г.Москва |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А40-118319/12-119-1124 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 1 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2012
по делу N А40-118319/12-119-1124, принятое судьей Быковой Ю.Л.,
по заявлению ИФНС России N 1 по г.Москве
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве,
третье лицо: ООО "ИНЖПРОМ",
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Шитовой О.А. по доверенности от 02.07.2012,
представитель ответчика не явился, извещен,
представитель третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2012, принятым по настоящему делу, ИФНС России N 1 по г.Москве отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве от 24.02.2012 N 48265А о внесении изменений в сведения о юридическом лице - ООО "ИНЖПРОМ", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемого решения и отсутствие доказательств нарушения прав заявителя или иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением о государственной регистрации.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. При этом податель жалобы указывает на то, что на государственную регистрацию представлены недостоверные сведения о местонахождении юридического лица ввиду того, что фактически Общество не находится по адресу, указанному в учредительных документах.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом от Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве через канцелярию суда поступило письменное ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции. В соответствии со ст.156 АПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав позицию представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Как усматривается из материалов дела, 16.02.2012 ООО "ИНЖПРОМ" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 46 по г.Москве с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно изменений адреса места нахождения юридического лица (л.д.13).
При этом в качестве адреса местонахождения Обществом указан: г.Москва, Семеновская набережная, д.2/1, стр.1, пом.VII, офис 1.
24.02.2012 МИФНС России N 46 по Москве принято решение N 48265А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д.12).
В рамках осуществления мероприятий налогового контроля ИФНС России N 1 по г.Москве произведено обследование помещения по адресу нового места регистрации ООО "ИНЖПРОМ": г.Москва, Семеновская набережная, д.2/1, стр.1, пом.VII, офис 1, по результатам которого составлен Акт 16.05.2012, в котором зафиксирован факт отсутствия Общества по указанному адресу (л.д.24).
Полагая, что государственная регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ИНЖСТРОЙ", произведена Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве на основании документов, содержащих недостоверные сведения, налоговый орган обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения заявленных Инспекцией требований.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с ч.1 ст.17 названного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В статье 9 Закона предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В настоящем случае в регистрирующий орган Обществом представлен полный пакет предусмотренных приведенными нормами Закона документов.
Что касается доводов заявителя относительно того, что место нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества не соответствует адресу, указанному в уставе юридического лица, и, соответственно, в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация об адресе юридического лица, то они не могут быть положены в основу вывода о незаконности оспариваемого решения о регистрации.
Из материалов дела следует, что с заявлением о регистрации Обществом в МИФНС России N 46 по г.Москве было представлено гарантийное письмо Косарева А.Л. - управляющего помещением, расположенного по адресу: Москва, Семеновская набережная, д.2/1, стр.1, пом.VII, офис 1, в котором подтверждается правомерность использования Обществом данного адреса (л.д.18).
Тот факт, что на момент проведения Инспекцией проверки по данному адресу Общество не находилось, не свидетельствует о недействительности решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса местонахождения Общества.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в определенных случаях, наличие которых в данном споре не установлено. Иные основания для отказа в государственной регистрации законодательством не предусмотрены.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.
При этом действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконными действий налогового органа по внесению записи в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Данная правовая позиция изложена в том числе в постановлении ФАС Московского округа от 25.02.2013 по делу N А41-32629/12.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установленную законодательством Российской Федерации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несет юридическое лицо - заявитель.
Предоставление в государственный орган в неполном объеме или в искаженном виде сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности либо применение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав. В частности, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Поскольку в настоящем случае ООО "ИНЖПРОМ" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с изменением места нахождения, были представлены необходимые документы, предусмотренные ст.17 Закона о регистрации, у Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ИФНС России N 1 по г.Москве требований является правомерным.
При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2012 по делу N А40-118319/12-119-1124 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118319/2012
Истец: ИФНС России N 1 по г. Москве
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ООО "ИНЖПРОМ"