г. Тюмень |
|
5 сентября 2012 г. |
Дело N А02-1287/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А) по делу N А02-1287/2011
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" (649742, Республика Алтай, Улаганский район, с. Балыкча, ул. Центральная, д.30, ИНН 0402020266, ОГРН 1020400508644)
к администрации муниципального образования Улаганский район Республики Алтай (649750, Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 8, ИНН 0402002696, ОГРН 1030400507829)
о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле:
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай,
Министерство культуры Республики Алтай,
Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Алтай,
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай.
В заседании суда принял участие представитель:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" - Батырова Г.Н. по доверенности от 16.09.2011.
Суд установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Челушманский" (далее - СПК "Челушманский", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - администрация) о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89 431 320 кв.м, с кадастровым номером 04:09:000000:17, с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский", об обязании принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить кооперативу проект договора купли-продажи земельного участка по цене 153 464,14 руб.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 3, 10 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статью 1.1 Закона Республики Алтай от 14.05.2007 N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" мотивированы незаконностью отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:17, препятствующем в реализации права на приватизацию спорного земельного участка.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Алтай, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012, в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что отказ администрации является обоснованным, не нарушает прав и законных интересов кооператива.
СПК "Челушманский" в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Кооператив указывает в кассационной жалобе на то, что в соответствии с требованиями законодательства для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участков им представлены все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, согласно которому земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и в своем составе не имеет земель иных категорий. По мнению кооператива, отсутствие кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, а также в случае пересечения одной из границ земельного участка границу другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями, не являются основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду.
В отзыве Министерство лесного хозяйства республики Алтай, соглашаясь с выводами судебных инстанций, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представитель кооператива поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о судебном заседании по делу, не обеспечили явку своих представителей в заседание суда, что согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
По материалам дела судами установлено, что СПК "Челушманский", созданный путем реорганизации совхоза "Челушманский", владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:17, площадью 89 431 320 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 02-АВ 026841, выданным 23.07.2009.
СПК "Челушманский" с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обратился 01.08.2011 в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Администрация письмом от 15.09.2011 N 1250 сообщила о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с необходимостью проведения кадастровых работ с целью уточнения сведений о наличии на земельном участке объектов водного и лесного фонда, относящихся к федеральной собственности.
СПК "Челушманский", считая данный отказ администрации не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд согласился с доводами администрации об отсутствии законных оснований для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка входит в состав земельного участка лесного фонда, зарегистрированного на праве собственности за Российской Федерацией, кроме того, в составе испрашиваемого земельного участка имеются земли, занятые поверхностными водными объектами, также находящимися в собственности Российской Федерации. Суд посчитал данные обстоятельства подтвержденными планом лесонасаждений Улаганского участкового лесничества Улаганского лесничества, изготовленного по материалам лесоустройства 2006 года, лесохозяйственным регламентом Улаганского лесничества с указанием структуры лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 14.03.2011 N 70, экспликацией земель СПК "Челушманский", подготовленной Управлением Росреестра, наличием зарегистрированного 11.01.2009 права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 167 139 га.
Суд принял во внимание возражения администрации о том, что в состав испрашиваемого земельного участка входят земельные участки, занятые поверхностными водными объектами.
При этом арбитражный суд указал на то, что кооперативом не представлены доказательства разграничения земельных участков лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения, а также доказательства межевания, позволяющих установить включение или отсутствие водных объектов и береговых полос в общую площадь испрашиваемого земельного участка, а приложенные в обоснование заявленных требований кадастровый паспорт земельного участка и план земельного участка не позволяют однозначно определить местонахождение земельного участка на местности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда, отметив, что в результате сопоставления схемы земельного участка СПК "Челушманский" с материалами лесоустройства в виде плана лесонасаждений Улаганского лесничества невозможно с достоверностью установить отсутствие наложения границ спорного земельного участка с земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации.
Суды посчитали, что права кооператива не нарушены оспариваемым отказом администрации.
Между тем, судебные акты, принятые на основании указанных выводов судебных инстанций, нельзя признать соответствующими требованиям статей 15, 65, 67, 68, 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, пунктов 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие в совокупности двух обязательных условий: это несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение данных требований процессуального законодательства суды освободили администрацию от доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложив на кооператив обязанность доказывания отсутствия этих обстоятельств.
В данном случае, администрация, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность в связи с тем, что на нем имеются объекты водного и лесного фонда, относящиеся к федеральной собственности, должна была надлежащими доказательствами подтвердить эти обстоятельства.
Признавая обоснованными доводы администрации о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится в составе земельного участка лесного фонда, вместе с тем, арбитражный суд указал, что согласно представленной кадастровой выписке земельного участка лесного фонда площадью 167 139 га, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Судом не исследованы приведенные кооперативом доводы в обоснование заявленных требований и представленные доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленного кооперативом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от 17.05.2011 N 0409/210/11-710 усматривается, что земельный участок площадью 89 431 320 кв.м поставлен на кадастровый учет 20.07.2007, расположен в границах земельного участка, относится к землям сельскохозяйственного назначения, предназначен для сельскохозяйственного производства.
Арбитражный суд не дал оценки данным обстоятельствам. Делая вывод об отсутствии границ испрашиваемого земельного участка, арбитражный суд исходил лишь из сведений кадастрового паспорта земельного участка от 08.12.2008, содержащего отметку о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, арбитражным судом не принято во внимание, что в кадастровом паспорте земельного участка от 08.12.2008 указана площадь земельного участка размером 89 534 000 кв.м, в то время, как в кадастровом паспорте от 17.05.2011 площадь этого земельного участка указана в размере 89 431 320 кв.м.
При разрешении спора судами не учтены положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Кооператив по существу во исполнение установленной законом обязанности обратился с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
При рассмотрении дела судами с учетом положений земельного законодательства не был исследован вопрос о нарушении прав и законных интересов кооператива. Вывод судов о том, что права кооператива не нарушены, не мотивирован в нарушении статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции не выполнил в полной мере требования пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, сделал выводы на неполном исследовании доказательств по делу и несоответствующими обстоятельствам по делу, что привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене как незаконные и необоснованные.
Дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду с учетом изложенного необходимо установить, имеет ли администрация законные основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, а также рассмотреть вопросы о нарушении прав кооператива оспариваемым отказом и о наличии у кооператива права на приобретение в собственность спорного земельного участка, в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 по делу N А02-1287/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Алтай.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пункта 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, пунктов 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие в совокупности двух обязательных условий: это несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
...
При разрешении спора судами не учтены положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
...
При рассмотрении дела судами с учетом положений земельного законодательства не был исследован вопрос о нарушении прав и законных интересов кооператива. Вывод судов о том, что права кооператива не нарушены, не мотивирован в нарушении статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции не выполнил в полной мере требования пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, сделал выводы на неполном исследовании доказательств по делу и несоответствующими обстоятельствам по делу, что привело или могло привести к принятию неправильного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2012 г. N Ф04-4081/12 по делу N А02-1287/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12111/13
20.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12111/13
15.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/12
06.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2670/12
21.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1287/11
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4081/12
29.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2670/12
02.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1287/11