Система финансовых показателей*(1)
Анализ финансовой деятельности компании начинается с расчета финансовых показателей. С помощью таких коэффициентов можно порадоваться успехам, вовремя предсказать угрозы, увидеть слабые и сильные стороны деятельности предприятия. В нижеприведенной схеме показана наиболее полную систему финансовых показателей, при расчете которых можно получить целостное представление о предприятии.
Схема. Система финансовых показателей
/----------------------------\
/-----| Операционный анализ |-------\
| \----------------------------/ |
/-------------------\ /-----------------------\
|Анализ операционных| |Показатели прибыльности|
| издержек | | и рентабельности |
\-------------------/ \-----------------------/
/-------------------\ /-------------------\
|Управление активами| |Рыночные показатели|
\-------------------/ \-------------------/
/--------------------\ /------------------------\
|Показатели структуры| | Показатели оценки |
| капитала | |имущественного положения|
\--------------------/ \------------------------/
| /----------------------------\ |
\-----| Показатели ликвидности |-------/
\----------------------------/
1. Операционный анализ: - коэффициент изменения валовых продаж - коэффициент валовой маржи - коэффициент операционной прибыли - коэффициент чистой прибыли - коэффициент запаса финансовой проч- ности |
Операционный анализ проводится для оценки результатов деятель- ности предприятия на основе со- отношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных ных объемах производства. |
2. Анализ операционных издержек: - коэффициент производственной себес- тоимости реализованной продукции - коэффициент издержек по реализации - коэффициент общих и административных издержек - коэффициент процентных платежей |
Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относи- тельную динамику долей различных видов издержек в структуре сово- купных издержек предприятия и является дополнением операцион- ного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изме- нения показателей прибыльности фирмы. |
3. Управление активами: - оборачиваемость активов - оборачиваемость постоянных активов - оборачиваемость чистых активов - оборачиваемость дебиторской задол- женности - средний период погашения дебиторской задолженности - оборачиваемость товарно-материальных запасов - оборачиваемость товарно-материальных запасов по себестоимости - оборачиваемость кредиторской задол- женности - средний срок погашения кредиторской задолженности |
Эти показатели позволяют опреде- лить, насколько эффективно ме- неджмент компании управляет ак- тивами, доверенными ему владель- цами компании. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, так как в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретен- ные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стои- мость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыноч- ной стоимостью. Еще одно искажение текущего по- ложения может быть связанно с диверсификацией видов деятель- ности компании, когда конкретные виды деятельности требуют прив- лечения определенного объема ак- тивов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе желательно стремить- ся к разделению финансовых пока- зателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции. |
4. Показатели структуры капитала: - отношение задолженности к активам - отношение задолженности к капитали- зации - отношение заемного и собственного капитала - отношение задолженности к собствен- ному капиталу - коэффициент капитализации |
С помощью этих показателей можно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансо- вых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличи- вается риск банкротства, так как возрастает объем обязательств компании. |
5. Показатели ликвидности: - коэффициент текущий ликвидности - коэффициент быстрой ликвидности - коэффициент абсолютной ликвидности |
Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности ком- пании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих за- долженностей компании и ее обо- ротных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задол- женностей. |
6. Показатели прибыльности и рента- бельности: - рентабельность оборотных средств - рентабельность активов - рентабельность собственного капитала - рентабельность использования капита- ла (рентабельность чистых активов) |
Позволяют оценить эффективность использования менеджментом ком- пании его активов. Она определя- ется соотношением чистой прибы- ли, определяемой различными спо- собами, с суммой активов, ис- пользуемых для получения этой прибыли. Данная группа показате- лей формируется в зависимости от акцента исследования эффектив- ности. |
7. Рыночные показатели: - прибыль на одну акцию - ценность акции - дивидендный доход - рентабельность акции - коэффициент котировки акций |
Эти показатели одни из наиболее существенных для собственников компаний и потенциальных инвес- торов. В акционерной компании собственников интересует влияние результатов деятельности компа- нии на рыночную стоимость их акций, особенно свободно обраща- ющихся на рынке. Также вызывает интерес и распределение принад- лежащей им прибыли. |
8. Показатели оценки имущественного положения: - коэффициент износа - коэффициент обновления - коэффициент выбытия |
С помощью этих показателей можно оценить стоимость активов, чис- лящихся на балансе предприятия. Также они определяют состояние основных фондов. Рост этого показателя оценивается положи- тельно. |
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С первым номером журнала в этом году наша редакция вводит новую рубрику. Здесь будут представлены актуальные справочные материалы в удобном компактном виде. Мы надеемся, что информация этой рубрики будет полезна для вас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.