Работа налоговых органов с убыточными организациями
Последние годы государство проводит политику облегчения налогового бремени за счет снижения налоговых ставок, отмены ряда налогов. Такого рода меры направлены на создание оптимальных условий для развития бизнеса и полного исполнения налоговых обязательств. Несомненно, для эффективного функционирования налоговой системы требуется совершенное качественное налоговое администрирование, при котором у недобросовестных налогоплательщиков не останется сомнений в неотвратимости последствий за уклонение от уплаты налогов.
Для обеспечения исполнения обязательств, взятых на себя государством (решения вопросов, направленных на исполнение политических, экономических и социальных задач, требующих дополнительных расходов из бюджета), необходимо определить приоритетные направления налоговой политики и создать новые, эффективные инструменты ее реализации. В связи с этим налоговые органы РФ в настоящее время проводят активную работу с организациями, ведущими деятельность с убытками.
Очевидно, что извлечение прибыли - основная цель предпринимательства. А прибыльный бизнес, в свою очередь, способен посредством исполнения налоговых обязательств пополнить и укрепить государственную бюджетную систему. Поэтому налог на прибыль организаций - один из наиболее значимых. По сути, это важнейший источник формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ, и от полноты его уплаты зависят позитивные структурные изменения в экономике.
В настоящее время налоговые органы рассматривают легализацию налоговой базы организаций и вывод их скрытых доходов из тени как возможные источники дополнительных поступлений налога на прибыль. Деятельность убыточных организаций находится под пристальным вниманием, работе с ними уделяется особое значение. Ведь как показывает статистика, даже из тех организаций, которые сегодня должны уплачивать налог на прибыль, почти пятая часть заявляет в отчетности убытки, а значит, согласно действующему законодательству вправе уменьшить на их сумму налоговую базу.
Конечно же, отражение убытка в налоговой отчетности еще не свидетельствует о том, что организация нарушает налоговое законодательство. Действительно, организации находящиеся только в начале становления и развития, объективно имеют существенные расходы, которые не покрываются получаемыми доходами, что приводит к убыткам и отсутствию налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, есть и другие "законные" причины получения убытков, например освоение новых технологий, вложение свободных денег в инвестиционные и инновационные проекты, не давшие пока еще положительных результатов.
Однако большая часть убыточных организаций отражает убытки неправомерно: допускает ошибки при исчислении налоговой базы, использует схемы минимизации налогов или ухода от их уплаты, скрывает выручку, необоснованно завышает расходы и т.д. Хотя порой эти организации имеют большой стаж на рынке - бизнес у них давно "раскручен", да и сами отрасли, в которых они ведут деятельность, относятся, по оценкам специалистов, к высокодоходным.
Вызывает, по меньшей мере, много вопросов, когда, например, известная торговая компания, имеющая широко развитую сеть на территории нескольких субъектов Федерации, на протяжении многих лет в декларации по налогу на прибыль отражает убытки. Также удивляет, что фирмы выигрывают тендеры на строительство современных жилых комплексов в крупных городах, возводят небоскребы или коттеджи, реализуют эти объекты строительства по колоссальной цене, но при этом снова заявляют убытки.
Трудно понять, почему, построив огромный торгово-развлекательный центр и сдав его площади в аренду, организация много лет не получает прибыль и не платит налоги. Скорее всего здесь имеет место сокрытие доходов, неправомерное формирование убытков, а значит, и нарушение налогового законодательства.
Задача вывода доходов из тени сегодня одна из ключевых в работе налоговых органов. Вызов на комиссии в налоговые органы руководителей организаций, выплачивающих "серые" заработные платы, является уже отлаженным направлением по выявлению налоговых нарушений и борьбе с ними.
Несомненно, работе с убыточными организациями инспекции и ранее уделяли весьма большое значение. Однако создание специальных комиссий*(1) - новый и, как показала практика, весьма эффективный инструмент в руках налоговых органов для решения поставленных задач, которыми были и остаются пресечение случаев:
неполного отражения в учете хозяйственных операций;
неправомерного завышения расходов за счет экономически необоснованных или документально неподтвержденных затрат;
сознательного занижения доходов и других незаконных операций.
Цель вызова руководителей убыточных организаций на комиссии налоговых органов заключается прежде всего в выяснении источников поддержания жизнедеятельности "нежизнеспособной" организации, проверке достоверности указываемой в декларации суммы убытка. Руководитель убыточной компании должен пояснить, почему ее деятельность не приносит прибыли, назвать причины такого положения дел, представить план реализации мер, которые намечены для исправления ситуации, а также высказать свои пожелания и предложения.
Очевидно, в процессе работы с убыточными организациями посредством вызова их руководителей на комиссии возникает еще много вопросов, трудностей, белых пятен, влияющих на результаты. Поговорим о том, как выбираются организации, чей руководитель приглашается на комиссию.
В первую очередь особое внимание уделяется фирмам, заявляющим убытки на протяжении нескольких налоговых периодов ("хронически" убыточным), что само по себе несвойственно предпринимательской деятельности. Отбор проводится по критериям, которые косвенно могут свидетельствовать о том, что убыточные организации не отражают обороты от реализации, а именно:
выявление несоответствия выручки в бухгалтерской и налоговой отчетности;
рост дебиторской и кредиторской задолженности при снижении выручки от реализации;
превышение доли вычетов по НДС над средними показателями.
Также внимание привлекают организации, которые заявляют крупные суммы убытков, особенно те, что ведут деятельность в высокодоходных отраслях экономики - розничной и оптовой торговле, строительстве. Не выпадают из поля зрения налоговых органов и секторы экономики, в которых имеется большое количество убыточных организаций с малыми суммами убытков.
Выбирая претендента для вызова на комиссию, сотрудники налоговых органов проводят предпроверочный анализ данных из внутренних и внешних источников. К информации из внутренних источников относятся сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций. Информация из внешних источников - это сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе и общедоступная. Своевременно направленные запросы в таможенные органы, банки, пенсионные фонды, обобщение полученной информации, проведение всестороннего анализа - вот инструменты, позволяющие обоснованно оценить реальное финансово-хозяйственное состояние убыточной организации.
Обратите внимание: приглашение руководителя убыточной организации на комиссию предполагает наличие у налогового органа оснований полагать о совершении налогового правонарушения. На комиссии из отобранных убыточных организаций приглашаются те организации, у которых в налоговой и бухгалтерской отчетности выявлены внутридокументарные и междокументарные несоответствия или противоречия, отсутствие логической связи между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, непропорциональный рост обязательств и расходов по отношению к имуществу и доходам налогоплательщика.
Следует иметь в виду, что у налоговых органов, которые приглашают руководителя для беседы, помимо "досье" на саму убыточную организацию нередко имеются результаты проверки имущественного состояния и руководителя (его заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы). И нередко в такой ситуации вызванный на комиссию руководитель, как правило, затрудняется пояснить, на какие средства ему удалось приобрести дорогую недвижимость или иномарку, работая долгое время в убыточной фирме (где зачастую официальная заработная плата весьма низкая).
Немаловажно и взаимодействие налоговых органов с правительствами республик, губернаторами областей и главами муниципальных образований, представителями заинтересованных министерств, служб, комитетов, общественных организаций. Кто как не представители власти знают, какие именно организации получили разрешение на заключение договора аренды, например, муниципальной собственности (земли, здания) для ведения предпринимательской деятельности на территории данного муниципального образования или какое юридическое лицо выиграло тот или иной тендер при проведении конкурса. А вот кто из этих организаций не платит налог на прибыль, 17,5% которого поступает именно в территориальный бюджет субъекта, об этом представители органов власти не только могут, но и обязаны знать.
Кроме того, комиссии работают и на межведомственном уровне. В состав межведомственных комиссий могут входить профсоюзы, заинтересованные отраслевые комитеты, представители территориальных пенсионных фондов, фондов медицинского и социального страхования и др. В определенных случаях вызов руководителей убыточных организаций именно на межведомственные комиссии играет значительную роль в легализации взаимоотношений между органами власти на местах и бизнесом. В результате сотрудничество власти и бизнеса становится прозрачным, открытым и цивилизованным, без какого-либо давления: организация честно платит налоги - администрация на полученные деньги решает поставленные перед ней задачи.
По итогам работы таких комиссий в арбитражные суды подаются исковые заявления о ликвидации убыточных акционерных обществ, стоимость чистых активов которых меньше зарегистрированного уставного капитала (в целях сокращения количества убыточных организаций). Сведения о данных предприятиях направляются в территориальные отделы региональных отделений Федеральной службы по финансовым рынкам для последующего контроля. В результате прямого общения сотрудников налоговых органов с руководителями, а также учредителями или собственниками убыточных организаций на заседаниях комиссий раскрываются различного рода ошибки при формировании отчетности, а также налоговые правонарушения.
В ходе работы комиссии выявляется, что причинами неверного формирования плательщиками финансового результата нередко являются как занижение доходной части, так и завышение расходов. К основным нарушениям можно отнести:
отражение в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм документально неподтвержденных затрат;
неотражение в составе доходов субсидии на покрытие разницы в тарифах на оказанные услуги;
неверное определение стоимости незавершенного строительства;
включение в состав убытков организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, убытков от совместной деятельности;
занижение цены на оказываемые услуги по переработке давальческого сырья.
Отметим, что, по мнению налоговых органов, результативность работы комиссий заключается в самостоятельном (после вызова руководителя на комиссию) представлении убыточными организациями уточненных деклараций и снижении суммы убытка. Цель считается достигнутой, если налогоплательщик самостоятельно сдал такую декларацию, в которой не только уменьшил сумму ранее заявленных убытков, но и показал прибыль и уплатил налог. Если вызов руководителя на комиссию не приведет к желаемому результату, как правило, последует выездная налоговая проверка убыточной организации.
Нередко в адрес налоговых органов звучат негативные высказывания по поводу проведения выездных проверок после отказа руководителя убыточной организации пересмотреть налоговые обязательства со ссылкой на то, что такие проверки неизбежно заканчиваются доначислениями. Но как уже упоминалось, вызову на комиссию предшествует объемная и кропотливая работа по сбору неопровержимых фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства. Если же руководитель убыточной организации не соглашается с мнением специалистов налогового ведомства, а у инспектора есть все основания полагать, что имеет место сокрытие доходов организации, выездная налоговая проверка будет назначена. И это, на взгляд автора, правомерно, обоснованно и важно.
Напомним, что сама по себе выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Цель ее весьма прозрачна и прямо определена Налоговым кодексом РФ: это контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. И поскольку не все проведенные проверки являются результативными, то в корне опровергается версия о "неизбежном" доначислении. Ведь если налоговый орган недостаточно качественно провел анализ финансово-хозяйственной деятельности убыточной организации перед приглашением ее руководителя на комиссию и убыток исчислен правомерно, то бояться доначислений по результатам выездной проверки и применения штрафных санкций убыточной организации не следует. Однако, как доказывает имеющаяся практика, в ходе проведения выездных проверок нередко выявляются различные нарушения налогового законодательства, в том числе и схемы минимизации налоговых обязательств или ухода от налогов.
Отметим, что не все откликаются на приглашение и являются на комиссии налоговых органов для беседы. Нередко после получения такого приглашения руководители организаций, в налоговой отчетности которых намеренно отражен убыток, реально оценивают возможные нерадужные перспективы и вносят корректировку в декларацию по налогу на прибыль организаций (снижают убытки, заявляют прибыль) и иную налоговую отчетность, не являясь при этом на комиссию.
Когда же руководитель организации элементарно игнорирует приглашение на комиссию, налоговые органы также принимают необходимые меры. Прежде всего - розыск. В отношении должностных лиц налогоплательщиков, которые отсутствуют по адресу, заявленному при государственной регистрации, составляются протоколы для привлечения к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ. Налогоплательщики, которые получили уведомления о приглашении на комиссии, но не явились без уважительных причин, приглашаются на заседание комиссии уже более высокого уровня - межведомственной комиссии администрации города или района. Отдельные работодатели, игнорирующие приглашения, привлекаются к ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ.
В отношении организаций, руководители которых проигнорировали законное требование налогового органа и не явились на заседание комиссии, дополнительно проводится детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности, направляются запросы в кредитные учреждения о движении денежных средств по счетам, направляются письма в администрацию (городов, районов) об отрицательных результатах финансово-хозяйственной деятельности, выявляется наличие взаимозависимых лиц и проводится анализ деятельности контрагентов. В дальнейшем налоговый орган вправе провести в такой организации выездную налоговую проверку.
В заключение еще раз обратим внимание, что наличие существенной доли убыточных организаций требует от налоговых органов применения более эффективных методов налогового администрирования этой категории налогоплательщиков. Такая работа должна иметь системный, комплексный и непрерывный характер, а контроль со стороны налоговых органов должен быть максимально эффективным и своевременным. Не нарушая законность, квалифицированно и грамотно, основываясь на опыте, налоговые органы обязаны дать понять недобросовестным налогоплательщикам, что последствия сознательного неправомерного заявления налоговых убытков и неуплата налогов непременно приведут к неотвратимости наказания.?
О.А. Королева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
"Ваш налоговый адвокат", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Речь идет о Комиссиях по легализации "теневой" заработной платы и работе с убыточными организациями, созданных по решению Федеральной налоговой службы управлениями ФНС России по субъектам РФ на подведомственных им территориях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru