07.2012 г. на сумму 150,59 руб.
12.инкассовое поручение N 215 от 30.07.2012 г. на сумму 382,69 руб.
Между тем, согласно Распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2011 г. N 696-р ФГУП ГОССМЭП МВД России находится в стадии ликвидации. Информация о ликвидации Предприятия была опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" 22.06.2011 г. N24 (331). 23.06.2011 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись N 1037739262220 о начале процесса ликвидации Предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Положения статей 63, 64 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Вместе с тем, положениями статьи 49 НК РФ предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. В частности, пунктом 1 указанной нормы Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества. Пунктом 3 статьи 49 НК РФ установлена очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса. По правилам пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь. Положениями пункта 2, 3 статьи 64 ГК РФ определено, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. При этом положения статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ не предусматривают возможность применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Законом не установлена возможность производить списание в безакцептном порядке сумм налогов в период проведения процедуры ликвидации, поскольку в силу прямого указания Закона расчеты с кредиторами производятся только ликвидационной комиссией в установленном Законом порядке. Следовательно, применение налоговым органом в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации положений пункта 4 статьи 46, пункта 1 статьи 60 НК РФ, направленно на осуществление действий по бесспорному взысканию задолженности по налогам пеням, является необоснованным, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации юридического лица.
Довод Инспекции о том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям. В данном случае неправомерным является не столько факт выставления Инспекцией в адрес Заявителя требования об уплате обязательных платежей в бюджет и последующем вынесении на основании данного требования оспариваемого Решения от 26.07.2012 г. N 43976, сколько неправомерным является списание в бесспорном порядке имеющихся на расчётном счёте Предприятия денежных средств в счёт погашения задолженности перед бюджетом. Именно в связи со списанием упомянутых денежных средств по инкассо, Предприятие обратилось арбитражный суд с заявлением о признании Решения ИФНС России N 2 Москве от 26 июля 2012 г. N43976 незаконным.
Факт подачи Предприятием 20 января 2012 г. налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2011 г., а также частичная уплата Предприятием заявленной суммы НДС не является нарушением прав кредиторов включённых в соответствующий Реестр требований кредиторов, как ошибочно полагает налоговый орган. Ликвидационная комиссия Предприятия, обладая всеми полномочиями по управлению деятельностью ликвидируемого юридической лица, вправе самостоятельно определять осуществление тех или иных платежей, в том числе и осуществление платежей в бюджет. Налоговым органом данные действия ликвидационной комиссии до вынесения решения арбитражным судом оспорены не были.
Инспекция, со ссылкой на положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полагает, что в данном случае произведено взыскание текущих платежей. При этом налоговый орган исходит из того, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательны платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкрота (после формирования ликвидационной комиссии юридического лиц назначении ликвидатора (конкурсного управляющего). Данный довод также отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 упомянутого Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ). В данном случае налоговый орган дополняет указанную норму Закона словами - после формирования ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), однако в тексте указанной нормы Закона (пункт 1 статьи 5) данные дополнения отсутствуют. Также необоснованной является ссылка на положения упомянутого Федерального закона, поскольку процедура добровольной ликвидации имеет иную правовую форму по сравнению с процедурой банкротства, в этой связи положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к процедуре ликвидации применению не подлежат.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2012 по делу N А40-129056/12-140-862 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129056/2012
Истец: ФГУП "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное управление МВД России, ФГУП ГОССМЭП МВД России
Ответчик: ИФНС России N 2 по г. Москве
Третье лицо: ЗАО "Солид Банк", ЗАО Солид Банк в лице Московского филиала