Резервы по сомнительным долгам
Зачастую организациям приходится бороться с последствиями "дебиторки". Для того чтобы задолженности контрагентов были для нее не так плачевны, фирмы могут обезопасить себя созданием резервов по сомнительным долгам. В статье рассмотрим, что такое резервы по сомнительным долгам, как они создаются, а также обратимся к особенностям создания этих резервов в бухгалтерском и налоговом учете.
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы обезопасить себя от "забывчивых" партнеров. Благодаря созданию такого резерва организация может равномерно учитывать затраты на несвоевременную "дебиторку". Резерв по сомнительным долгам используется организацией на покрытие безнадежных долгов.
Для начала разберемся с понятиями. Что такое сомнительный и безнадежный долги?
Сомнительный долг (п. 1 ст. 266 НК РФ) - это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).
Безнадежный долг (п. 2 ст. 266 НК РФ) - это долг нереальный к взысканию, по которому истек срок исковой давности или в соответствии с законодательством прекращено обязательство.
Бухгалтерский резерв
Возможность создания резервов по сомнительным долгам предусмотрена пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). При разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета каждая организация самостоятельно принимает решение об использовании этой возможности.
Следует учесть, что в бухгалтерском учете резервы создаются не по всем сомнительным долгам, а только по суммам сомнительных долгов организаций и граждан за продукцию, товары, работы и услуги. Задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва.
В пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета указано, что резерв формируется за счет отчислений в него сумм сомнительных долгов, выявленных в ходе инвентаризации расчетов. Величина отчислений в резерв определяется исходя из оценки платежеспособности должника и степени вероятности погашения им долга.
Результаты инвентаризации дебиторской задолженности оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88), который заполняется на основании справки к акту (приложение к форме N ИНВ-17).
Приняв решение о создании резерва, бухгалтер должен проанализировать информацию, отраженную в акте по форме N ИНВ-17, в целях выявления сомнительных долгов, связанных с расчетами за товары (работы, услуги).
Величина "сомнительного" резерва в бухгалтерском учете определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Как учесть верно?
В бухгалтерском учете создание резерва отражается проводкой:
- отчисления в резерв по сомнительным долгам учтены в составе прочих расходов.
После создания резерва бухгалтеру необходимо постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв, так как бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.
При погашении задолженности в бухгалтерском учете одновременно делается проводка, уменьшающая сумму резерва на сумму отчислений, приходящихся на погашенную задолженность:
- погашена задолженность за товары (работы, услуги);
- сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к погашенной задолженности, включена в состав прочих доходов;
- списана задолженность по причине истечения срока исковой давности или в случае признания ее нереальной для взыскания (источником списания в первую очередь является созданный резерв);
- оставшаяся сумма долга в части, превышающей резерв, в случае недостаточности величины созданного резерва, списывается непосредственно на финансовые результаты в составе прочих расходов.
В конце года необходимо сделать проводку:
- если до конца года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва оказались неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации необходимо присоединить эти суммы к финансовому результату.
При этом в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва по сомнительным долгам к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности организация вновь может создать резерв по сомнительным долгам, если это предусмотрено учетной политикой (письмо Минфина России от 12 июля 2004 г. N 03-03-05/3/55).
В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строкой не показывается. При заполнении актива баланса данные о величине дебиторской задолженности приводятся за вычетом суммы начисленного резерва.
Налоговый учет
Глава 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций" также позволяет организациям создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Они включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.
При этом нужно учитывать, что, во-первых, резервы по сомнительным долгам могут создавать только те организации, которые исчисляют налог на прибыль методом начисления, и, во-вторых, создание таких резервов должно быть предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения.
При формировании резервов по сомнительным долгам можно учитывать только просроченную задолженность покупателей за поставленные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), если она не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Статья 266 Налогового кодекса содержит четкий порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли. Правила таковы.
Во-первых, в сумму резерва в налоговом учете включаются только долги со сроком возникновения от 45 дней. Причем задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно вносится в сумму резерва в размере 50 процентов, а долги со сроком возникновения свыше 90 дней - в полном объеме. Во-вторых, определена максимальная величина резерва, которую можно признать в целях налогообложения, - 10 процентов величины выручки отчетного (налогового) периода (без учета НДС).
Кроме того, Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих восстанавливать неиспользованные суммы резерва, а предусматривает возможность перенесения суммы резерва, не использованной в отчетном (налоговом) периоде, на следующий отчетный (налоговый) период.
Алгоритм для налогового учета резервов
Резервы по сомнительным долгам учитываются в налоговом учете следующим образом.
1. По окончании отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности в целях выявления сумм сомнительной и безнадежной задолженности.
По результатам инвентаризации формируются данные о дебиторской задолженности по следующим группам:
- сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней;
- сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно);
- безнадежные долги (т.е. долги, подлежащие списанию).
Дебиторская задолженность при формировании резерва учитывается в полной сумме, включая НДС (письма Минфина России от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/47, МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945).
2. Рассчитывается сумма резерва, использованного в отчетном периоде на погашение убытков от списания безнадежной задолженности, и определяется неиспользованный остаток резерва.
3. Определяется сумма резерва, создаваемого в следующем отчетном (налоговом) периоде (с учетом ограничения в размере 10 процентов суммы выручки).
4. Полученная сумма резерва сравнивается с неиспользованным остатком резерва (см. пункт 2). Если сумма резерва превышает остаток, то организация доначисляет резерв, включая сумму доначисления в состав внереализационных расходов. Если сумма резерва меньше неиспользованного остатка, то организации необходимо уменьшить резерв с отнесением разницы в состав внереализационных доходов.
Пример расчета резерва по сомнительным долгам содержится в пункте 5.5.1 отмененных методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций" (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729).
О проблемах, возникающих на практике, при начислении резервов по сомнительным долгам, читайте статью "Коварные" резервы" в рубрике "Лучшее решение" на стр. 60.
Т. Живаева,
директор департамента консалтинга
ООО АФ "Аудиторское партнерство"
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
Внимание
Можно создавать резервы в налоговом учете и при этом не создавать их в бухгалтерском учете. Требование о единовременном создании резервов в налоговом и бухгалтерском учете отсутствует.
Это важно
В расчет суммы резерва включаются все суммы дебиторской задолженности, выявленные при проведении инвентаризации, независимо от того, подтверждены они дебиторами или нет.
Внимание
Фактически в бухгалтерском учете резервы создаются по долгам, учтенным на счете 62 и частично на счете 76 (в части расчетов за товары, работы, услуги).
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.