О действующем порядке списания и восстановления задолженности
по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом
Российской Федерации
Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н определены правила и условия отражения в учете списания и восстановления задолженности субъектов РФ, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом РФ в случаях прекращения обязательств по законодательству РФ (например, при признании погашения требований по обязательствам) или решения суда о признании обязательства недействительным или исполненным.
Новый порядок списания (восстановления) охватывает обязательства, вытекающие:
- из договоров и иных сделок;
- из судебных решений;
- из причиненного вреда;
- из неосновательного обогащения;
- по иным основаниям, связанным с гражданскими правами и обязанностями.
Однако данный порядок списания не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.
Новый порядок предусматривает списание с учета следующих видов задолженности:
- ликвидированных в соответствии с законодательством организаций-должников (кроме случаев, когда исполнение обязательств возложено на другое лицо);
- по обязательствам, прекратившимся по другим основаниям в соответствии с законодательством (кроме случаев прекращения обязательств вследствие прощения долга, зачета, новаций и др.). Указанные обязательства вытекают из договора поручительства либо из государственной, муниципальной и банковской гарантии;
- по обязательствам (требованиям), которые считаются погашенными в соответствии с законодательством;
- по обязательствам (сделкам), признанным судом исполненными (погашенными) или недействительными.
Задолженность, признанная законом или судом недействительной, подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет задолженности должника по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, например по возврату неосновательно приобретенного или сбереженного имущества. Это же относится к третьему лицу при незаконном получении им имущества должника, требования к которому не были в полном объеме удовлетворены в ходе конкурсного производства. Такая задолженность должника подлежит списанию с учета при одновременной постановке на учет задолженности третьего лица в размере требований к должнику, которые были не погашены в деле о банкротстве.
Для документального подтверждения федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, агент Правительства РФ осуществляют сбор подтверждающих документов. В полномочный орган, которому законом предоставлено право требования от имени РФ возврата задолженности, направляются подлинники подтверждающих документов или их нотариально заверенные копии, кроме судебных актов. Последние направляются в копиях, заверенных гербовой печатью суда. К рассмотрению принимаются судебные акты, вступившие в законную силу.
При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии подтверждающего документа допускается использование его копии, заверенной организацией, создавшей документ, с указанием причин невозможности представления подлинника (нотариально заверенной копии). При этом подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью соответствующей организации.
После рассмотрения поступивших документов полномочный орган в течение 30 рабочих дней с даты их получения принимает решение о списании задолженности с учета либо решение о восстановлении задолженности в учете, либо направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с учета с указанием причин отказа. Указанные решения полномочного органа оформляются в виде приказов, а копия решения о списании или восстановлении направляется федеральному органу исполнительной власти, на балансе которого учитывается (или подлежит восстановлению) задолженность, а также заявителю. После этого федеральный орган, агент Правительства РФ или иная организация, осуществляющие учет данного вида задолженности, производят ее списание или восстановление в соответствии с установленными требованиями. При этом представление на списание должно содержать:
- информацию и сведения об основании возникновения задолженности и ее списания;
- сведения о фактах незаконного получения имущества должника третьим лицом в ходе конкурсного производства, требования которого к должнику не были полностью удовлетворены;
- сведения о лицах, на которых законом возложено исполнение обязательства ликвидированного должника;
- заключение о наличии или отсутствии возможностей взыскания задолженности, включая принятие мер, направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о списании задолженности с учета.
В последнем случае задолженность подлежит обособленному учету на забалансовых счетах до принятия решения полномочным органом о ее восстановлении на балансовых счетах и о списании с забалансовых счетов.
Если решение о списании было принято с нарушением требований принятого порядка (приказ Минфина России от 02.08.2007 N 68н) или прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании, то решение о списании подлежит отмене, а задолженность подлежит восстановлению в учете. При установлении факта незаконного получения третьими лицами имущества должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, либо были установлены лица, на которых законом было возложено исполнение обязательств должника, но задолженность была списана с учета, то такая задолженность подлежит восстановлению в учете за этими лицами.
Восстановление задолженности производится в федеральном органе исполнительной власти, где ведется балансовый учет данной задолженности, а при ликвидации федерального органа она должна быть поставлена на учет в полномочном органе.
Если меры по взысканию задолженности не принесли результатов, то она подлежит списанию с забалансовых счетов. Решение об этом принимается полномочным органом на основании мотивированного представления организаций и подтверждающих документов. При этом в представлении должны быть указаны:
- реквизиты решения о списании и обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании с балансового учета и постановке на забалансовый учет соответствующей задолженности;
- меры, принятые для взыскания задолженности;
- заключение о невозможности взыскания задолженности и принятие и реализация решения о списании ее с забалансового счета.
Следует обратить внимание на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.08.2007 N 03-07-15/120. В нем даны разъяснения по следующим аспектам выбытия имущества.
Выбытие имущества в связи с хищением по вине виновных лиц рассматривается как реализация товаров и подлежит обложению НДС.
Выбытие имущества без выявления виновных лиц, например в связи с порчей, хищением, стихийным бедствием и др., не облагается НДС (ст. 39, 146 НК РФ). Однако по амортизируемому имуществу восстановлению подлежат суммы НДС в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки. При этом восстановление следует производить в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учета.
Принятие указанных нормативных документов Минфина России играет важную роль в упорядочении методологии списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом РФ.
Литература
1. Об утверждении порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией): приказ Минфина России от 02.08.2007 N 68н.
2. О применении НДС при выбытии имущества в связи с хищением в случае выявления виновных лиц и о порядке восстановления НДС по имуществу, выбывшему в связи с порчей, хищением и по другим аналогичным причинам без выявления виновных лиц: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.08.2007 N 03-07-15/120.
В.А. Терехова,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
доктор экономических наук, профессор
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
"Все для бухгалтера", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).