г. Томск |
|
29 мая 2012 г. |
Дело N А02-1287/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Батыровой Г. Н. по дов. от 16.09.2011,
от заинтересованного лица: Качаковой О. А. по дов. от 18.05.2012,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 по делу N А02-1287/2011 (судья Борков А. А.) по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" к Администрации муниципального образования "Улаганский район", третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Челушманский" (далее - СПК "Челушманский", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность СПК "Челушманский" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89 431 320 кв. м. с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка СПК "Челушманский" на праве собственности, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 153 464,14 руб. и направлении в СПК "Челушманский".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, СПК "Челушманский" обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то обстоятельство, что судом не учтено, что в кадастровом паспорте земельного участка от 17.05.2011 содержатся кадастровые сведения о координатах характерных точек его границ, что исключает наложение земельного участка на земли иных категорий или пересечение его с земельными участками, принадлежащими иным лицам.
Кроме того, суд, по мнению кооператива, неправомерно определил, что спорный земельный участок налагается на лесной участок - данный вывод опровергается имеющимися в деле документами (план лесонахождений Улаганского участкового лесничества Улаганского лесничества, лесохозяйственный регламент).
Не согласен апеллянт и с выводом суда о вхождении в состав земельного участка водных объектов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает на то, что лесные земли в границах землепользования кооператива являются участком лесного фонда, находящихся в федеральной собственности; на спорном участке расположены и водные объекты, также находящиеся в федеральной собственности, в связис чем указанные земли не могут быть переданы в частную собственность.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ на 12 час. 15 мин. 22.05.2012.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований; представитель Администрации просил оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, заслушав представителей кооператива и Администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что СПК "Челушманский" создан путем реорганизации совхоза "Чулушманский" на основании протокола общего собрания и в соответствии с постановлением Главы Улаганского района от 26.12.2000 N 312-1.
Решением администрации Улаганского района от 24.11.1998 N 148 совхозу "Челушманский" на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 8 398 га для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством N 63 от 27.11.1998, выданным Председателем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Улаганского района.
23.07.2009, на основании указанного выше свидетельства N 63 от 27.11.1998, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 04-02-03/006/2009-272 о праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Челушманский" на земельный участок площадью 89 534 000 кв.м., расположенного в границах участка кадастровый номер 04:09:000000:17 (далее также - спорный земельный участок), с указанием категории: земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (свидетельство 02-АВ 026841).
01.08.2011 СПК "Челушманский" обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность спорного земельного участка.
Письмом от 15.09.2011 N 1250 Администрация отказала СПК "Челушманский" в удовлетворении заявления N 2713 от 06.09.2011 о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка, в связи с необходимостью проведения кадастровых работ с целью уточнения сведений об объектах водного и лесного фонда, расположенных на данном земельном участке и относящихся к федеральной собственности.
Полагая, что отказ Администрации не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы СПК "Челушманский" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Администрации законных оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) на заявителя, как землепользователя, возложена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в срок до 1 июля 2012 года.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению на право собственности в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Материалами дела подтверждается, что СПК "Челушманский" представлены кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 04:09:000000:17, площадью 89 534 000 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский", расположенного в границах участка, с указанием даты внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 22.05.1981, а также кадастровый паспорт земельного участка с указанным выше кадастровым номером, площадью 89 431 320 кв.м., с указанием даты внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 20.07.2007.
По мнению Администрации, в состав указанного заявителем земельного участка входят земли лесного и водного фонда, а также на нем расположены памятники республиканского значения и объекты культурного наследия.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается правомерность отказа Администрации в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
В силу статей 3 и 101 ЗК РФ земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса и статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 101 Лесного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами.
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в совместном письме от 17.09.2003 N АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов Российской Федерации приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно приведенным нормам материального права земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона; для регистрации права собственности необходимо документальное подтверждение отнесения земель к лесному фонду на основании лесоустроительной документации; решение о переводе земель лесного фонда в земли иной категории, а также перевод земель, занятых лесами первой группы, в нелесные земли вправе принимать Правительство Российской Федерации; перевод лесов второй и третьей группы в земли иной категории осуществляется при наличии согласия федерального органа; передача субъекту Федерации полномочий по управлению лесным фондом не изменяет уровень собственности.
Материалами дела подтверждается, что 11.01.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 04-02-03/007/2008-44 о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 167 139 га, расположенный: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, Улаганское лесничество с кадастровым номером 04-02-03/007/2008-044.
При этом, согласно кадастровой выписке граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При проведении в 2006 году лесоустройства Улаганского лесхоза в границах землепользования СПК "Челушманский" лесоустроено 4 323 га лесов (Лесная дача "Чулушманский" в структуре лесничества).
Установив данные обстоятельства и оценив представленные документы (план лесонасаждений Улаганского участкового лесничества Улаганского лесничества, изготовленного по материалам лесоустройства 2006 года, лесохозяйственный регламент Улаганского лесничества Республики Алтай с указанием структуры лесничества (таблица 1.1.1.), утвержденный приказом от 14.03.2011 N 70 Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, а также экспликацию земель СПК "Челушманский", подготовленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (Улаганское подразделение Улаганского отдела) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что часть спорного земельного участка находится в границах земельного участка лесного фонда площадью 167 139 га, с кадастровым номером 04-02-03/007/2008-044, расположенного: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, Улаганское лесничество, на который 11.01.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Следовательно, поскольку часть земельного участка, на который претендует СПК "Челушманский", входит в состав земель государственного лесного фонда, приватизации данный земельный участок, в силу действующего законодательства, не подлежит.
Доказательств, подтверждающих изъятие земельного участка площадью 167 139 га из собственности Российской Федерации и передачи в собственность муниципального образования, а также соблюдения процедуры перевода из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, апеллянтом в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в состав спорного земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:17 входят земельные участки (их части) площадью 112 га, занятые поверхностными водными объектами.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
Согласно части 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Поскольку межевание спорного земельного участка произведено без полевого обследования территории и установления проектных границ в натуре, суду не представляется возможным установить включены или нет водные объекты и береговые полосы, в частности реки Челушман, протяженность которой, согласно сообщения Федерального агентства водных ресурсов Верхнее-Обского бассейнового водного управления от 13.12.2011, составляет 241 км, в общую площадь испрашиваемого сельскохозяйственным кооперативом в собственность земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации является обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные в апелляционный суд Министерством лесного хозяйства Республики Алтай материалы лесоустройства в виде плана лесонасаждений Улаганского лесничества Улаганского участкового лесничества, сопоставив его со схемой земельного участка СПК "Челушманский" (л.д. 123 т. 1), суд апелляционной инстанции приходит выводу о невозможности с достоверностью установить отсутствие наложения границ спорного земельного участка с земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 по делу N А02-1287/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Челушманский" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.02.2012 N 23.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1287/2011
Истец: СПК "Челушманский"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Улаганский район"
Третье лицо: Министерство культуры Республики Алтай, Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, ФГУ "Земельная кадастровая палата по РА"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12111/13
15.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/12
06.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2670/12
21.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1287/11
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/12
29.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2670/12
02.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1287/11