Как поступать законно и цивилизованно.
Ответы на вопросы бизнес-тренеров и консультантов в области
интеллектуальной собственности
Как можно законно использовать чужие: товарные знаки; изобретения; полезные модели; промышленные образцы?
Необходима либо покупка самого патента, либо заключение Лицензионных договоров с правообладателем.
Как грамотно переопубликовать чужую статью на сайте?
Полностью аналогично предыдущему пункту, но в ряде случаев автор может поставить условием публикации: наличие гиперссылки на свой сайт; сохранение всех гиперссылок в тексте, публикацию фото автора и его контактных данных и т.п.
На практике авторы иногда используют свое право отказать в публикации по следующим причинам: предлагаемый для публикаций сайт малопосещаем, имеет плохой дизайн и/или низкое качество других материалов и т.п.
Как грамотно переопубликовать чужую статью в журнале, сборнике, книге?
Как минимум, необходимо получить письменное разрешение у автора, а также, в соответствии со статей 42 "Закона о СМИ", указать место первой публикации. Строго говоря, необходимо заключение авторского договора. Принципиально, что автор может, в соответствии с "Законом об авторском праве и смежных правах" - не объясняя мотивов - как разрешить, так и отказать опубликовать свое произведение.
Если исключительные права на статью были ранее переданы автором фирме, издательству, то, письменное разрешение нужно получить у них. Повторим: строго говоря, необходимо заключение Договора с владельцем прав.
В ряде случаев, автор/правоообладатель, имеют право и разрешают свободно переопубликовывать, например, пресс-релиз, но с обязательным указанием места первой публикации.
Как грамотно цитировать чужие произведения в статье, в книге, на сайте?
В соответствии со статьей 19 "Закона об авторском праве и смежных правах", цитирование допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением следующих условий:
цитируется именно фрагмент произведения, а не все произведение, пусть даже небольшого объема. (Под произведением понимается и отдельная глава, таблица, рисунок, тест, приложение к книге и т.п.);
цитируемый фрагмент закавычивается (вспомните, как дикторы телевидения даже указывают: "... конец цитаты") и указываются страницы первоисточника;
указывается автор;
указывается название произведения (первоисточника);
указываются выходные данные исходной публикации.
Ссылки могут приводиться: прямо в тексте, в сносках внизу страницы либо в списке литературы в конце главы/книги.
При этом хорошим тоном считается давать ссылки на последнее или наиболее массовое издание, чтобы уважаемые читатели могли его легко найти в случае необходимости. В приличной научной среде принято давать ссылки даже на устные сообщения коллег.
А какие права есть у автора произведения, например, рукописи?
Общеизвестно: можно купить товар, услугу. Но у автора также есть - и он может ими распоряжаться - права на интеллектуальную собственность, часть из которых он может продавать. Заметим: создание нового произведения требует известных материальных и творческих затрат и это должно быть возмещено. Пример: часто покупатели лицензионных компьютерных программ ошибочно думают, что покупают "товар, с которым могут делать все, что захотят...". Если внимательно изучить Лицензионное соглашение, то окажется, что прибрели они вовсе не товар, а лишь право установить чужую программу на свой компьютер - без права вмешательства в нее, без права перепродажи, без права сдачи в аренду третьим лицам и т.п.
В соответствии со статьями 15 и 16 "Закона об авторском праве и смежных правах": "Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);
право на отзыв (право отозвать ранее переданные права с компенсацией ущерба, который возник вследствие этого отзыва).
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
У авторов, согласно "Закону об авторском праве и смежных правах" и ряду других, есть различные права, о которых уже было сказано выше.
Кто такой правообладатель?
У разработок (например, рукописей, раздаточных материалов), книг, а также публикаций в Internet есть авторы-разработчики, а также - в ряде случаев - законные правообладатели. Это:
те, кто приобрел права на произведение у автора законным способом (например, тренингово-консалтинговая фирма, издательство);
наследники автора.
Важная особенность "Закона об авторском праве и смежных правах": права возникают именно у автора (физического лица) по факту создания произведения (например, рукописи). И эти права могут быть переданы автором юридическому лицу (родной фирме, издательству и т.п.) по Авторскому договору за соответствующее вознаграждение.
Как грамотно сделать тренинг/семинар/курс/видео-, аудиокурс, в основе которых лежат фрагменты из открыто опубликованных чужих книг, статей?
Если используются именно фрагменты, а не все произведение, то необходимы корректные ссылки, как указано в предыдущем пункте. При этом цитируется именно фрагмент произведения, а не все произведение, пусть даже небольшого объема. Под произведением понимается и отдельная глава, таблица, рисунок, тест, приложение к книге и т.п.
Можно ли делать и распространять на своем тренинге/семинаре и т.п. ксерокопии фрагментов чужих произведений? Ведь таким образом мы бесплатно рекламируем уважаемого автора!
Строго говоря - нет. Во-первых, автор никого не уполномочивал делать такую рекламу; во-вторых, распространение копий его материалов - без разрешения автора - уменьшает продажу его книг, посещаемость сайта и т.п. Автор (правообладатель) имеют право оговорить условия распространения своего произведения.
Я уже один раз оплатил обучение на тренинге/семинаре/курсе и теперь хочу сам преподавать!
Да, вы оплатили обучение - т.е. получение услуги. Но права на интеллектуальную собственность автора не были приобретены.
Можно ли приобрести готовый тренинг/семинар/курс?
В ряде случаев - да, но в любом случае целесообразно обратиться к автору-разработчику либо к правообладателю.
Можно ли вести аудио-, видеозапись тренинга/семинара/курса без разрешения автора?
Строго говоря, ведущий создает произведение в устной форме, поэтому он может как разрешить, так и запретить ведение аудио-, видеозаписи. И это его право. Другое дело, что считается вежливым заранее предупредить всех Участников краткосрочного обучения о запрете ведения записи - например, в программе мероприятия.
Как грамотно сделать тренинг/семинар/курс/видео- или аудиокурс, в основе которых лежат цельные произведения: главы, списки контрольных вопросов, тесты, приложения и т.п.) из открыто опубликованных чужих книг, статей?
Строго говоря, необходимо заключение Авторского договора. Важно, что автор может, в соответствии с "Законом об авторском праве и смежных правах" - не объясняя мотивов - как разрешить, так и отказать использовать свое произведение (например, автор сам намерен сделать тренинг/семинар по своим материалам). Если исключительные права на статью были ранее переданы автором фирме, издательству и т.п., то разрешение нужно получить у них.
А бывают ли тренинги/семинары/курсы без явных аналогов?
Статистически - исчезающе редкий случай + гигантский труд, который нужно вложить в разработку!
А зачем нужны эти правила?
Издавна общество поощряет авторов новых разработок, так как их разработки развивают общество. Именно поэтому общество дает авторам права, которых нету простых граждан. Другое дело, что в смутные времена об этом забывают... Помимо цивилизованных правил ведения бизнеса (уважение прав автора, соблюдение требований ряда законов) есть внеюридические механизмы: скажем, в близком тренингам и семинарам event-сообществе уже появились открыто публикуемые "черные списки" нарушителей авторских прав.
Можно прогнозировать, что и на тренинговом рынке постепенно начнут уважать труд автора:
корректно цитировать;
спрашивать разрешение автора на публикацию или переработку его произведения;
оплачивать приобретаемые права;
цивилизованно обращаться с интеллектуальной собственностью.
По меньшей мере, основные игроки будут делать так, поскольку интеллектуальная собственность - один из основных активов тренингово-консалтингового бизнеса.
www.treko.ru
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107