г.Томск |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А45-28003/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Хлудов Е.Ю. по доверенности от 23.08.2012 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витерра"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 10 января 2013 года по делу N А45-28003/2012 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Министерства здравоохранения Новосибирской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Витерра"
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Министерство, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Витерра" (далее - ООО "Витерра", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.01.2013 г. заявленные требования удовлетворены, ООО "Витерра" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Витерра" в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как принятого по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, в частности, не установления факта реализации лицензиатом лекарственных препаратов покупателям.
Министерство в представленном отзыве на апелляционную жалобу доводы апелляционной жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ООО "Витерра" при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 Закона о лицензировании).
В пункте 11 статьи 19 Закона о лицензировании поясняется, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).
Согласно пункту 6 названного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности определено, что индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, должны соблюдаться, в том числе и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно статье 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 53 статьи 4 названного Закона рецепт на лекарственный препарат - это письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу пункта 2 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам врача, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Таким образом, из вышеприведенных норм Закона о лицензировании, Правил продажи отдельных видов товаров, Порядка отпуска лекарственных средств следует, что лекарственные препараты, отпуск которых обязателен при наличии рецепта, не подлежат реализации в ином порядке; при этом, не соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Административным органом при проверке соблюдения осуществления ООО "Витерра" фармацевтической деятельности в аптечном пункте по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 64/1 выявлены нарушения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения в период с 08.06.2012 по 17.10.2012, а именно: Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 562н, в частности, приобретенные медицинские препараты: нурофен плюс, пенталгин-Н, пенталгин ICN, терпинкод по товарным накладным на момент проверки в наличии отсутствовали, лицензиатом не представлено рецептов на отпуск названных медицинских препаратов.
Ссылка ООО "Витерра" на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, не принимается судом апелляционной инстанции, протокол, составленный административным органом соответствует положениям статей 26.2, 28.2 КоАП РФ, является допустимым доказательством подтверждающим факт совершения Обществом административного правонарушения; при составлении протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица с правонарушением согласился, каких-либо объяснений в отношении отсутствия лекарственных препаратов, их списания (в связи с истечением срока хранения), нахождения на остатке (нереализованный товар) им не давалось и доказательств, подтверждающих наличие препаратов не представлялось, равно, как и не представлено таких доказательств в судебные инстанции.
Доводы о не исследовании факта продажи препаратов третьим лицам, несостоятельны, выявленные административным органом нарушения не опровергнуты, обстоятельства выбытия препаратов из под контроля Общества, в том числе, в результате неправомерных действий иных лиц, не подтверждены.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прейскурантов, подлежащих контролю в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 562н утвержден Порядок отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества (далее- Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка лекарственные препараты для медицинского применения, содержащие малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества, отпускаются по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88.
Пунктом 9 указанного Порядка, установлено, что рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, после отпуска комбинированного лекарственного препарата подлежат хранению в аптеке (аптечном пункте) в течение трех лет.
Материалами дела подтверждается отсутствие у Общества, как рецептурных бланков, так и самих препаратов, обстоятельства не реализации отсутствующих медицинских препаратов, Обществом не подтверждены, что является грубым нарушением лицензионных требований и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП.
Исходя из положений статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 16, 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", для виновных действий юридического лица требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по исполнению вышеуказанных требований законодательства, в связи с чем, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения является установленной.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования Министерства здравоохранения Новосибирской области о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 января 2013 года по делу N А45-28003/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А.Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28003/2012
Истец: Министерство здравоохранения Новосибирской области, ООО "Витерра"
Ответчик: ООО "Витерра"