"Положение N 199-П требует внимательного прочтения"
(интервью с А. Серым банковским
экспертом, специалистом по кассовой работе)
Действующее в настоящий момент Положение Банка России от 09.10.02 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 199-П) представляет собой совокупность норм, вводимых в действие на протяжении последних 10 лет (Положение N 199-П является правопреемником Положения ЦБ РФ от 25.03.97 N 56-П). Некоторые сотрудники коммерческих банков отрицательно отзываются об этом нормативном документе, мотивируя это якобы его оторванностью от реалий ведения банковского бизнеса.
По вопросам применения Положения N 199-П и ожидаемых изменений заместитель главного редактора "Б&Б" Кирилл Парфенов беседует с банковским экспертом - специалистом по кассовой работе Александром Серым.
- Что сейчас затрудняет работу банков? Какие изменения было бы желательно внести в Положение N 199-П и какой, на ваш взгляд, будет нормативная база по кассовым операциям?
- Что ж, следует признать, что иногда нормативная база действительно не успевает за быстро меняющейся экономической ситуацией. И Положение N 199-П здесь не исключение.
Вместе с тем, как показывает практика общения с представителями коммерческих банков, многие критические замечания могли бы быть сняты путем более внимательного прочтения документа.
Кроме того, критики забывают, что целью любого нормативного документа по кассовой работе является не создание удобств тому или иному банку, а установление такого порядка работы, который обеспечил бы сохранность ценностей, безопасность кассовых работников и прозрачность проходящих через кассу денежных потоков в целях недопущения злоупотреблений как со стороны клиентов, так и со стороны работников банка.
В Положении N 199-П есть ряд норм, которые могли бы быть отменены, и банковская система от этого ничего бы не потеряла. Это, например, обслуживание в послеоперационное время исключительно физических лиц, а в вечерней кассе - исключительно юридических лиц. Одновременного обслуживания не предусматривается. Данная коллизия возникла потому что вечерняя касса была введена в 1997 году, а послеоперационная - в 2001-м.
Есть также ряд запретов, которые в свое время были обусловлены экономическими реалиями того времени, когда они были введены. В качестве примера можно привести обязанность организации сдавать деньги в кассу банка только для зачисления на свой банковский счет, открытый в этом банке, а также невозможность загрузки банкоматов одного банка из касс другого. Сегодня экономическая ситуация совсем другая, и эти запреты в новой редакции Положения N 199-П будут сняты.
Вместе с тем достаточно много моментов в организации кассовой работы отдано на откуп самой кредитной организации. При этом следует отметить, что не всегда кредитные организации пользуются этим правом и не прописывают во внутренних нормативах вопросы, которые должны быть прописаны, а это уже чревато замечаниями со стороны Банка России.
В целом же могу сказать, что в условиях небольшого банка данное Положение может вполне корректно применяться.
Трудности начинают возникать, когда у кредитных организаций начинают расти объемы пересчета денежной наличности, количество банкоматов, число клиентов и т.д., а деньги на оборудование и реорганизацию кассовых подразделений выделять не хочется. Тогда сразу начинают говорить о недостатках Положения N 199-П и его оторванности от действительности.
Новая нормативная база, хочется надеяться, будет лучше действующей. В первую очередь за счет снятия ряда действующих в настоящее время ограничений - отмены обязательной сдачи денег юридическим лицом на свой банковский счет, установления единого порядка работы с наличностью во всех видах кассовых подразделений в операционное и послеоперационное время, отмены запрета на загрузку банкомата исключительно из кассы банка, установившего банкомат, отмены ревизии ценностей по состоянию на 1 января и др.
Расширяются возможности банков по заключению договоров о коллективной материальной ответственности (сейчас коллективная ответственность возможна только в кассе пересчета), вводится ряд определений понятий (например, инкассация), которые не были определены в нормативных актах Банка России, и другие новшества.
Принципиально новый документ (проект был выложен Банком России в начале 2007 года в интернете для сбора замечаний и предложений) дает кредитным организациям гораздо больше свободы, чем есть сейчас.
К сожалению, как стало известно, готовятся отдельные документы по операциям с российскими рублями и операциям с наличной иностранной валютой. Это верно с юридической точки зрения, но скорее всего будет довольно неудобно в применении.
Кроме того, неясна ситуация с требованием о выдаче денежной наличности из касс банков, обработанной исключительно на счетно-сортировальной технике. В настоящее время используемая кредитными организациями кассовая техника позволяет осуществлять сортировку пересчитываемых банкнот по номиналу, расположению, уровню износа (ветхости), подлинности и т.д. В зависимости от вида (модели) и набора функций стоимость указанной техники может различаться в десятки раз. При этом если машина имеет один карман и одно режект-отделение, то она традиционно считается счетной машиной. Если карманов три и больше - это счетно-сортировальная машина. Вместе с тем понятие "сортировка" в настоящее время где-либо в нормативных актах Банка России не определено и может толковаться по-разному.
При оснащении функционально не сильно отличающимися датчиками контроля подлинности (ИК, УФ. "Магнит", "Размер") самая дорогая счетная машина стоит 3-4 тыс. долл. Цены на счетно-сортировальные машины начинаются от 15-17 тыс. долл.
Если Банк России ставит одной из своих приоритетных задач в организации наличного денежного обращения создание условий для обеспечения чистоты находящихся в обращении денежных знаков и вывода из обращения поврежденных и имеющих признаки подделки денежных знаков, эти задачи могут быть выполнены в том числе путем применения кредитными организациями кассовой техники, в обязательном порядке реализующей функции распознавания машиночитаемых защитных элементов банкнот, без дополнительного определения Банком России способов сортировки банкнот.
- Вопрос по пункту 1.23. Мы сейчас не используем ККТ вообще, но есть ряд клиентов, которые готовы с нами работать при условии, что мы будем делать оттиск ККТ на их документе на всю сумму. Мы можем это делать на всю сумму перевода без открытия счета? Если утвердим с клиентом форму документа для приема денег, где будет оттиск ККТ, можем мы делать этот оттиск только на те переводы, которые поступают этому клиенту?
- Закон N 54-ФЗ предусматривает использование ККТ при взимании платы за товары, работы, услуги. Понятие товаров, работ, услуг есть в Налоговом кодексе РФ (ст. 38).
Таким образом, ККТ должна обязательно использоваться в случаях, когда кредитная организация является получателем платы в наличной форме за некие выполненные ею работы или оказанные услуги в рамках осуществления банковских операций или сделок, указанных в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Требование об обязательном применении ККТ для регистрации всей суммы перевода без открытия счета в настоящее время в нормативных актах Банка России отсутствует.
Клиент, возможно, не в полной мере представляет ситуацию либо указание обязательно общей суммы перевода на кассовом чеке почему-то ему выгодно. Для более четкого суждения мало информации. Если это юридическое лицо - получатель платежей, то на основании договора можно согласовать с ним форму документа и предусмотреть использование оттиска штампа программно-технического средства банка, регистрирующего принятые платежи, но совсем не обязательно являющегося ККТ применительно к закону N 54-ФЗ (фискальная память, опломбирование и т.д.).
Разумеется, если это делается на основании отдельного договора, можно в порядке осуществления переводов предусмотреть два варианта - с использованием ККТ или без.
Просто использование ККТ в данном случае не отвечает главной цели закона N 54-ФЗ - правильному исчислению налогов, а служит для создания у клиента большей уверенности, что все принятые в его пользу платежи до него дошли.
- Ну, допустим, у нас есть несколько случаев, когда без оттиска на квитанции и полной суммы перевода налоговый орган отказывает нашим клиентам-"физикам" в приеме документов по декларации НДФЛ при оплате строительным организациям без открытия счета...
- ...и при этом сами же отказываются регистрировать ККТ банков? Если только по статье 1005 ГК РФ банк выступает агентом стройкомпании (как платежи за сотовую принимают), тогда да, ККТ будет применяться в порядке, установленном для юридических лиц - некредитных организаций.
- Хорошо. Пришел клиент и говорит, в мою пользу переводы будут слать, но хочу, чтобы на квитанциях банком был "прошлепан" оттиск ККМ.
- Вот про это как раз и неясно: либо клиент не вполне понимает, зачем ему это нужно, либо, наоборот, ему это зачем-то нужно, чтобы иметь выгоду в другом месте.
- Прием и пересчет сумок с денежной наличностью от инкассаторов - не очень понятная процедура. В Положении N 199-П прописано, как это должно делаться вечерними кассами и кассами пересчета, а как дневной кассой - не совсем понятно. Если работает один кассир дневной кассы и ему инкассаторы привозят сумки, которые он должен пересчитать, причем деньги остаются у него для работы с клиентами, а заведующий кассой сдает все вечером по форме 155, то как быть?
- Пунктом 2.3.3 Положения N 199-П предусматривается, что сумки с денежной наличностью сдаются инкассаторами кассовому работнику приходной кассы или контролирующему работнику кассы пересчета, которые принимают сумки в порядке, изложенном в пунктах 2.2.9-2.2.13 этого Положения.
Таким образом, прием инкассаторских сумок в течение операционного дня полностью аналогичен порядку приема сумок вечерней кассой.
Сумки должны быть приняты, составлена справка о принятии, после чего под роспись в данной справке сумки передаются в кассу пересчета, пересчитываются в соответствии с подразделом 2.3 и сдаются заведующему кассой, который также расписывается в этой справке. Суммы фактически вложенных в сумки денег отражаются по бухгалтерскому учету (п. 2.3.8).
После этого деньги могут быть выданы заведующим кассой кассиру для работы с клиентами под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).
На практике, как правило, особенно в небольших кассовых подразделениях, заведующий кассой выполняет также функции контролирующего работника и (или) работника, осуществляющего прием сумок.
В принципе это ничего не меняет, все ступени описанного выше технологического процесса должны и могут быть соблюдены, в том числе если одно лицо выполняет несколько функций. Главное - обеспечить пересчет сумок под контролем, во избежание злоупотреблений.
Из описанного случая не вполне ясно, как осуществляется пересчет, есть ли контролирующий работник, составляются ли отчетные документы. Использование принятых от инкассаторов денег для работы с клиентами, минуя заведующего кассой, представляется неправильным.
- Мы можем добавить в справку кассира дополнительные данные, такие как "принято в течение дня", "передано в течение дня"?
- Не вижу в этом особого смысла. Отчетная справка кассира составляется по окончании работы, и он вполне может вписать в существующие графы суммы полученных в течение дня авансов и сумму остатка на конец дня, просуммировав соответствующие записи в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).
- Что нужно указывать в графах "количество документов" в книге по форме 155 (приложение 4), сдаваемые вечером заведующим кассой, - приходные документы в колонке "количество приходных документов", а расходные в колонке "количество расходных документов"? Или каждый кассир в своей книге указывает количество принятых им документов по приходу и по расходу, т.е. дублирует справку кассира?
- На мой взгляд, в графе "количество приходных (расходных) документов" книги учета принятых и выданных денег (ценностей) кассовый работник должен указывать количество приходных и расходных документов по операциям, совершенным им в течение рабочего дня и сданных заведующему кассой, заведующий кассой - количество приходных и расходных документов, принятых от кассового работника в конце рабочего дня.
Следует отметить, что на часть передаваемых денег приходных или расходных документов может не быть - это, например, выдача кассиру аванса, выдача пачки банкнот контролирующему работнику на пересчет в соответствии с пунктом 2.3.14 Положения N 199-П и др.
- Вопрос по работе с сейфовой комнатой. Как я понимаю, утром сейфовую комнату вскрывают два ответственных лица. Первое ответственное лицо (заведующий кассой) берет необходимые денежные средства по форме 155, после чего сейфовая комната закрывается двумя ответственными лицами? Или только заведующим кассой, а второе ответственное лицо закрывает только вечером при своде либо когда покидает помещение банка? В Положении N 199-П сказано, что сейфовая комната может не ставиться на охрану в течение дня, а про ключи ничего не сказано.
- Сейфовая комната или хранилище открываются и закрываются обязательно двумя должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, не зависимо оттого, в какую часть рабочего дня (начало, середина, конец) это происходит.
Передача ключей между должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, - грубое нарушение принципов обеспечения сохранности ценностей в кредитной организации, не говоря уже о Положении N 199-П (п. 7.2).
Одновременно не понятно, зачем заведующий кассой оформляет выдачу денег сам себе в книге учета принятых и выданных денег (ценностей)? Поскольку он и так отвечает за эти ценности и передача их самому себе по данной книге не имеет никакого смысла.
- Допустим, я, как ответственный зампред по кассе, с утра вскрыл хранилище. После того как оттуда взяли некую сумму, я должен его закрыть или, если я в своем кабинете, это не обязательно? А если я уезжаю на пару часов? Или все-таки закрывается окончательно только вечером?
- Открывают два лица, заведующий кассой решает сколько ему понадобится денег для работы с учетом возможных в течение дня выдач денежной наличности, вкладывает их в индивидуальное средство хранения (к примеру закрывающуюся на ключ тележку закрытого типа), закрывает на ключ, и она всегда у него под контролем.
Закрывают хранилище два ответственных лица.
В течение дня заведующий кассой работает в кассе, а второе должностное лицо, ответственное за сохранность ценностей, занимается своими делами. Главное - к вечеру должностные лица вместе должны вдвоем открыть хранилище, занести туда ценности, вывести остаток в 120-й книге, сверить его с данными бухгалтерского учета и закрыть хранилище. Если второе лицо на закрытие не может приехать на начало дня, лучше провести ревизию с передачей ответственности за сохранность ценностей.
Нет понятия "закрывается окончательно" или "неокончательно" - всегда одинаково. В течение дня можно не опечатывать (опломбировывать), а только закрывать на ключ (п. 7.5).
- Как быть, если кассир работает один, в то время как у бухгалтерии нерабочее время? Как осуществляется контроль?
- В соответствии с пунктом 1.8.2 раздела 1 части 3 приложения к Положению Банка России от 05.12.02 N 205-П кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, должны контролироваться контролером. При этом контролер ведет кассовый журнал по расходу. Согласно пункту 3.2 раздела 3 части 3 приложения к Положению N 205-П. оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями контролера и бухгалтерского работника.
Учитывая, что в настоящее время Положение N 199-П регулирует вопросы совмещения обязанностей кассира и бухгалтера при совершении операций с использованием системы контроля доступа к счету именно по счетам клиентов, такая система контроля, исключающая единоличный доступ кассового работника к проведению операций по банковскому счету (вкладу) клиента без его распоряжения, на мой взгляд, по своим функциональным характеристикам соответствует функциям контролера, перечисленным в пункте 1.8.2 Положения N 205-П.
Таким образом, при осуществлении обслуживания клиентов с применением компьютерного оборудования и соответствующего программного обеспечения. в котором установлена система контроля, исключающая доступ кассового работника к проведению операций по счету клиента в кредитной организации без его поручения, кассовый работник, на которого возложены обязанности бухгалтерского работника, на основании распорядительного документа кредитной организации и внутренних регламентов по кассовой работе проверяет принятые от клиентов кассовые документы, оформляет их, отражает сумму денег в кассовом журнале, осуществляет прием денежной наличности и зачисление суммы принятых денег на банковский счет клиента или списание суммы, указанной в кассовом документе с банковского счета клиента, и выдачу денежной наличности. При этом при совершении расходных кассовых операции указанный работник обязан обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктом 1.8.2 Положения N 205-П. Проектом новой редакции Положения N 199-П уточняется, что вышеописанная система контроля должна будет в обязательном порядке применяться только при проведении операций по банковским счетам (вкладам) клиентов. По остальным операциям достаточно будет распорядительного документа, возлагающего на кассового работника обязанности бухгалтерского работника.
- Как оформлять бланки чековых книжек и прочие ценности, взятые заведующим кассой из сейфовой комнаты для последующей выдачи клиентам? В подотчет на заведующего кассой? Но он и так за них отвечает. В форму 155 их можно вносить?
- Использовать книгу учета принятых и выданных денег (ценностей) для передачи бланков и иных ценностей, учитываемых на внебалансовых счетах, можно (по крайней мере, это ничем не запрещено). Что касается выдачи заведующим кассой самому себе по книге - про это сказано в одном из предыдущих ответов.
В соответствии с Положением N 205-П кредитная организация сама определяет документооборот по чековым книжкам. При этом окончательная выдача чековых книжек клиентам оформляется мемориальным ордером.
Таким образом, выдача ценностей заведующим кассой непосредственно клиенту должна оформляться мемориальным ордером, передача сотрудникам кредитной организации - по мемориальным ордерам (если выдаются из кассы чековые книжки в ОПЕРО) или под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) (если выдача в кассу).
К. Парфенов,
заместитель главного
редактора "Б&Б"
"Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540