г. Челябинск |
N 18АП-1803/2013 |
20 марта 2013 г. |
Дело N А76-18699/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкина Ивана Викторовича и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 января 2013 года по делу N А76-18699/2012 (судья Михайлова Е.А.).
В заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Заводская М.А. (доверенность от 09.01.2013 N 23)
Белавкин Иван Викторович (паспорт, служебное удостоверение) и его представители Фаткулин Э.М. и Филиппов А.С., действующие на основании доверенности от 13.11.2012 серии 74 АА N 1343480,
представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Фаткулин Э.М. (доверенность от 25.12.2012 N 134-Д).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заявитель, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкина Ивана Викторовича (далее - должностное лицо, Белавкин И.В.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2013 по настоящему делу заявление антимонопольного органа удовлетворено. Заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкин Иван Викторович привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 15 000 рублей.
С принятым арбитражным судом первой инстанции не согласились, как должностное лицо, так и Министерство, - подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт.
В апелляционной жалобе Белавкин Иван Викторович просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявление УФАС России по Челябинской области оставить без удовлетворения. В обоснование доводов апелляционной жалобы Белавкин И.В. ссылается на имеющее по его мнению, место быть со стороны арбитражного суда первой инстанции, несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого судебного акта, фактическим обстоятельствам, а также неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения. В частности, должностное лицо указывает на то, что, исходя из условий п. п. 34, 39 Положения о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 (далее - Положение о Министерстве), Министерство осуществляло функцию по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным транспортом на пригородном и межмуниципальном сообщении, лишь в форме выдачи разрешений на право перевозки пассажиров на межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Челябинской области и в форме утверждения паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов. Законом Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО) полномочия Министерства были существенно расширены, в связи с чем, "В силу достаточно обширного перечня полномочий, который, фактически не представлялось возможным реализовать (исполнить) силами одного отдела пассажирских перевозок Управления инженерной инфраструктуры Министерства, укомплектованного сотрудниками, численностью 4 (четыре) человека, я, в письме от 29.01.2010 г. N50 в/п обратился к Министру строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области В.А. Тупикину, с просьбой рассмотреть предложения по реорганизации структуры и увеличению штатной численности уполномоченного органа, с целью реализации положений Закона N488-ЗО, вступившего в законную силу 14.01.2010 г. Письмо от 29.01.2010 г. N50 в/п содержало в том числе просьбу "_дать поручение на подготовку служебной записки в адрес Губернатора Челябинской области"_ письмо от 29.10.2010 г. N50 в/п было мной направлено Министру строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в связи с отсутствием у меня должностных полномочий на принятие решения о внесении изменений в структуру и штатную численность Министерства_", - при том, что фактически должностное лицо, полномочное к принятию подобного рода решений, определено в п. 13 ст. 50 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО "Устав (Основной закон) Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО). Таким образом, данный податель апелляционной жалобы полагает, что, в силу условий ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1, ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина во вмененном должностному лицу бездействии, фактически отсутствует, а, факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей материалами дела не подтвержден.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать УФАС России по Челябинской области в удовлетворении заявления. По мнению третьего лица, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное истолкование закона, а, само решение суда принято на основе неполностью выясненных обстоятельств. В частности, также ссылаясь на нормы ч. 3 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, третье лицо указывает на то, что материалами настоящего дела не установлен факт бездействия Министерства, способствовавший совершению административного правонарушения, что также следует из содержания ст. 3 Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО, и Положения о Министерстве в редакции постановления губернатора Челябинской области от 21.10.2010 N 321. Помимо изложенного, в апелляционной жалобе третье лицо указывает на то, что в рамках рассмотренного дела арбитражный суд первой инстанции необоснованно признал Министерство нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), так как, "во-первых: факта бездействия в течение длительного времени путем неформирования реестра и неутверждения паспортов межмуниципальных маршрутов, где оценка длительности срока - полтора года, дана неверно; во-вторых: длительности срока (более 1 года с момента принятия Министерством приказов N54 от 04.05.2010, N163 от 17.11.2010, N170 от 02.12.2010 и до принятия антимонопольным органом Решения), в течение которого Министерство по итогам конкурса не заключило ни одного договора". По мнению Министерства, деятельность, связанная с оформлением паспортов межмуниципальных маршрутов, по сравнению с ранее осуществлявшейся деятельностью по утверждению паспортов, является более трудоемкой в части объема действий, а, "срок, длительностью более 1 года не является критическим, поскольку общий срок для изучения пассажиропотока, согласования пути следования, изучения безопасности дорожных условий, согласование остановочных пунктов и расписания движения с владельцами инфраструктуры, составления расписания движения автобусов с учетом увязки между другими транспортными средствами (железнодорожного, авиа- сообщений) с учетом потребности пассажиропотока, законодательно не закреплен", что также, по мнению Министерства следует из утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 18.02.2010 N 34-П Областной программы комплексного развития пригородного и городского транспорта на 2010 - 2012 годы. Помимо изложенного Министерство ссылается на то, что действующим законодательством не установлен срок, в течение которого, после преодоления всех необходимых процедур орган, уполномоченный на организацию транспортного обслуживания автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, должен принять решение об установлении межмуниципального маршрута. Кроме того, третье лицо ссылается на то, что "Оценка длительности срока, не находит отражения ни в Решении, ни в судебных актах по делу NА76-4833/2012, которые суд первой инстанции по настоящему делу берет в основу Решения и необоснованно считает изложенные факты доказанными_ На момент вынесения Решения Челябинским УФАС, Министерством с перевозчиками заключено двенадцать договоров по итогам конкурса, при этом, первый договор заключен 30 октября 2011 года, более чем за три календарных месяца до дня принятия обжалуемого Решения Челябинским УФАС. С момента принятия Министерством приказа N170 от 02.12.2010, и до вынесения Решения Челябинским УФАС, прошло менее одиннадцати месяцев. Указание на факт наличия в структуре Министерства, на момент вступления в_ силу Закона N488-ЗО, отдела транспорта и связи_ не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, для осуществления функций, предусмотренных новым Законом N488-ЗО, в последующем, в структуре Министерства было учреждено обособленное Управление транспорта, состоящее изначально из двух отделов (отдел пассажирских перевозок и отдел транспортного и линейного контроля) (редакция Положения о Министерстве от 21.04.2011 г.), а ныне из трех - добавился отдел подготовки разрешительной документации (редакция Положения о Министерстве от 03.10.2011 г.), на которое и возложены функции по реализации Закона N488-ЗО".
УФАС России по Челябинской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционные жалобы антимонопольный орган в частности указывает на то, что должностное лицо в данном случае обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, что в частности подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2012 по делу N А76-4833/2012.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление антимонопольного органа, пришел к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, а, потому, оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле документов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 07.02.2012 было вынесено решение по делу N 75-07/11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на основании заявления индивидуального предпринимателя Мельникова Павла Владимировича (т. 3, л.д. 76) на неправомерные действия Министерства, выразившиеся в непроведении конкурса и отказе в заключении договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 353 "г. Копейск "Темника" - г. Челябинск "Теплотехнический институт" (т. 1, л.д. 9 - 14).
Решением антимонопольного органа от 07.02.2012 по делу N 75-07/11 о нарушении антимонопольного законодательства признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Министерства, выразившееся в длительном неутверждении реестра межмуниципальных маршрутов, неподготовке паспортов межмуниципальных маршрутов, и как следствие в непроведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту, поскольку необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам по перевозке пассажиров на межмуниципальных маршрутах, в том числе по маршрутам, связывающим г. Челябинск и г. Копейск, и создает преимущественные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, которые ввиду бездействия Министерства осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на межмуниципальных маршрутах Челябинской области при отсутствии действующих договоров, а также без заключения с ними по итогам конкурса соответствующих договоров (п. 1).
Пунктом 2 резолютивной части данного решения предписывалось выдать Министерству предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем утверждения реестра межмуниципальных маршрутов Челябинской области, а также паспортов межмуниципальных маршрутов Челябинской области, и проведение в установленные законодательством сроки конкурсов на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Пунктом 3 резолютивной части решения антимонопольного органа предписывалось передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в настоящем решении.
Указанное решение антимонопольного органа было оспорено Министерством в Арбитражном суде Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2012 по делу N А76-4833/2012 (т. 1, л.д. 64 - 71) в удовлетворении заявленных требований Министерству было отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 указанный судебный акт был оставлен без изменения (т. 1, л.д. 152 - 158).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2012 N Ф09-11054/12 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по делу N А76-4833/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставлены без изменения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что им не допущено нарушения требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку фактически, данные доводы направлены на преодоление судебных актов по делу N А76-4833/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
УФАС России по Челябинской области 30.07.2012 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 96 - 14.9ч.1/12, проведении административного расследования и об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (т. 1, л.д. 73, 74), которым в отношении заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкина И.В. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, выразившегося в бездействии, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могло привести к ограничению конкуренции.
Данным определением должностному лицу Министерства предписывалось прибыть в антимонопольный орган 22.08.2012 в 10 час. 00 мин. для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении, а также были истребованы в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ копии документов и сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
Антимонопольным органом 03.08.2012 вынесено определение об истребований у Министерства сведений по делу N 96 - 14.9ч.1/12 (т. 1, л.д. 76).
Белавкиным И.В. в УФАС России по Челябинской области 13.08.2012 были представлены пояснения (т. 1, л.д. 77 - 79) с приложением документов на 18 листах (т. 1, л.д. 80 - 97).
Министерством в УФАС России по Челябинской области 14.08.2012 также были представлены истребованные документы (т. 1, л.д. 98 - 106).
Антимонопольным органом было положительно рассмотрено поступившее от должностного лица ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении (т. 1, л.д. 108) (определение от 22.08.2012 о продлении срока проведении административного расследования (т. 1, л.д. 111) с учетом определения об исправлении описок от 22.08.2012 (т. 1, л.д. 112)).
Определением от 22.08.2012 должностному лицу предписывалось прибыть в антимонопольный орган 26.09.2012 в 10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении.
Также 22.08.2012 заявителем было вынесено определение об истребовании определенных сведений у Министерства (т. 1, л.д. 113), исполненное третьим лицом (т. 1, л.д. 114 - 151).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 26.09.2012, в отсутствии должностного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия (т. 1, л.д. 110), составлен протокол N 96 - 14.9ч.1/12 об административном правонарушении (т. 1, л.д. 161 - 164), которым Белавкину И.В. вменено бездействие, выразившееся в неосуществлении в течение длительного времени действий по организации работы по утверждению реестра межмуниципальных маршрутов, и, как следствие, проведению соответствующих конкурсов на право заключения договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 данного Кодекса, осуществляется судьями арбитражных судов.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства. Инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области.
Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба Челябинской области и со своим наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и соответствующие бланки, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством (п. 4 Положения о Министерстве).
К числу функций Министерства были отнесены в числе прочих: выдача разрешений на право перевозки пассажиров на межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Челябинской области (п. 34); утверждение паспортов межмуниципальных автобусных маршрутов (п. 35); организация обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение (п. 39).
Статьей 3 Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного на организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, были отнесены: 1) изучение пассажиропотока и прогнозирование потребности в перевозках пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам; 2) установление (изменение) и отмена межмуниципального маршрута; 3) согласование с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов пути следования транспортного средства и остановочных пунктов по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту, проходящему по территориям соответствующих муниципальных образований; 4) согласование с владельцами автовокзалов количества рейсов, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток, и категории транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту; 5) оформление паспорта межмуниципального маршрута; 6) организация и проведение конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 7) утверждение формы протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту и формы протокола оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе; 8) заключение с перевозчиком договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 9) выдача маршрутной карты; 10) ведение реестра межмуниципальных маршрутов, опубликование его в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области и размещение на официальном сайте уполномоченного органа; 11) осуществление контроля за соблюдением перевозчиком договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 12) опубликование информации об установлении (изменении) и отмене межмуниципального маршрута в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области и размещение ее на официальном сайте уполномоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО конкурс на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту проводится уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом.
В силу условий п. 1 ст. 10 Закона Челябинской области от 29.10.2002 N 488-ЗО настоящий закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней со дня его официального опубликования.
Закон Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 14.11.2009 N 231.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.10.2010 N 321 в постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 были внесены изменения, в том числе касающиеся функций Министерства, а именно: подпункт 34 изложен в следующей редакции: "34) организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам" Положение о Министерстве дополнено подпунктами 34-1 - 34-12 следующего содержания: "34-1) изучение пассажиропотока и прогнозирование потребности в перевозках пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам; 34-2) установление (изменение) и отмена межмуниципального маршрута; 34-3) согласование с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов пути следования транспортного средства и остановочных пунктов по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту, проходящему по территориям соответствующих муниципальных образований; 34-4) согласование с владельцами автовокзалов количества рейсов, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток, и категории транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту; 34-5) оформление паспорта межмуниципального маршрута; 34-6) организация и проведение конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 34-7) утверждение формы протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту и формы протокола оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе; 34-8) заключение с перевозчиком договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 34-9) выдача маршрутной карты; 34-10) ведение реестра межмуниципальных маршрутов, опубликование его в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области и размещение на официальном сайте Министерства; 34-11) осуществление контроля за соблюдением перевозчиком договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту; 34-12) опубликование информации об установлении (изменении) и отмене межмуниципального маршрута в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области и размещение ее на официальном сайте Министерства".
Согласно имеющимся в материалах дела N А76-18699/2012 Арбитражного суда Челябинской области доказательствам, Белавкин Иван Викторович был назначен заместителем министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области постановлением Губернатора Челябинской области от 13.08.2008 N 255 (т. 1, л.д. 61), освобожден от указанной должности постановлением Губернатора Челябинской области от 16.04.2010 N 167 в связи с окончанием срока действия срочного служебного контракта (т. 1, л.д. 62) и вновь назначен на указанную должность постановлением Губернатора Челябинской области от 28.04.2010 N 54 (т. 1, л.д. 63).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 утверждена структура Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, согласно которой, в ведении заместителя министра находились в том числе Управление инженерной инфраструктуры, являющееся структурным подразделением Министерства и отдел транспорта и связи (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 13.10.2009 N 268); в соответствии со штатной численностью Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, также утвержденной Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 13.10.2009 N 268), предусматривалась штатная численность должностей заместителей министра в количестве двух единиц.
Данные положения не претерпели изменения в связи с принятием Губернатором Челябинской области постановления от 22.03.2010 N 85.
Согласно структуре Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, а также штатной численностью Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 01.06.2010 N 103), штатная численность должностей заместителя министра была увеличена до трех единиц, при этом в ведении одного заместителя министра также находились Управление инженерной инфраструктуры и отдел транспорта и связи.
Согласно структуре Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, а также штатной численностью Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 21.04.2011 N 148), штатная численность должностей заместителя министра не изменилась, в ведении одного заместителя министра также находились такие структурные подразделения министерства, как Управление инженерной инфраструктуры и Управление транспорта.
Структура Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, а также штатная численность Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденные постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 03.10.2011 N 361), свидетельствуют об уменьшении штатной численности должностей заместителя министра, до двух единиц, и отсутствии изменений в части нахождения в ведении одного заместителя министра, Управления инженерной инфраструктуры и Управления транспорта.
Согласно полученному УФАС России по Челябинской области Положению об Управлении инженерной инфраструктуры Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (т. 1, л.д. 39 - 44), данное управление было создано в целях обеспечения выполнения функций Министерства в отраслях: коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливной промышленности, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства (п. 1).
В силу условий пункта 6 Положения об Управлении инженерной инфраструктуры, функции управления в области транспорта и связи заключались в числе прочих: 1) в координации деятельности организации транспорта и связи по вопросам качества предоставления услуг населению области; 2) в разработке концепции развития транспорта Челябинской области на основе прогноза потребностей в перевозках; 3) в разработке и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение эффективности использования транспорта при перевозках грузов и пассажиров; 4) в обеспечении надежного и бесперебойного транспортного обслуживания на территории Челябинской области с учетом перспектив развития муниципальных образований; 5) в организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным транспортом на пригородном и межмуниципальном сообщении: 6) в осуществлении контроля за качеством обслуживания населения Челябинской области транспортными организациями; 7) подготовка материалов и осуществление контроля за исполнением решений Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Челябинской области; 8) содействие деятельности общественных формирований, связанных с работой транспортных структур; 9) содействие созданию информационного обеспечения транспортных предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортную и связанную с ней деятельность, по вопросам развития транспортного рынка, новых технологий и транспортных средств.
Права Управления, регламентированы разделом III Положения о нем, в связи с чем, Управление имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, необходимую информацию.
Организация деятельности Управления инженерной инфраструктуры, регламентирована разделом V данного Положения.
В частности, пунктом 10 устанавливалось, что Управление работает под непосредственным руководством начальника управления инженерной инфраструктуры.
Курирует деятельность Управления заместитель министра по вопросам инженерной инфраструктуры (п. 11).
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром (п. 12).
Функции начальника Управления определялись пунктом 14 Положения, а именно: 1) осуществляет руководство всей деятельностью Управления на принципах единоначалия; 2) организует деятельность Управления, осуществляет контроль за работой, проводит функциональные совещания; 3) по поручению министра представляет интересы управления во всех государственных органах, органах местного самоуправления, учреждениях, организациях и т.д.; 4) утверждает положения об отделах Управления, должностные инструкции сотрудников; 5) вносит предложения министру об изменении структуры и штатной численности Управления в пределах штатного расписания с целью повышения эффективности его деятельности, о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников Управления; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с возложенными на Управление функциями.
Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области 29.07.2011 издан приказ N 88 "Об утверждении Положения об Управлении транспорта" (т. 1, л.д. 28), которым, в соответствии с постановлениями Губернатора Челябинской области от 17.06.2004 N 266 "Об органах исполнительной власти Челябинской области" (в редакции от 20.01.2011 N 11), от 09.08.2004 N 408 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области" (в редакции от 21.04.2011) утверждены: Положение об Управлении транспорта (приложение 1); Положение об отделе транспортного и линейного контроля (приложение 2); Положение об отделе пассажирских перевозок (приложение 3) (пункт 1). Пунктом 2 данного приказа начальнику Управления транспорта Филиппову А.С. предписывалось ознакомить сотрудников Управления транспорта с Положениями, в срок до 01.08.2011 разработать должностные регламенты сотрудников Управления транспорта.
В соответствии с пунктом 3 данного приказа, контроль за его исполнением возложен на заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкина И.В.
Приказ вступает в силу с момента его подписания (п. 4).
Согласно Положению об Управлении транспорта (т. 1, л.д. 29 - 33), утвержденного приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 29.07.2011 N 88, Управление транспорта является структурным подразделением Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, создано в целях обеспечения выполнения функций Министерства в сфере организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным и пригородным маршрутам (п. 1).
Пунктом 6 раздела IV Положения определены права Управления, а именно: 1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности необходимую информацию; 2) вносить руководству Министерства предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления, участвовать в их рассмотрении; 3) знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач и функций; 4) представлять интересы Министерства в федеральных, региональных, городских организациях по вопросам, относящимся к компетенции Управления; 5) участвовать в работе по осуществлению межрегиональных связей, разработке и выполнения межрегиональных договоров Челябинской области в пределах своей компетенции; 6) участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на соблюдение государственной и договорной дисциплины; 7) составлять протоколы о совершении административных правонарушений в сфере транспортного обслуживания населения на межмуниципальных и пригородных маршрутах, направлять административные дела в суды; 8) рассматривать обращения по вопросам, относящимся к компетенции управления, и давать ответы по существу поставленных в обращениях вопросов.
Пунктом 5 указанного Положения определены основные функции Управления, в том числе: 1) организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение на территории Челябинской области); 2) координация деятельности организаций транспорта по вопросам качества предоставления услуг населению Челябинской области; 5) изучение пассажиропотока и прогнозирование потребности в перевозках пассажиров и багажа по межмуниципальным и пригородным маршрутам; 6) установление (изменение) и отмена межмуниципального и пригородного маршрута; 7) согласование с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов пути следования транспортного средства и остановочных пунктов по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному и пригородному маршруту, проходящему по территории соответствующих муниципальных образований; 8) согласование с владельцами автовокзалов количества рейсов, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток, и категории транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному и пригородному маршруту; 9) оформление паспорта межмуниципального и пригородного маршрута; 10) организация и проведение конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному и пригородному маршруту; 11) утверждение формы протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному и пригородному маршруту и формы протокола оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе; 12) заключение с перевозчиком договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному и пригородному маршруту; 13) выдача маршрутной карты; 14) ведение реестра межмуниципальных и пригородных маршрутов, опубликование его в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области и размещение на официальном сайте уполномоченного органа; 15) осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями условий договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному и пригородному маршруту; 17) опубликование информации об установлении (изменении) и отмене межмуниципального и пригородного маршрута в официальных печатных изданиях органов государственной власти Челябинской области, а также размещение данной информации на официальном сайте; 18) проведение анализа состояния и тенденций развития транспортной отрасли; 19) участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, федеральных и областных целевых программ по транспортному обслуживанию населения в межмуниципальном и пригородном сообщении; 20) подготовка предложений к проекту областного бюджета на соответствующий год по направлениям деятельности Управления; 21) подготовка проектов постановлений и распоряжений Губернатора Челябинской области и проектов постановлений Правительства Челябинской области, направленных на осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств и контроля за целевым использованием бюджетных средств по основным направлениям деятельности управления, и их передача в финансово-экономическое управление Министерства для дальнейшего согласования в Министерстве финансов Челябинской области; 23) подготовка информации для Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Челябинской области; 24) содействие деятельности общественных формирований, связанных с работой транспортных структур; 25) содействие созданию информационного обеспечения транспортных предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортную и связанную с ней деятельность, по вопросам развития транспортного рынка, новых технологий и транспортных средств.
Контроль и координацию деятельности Управления осуществляет заместитель министра (п. 9).
Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый и освобождаемый от должности приказом министра (п. 10).
Пунктом 11 Положения определены функции начальника Управления: 1) несет ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществляемых им своих функций; 2) осуществляет руководство всей деятельностью Управления; 3) организует деятельность Управления, осуществляет контроль за работой, проводит функциональные совещания; 4) по поручению министра представляет интересы Управления во всех государственных органах, органах местного самоуправления, учреждениях, организациях; 5) вносит предложения министру об изменении структуры и штатной численности Управления в пределах штатного расписания с целью повышения эффективности его деятельности, о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников Управления; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с возложенными на Управление функциями.
При рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде Челябинской области в материалы настоящего дела представлены должностные регламенты государственного гражданского служащего Челябинской области - заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в редакциях: от 01.10.2009 (т. 1, л.д. 139 - 146); от 28.04.2010 (т. 1, л.д. 53 - 60); от 11.05.2010 (т. 1, л.д. 131 - 138); от 15.03.2011 (т. 1, л.д. 123 - 130); от 30.03.2012 (т. 1, л.д. 115 - 122).
При этом из содержания вышеупомянутых должностных регламентов в редакциях от 01.10.2009, от 28.04.2010, от 11.05.2010, и от 15.03.2011 следует, что в должностные обязанности заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в числе прочего включались осуществление координации работы управления инженерной инфраструктуры Министерства (пп. 1 п. 8) и организация подготовки и согласования нормативных правовых актов Челябинской области, справочной и аналитической информации по вопросам планирования, развития подведомственных отраслей (пп. 2 п. 8).
Согласно должностному регламенту в редакции от 30.03.2012 заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области осуществляет руководство над управлениями инженерной инфраструктуры, транспорта, государственной жилищной инспекцией, входящими в их состав отделами, и в пределах своих полномочий: 1) организует подготовку проектов законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области (пп. 1 п. 8); организует разработку долгосрочных программ, перспективных и годовых прогнозов по подведомственным отраслям (пп. 2 п. 8); представляет Правительству Челябинской области сводную информацию об итогах развития подведомственных отраслей (пп. 11 п. 8); организует контроль за организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение, вопросы осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Челябинской области) (пп. 24 п. 8); организует координацию деятельности организаций транспорта по вопросам качества предоставления услуг населению Челябинской области (пп. 25 п. 8); организуем реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (пп. 26 п. 8).
Штатная численность государственных служащих Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденная постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, формировалась следующим образом:
- министр - 1, первый заместитель министра - 1, заместитель министра - 2, начальник управления - 5, заместитель начальника управления - 9, начальник отдела - 35, заместитель начальника отдела - 8, консультант - 5, главный специалист - 48, ведущий специалист - 28, специалист 1 разряда - 8, специалист 2 разряда - 2 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 13.10.2009 N 268);
- министр - 1, первый заместитель министра - 1, заместитель министра - 2, начальник управления - 5, заместитель начальника управления - 9, начальник отдела - 36, заместитель начальника отдела - 8, консультант - 7, главный специалист - 51, ведущий специалист - 29, специалист 1 разряда - 8, специалист 2 разряда - 2 (в редакциях постановлений Губернатора Челябинской области от 22.03.2010 N 85, от 01.06.2010 N 103, от 16.12.2010 N 421);
- министр - 1, первый заместитель министра - 1, заместитель министра - 3, начальник управления - 8, заместитель начальника управления - 11, начальник отдела - 45, заместитель начальника отдела - 11, консультант - 11, главный специалист - 54, ведущий специалист - 29, специалист 1 разряда - 8, специалист 2 разряда - 2 (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 21.04.2011 N 148);
- министр - 1, первый заместитель министра - 1, заместитель министра - 2, начальник управления - 8, заместитель начальника управления - 12, начальник отдела - 45, заместитель начальника отдела - 13, консультант - 11, главный специалист - 54, ведущий специалист - 30, специалист 1 разряда - 8, специалист 2 разряда - 2 (в редакциях постановлений Губернатора Челябинской области от 03.10.2011 N 361, от 03.02.2012 N 26).
Как следует из имеющихся в деле N А76- 18699/2012 Арбитражного суда Челябинской области доказательств, ИП Мельников П.В. обратился в Министерство с ходатайством о заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 353 г. Копейск "Темника" - г. Челябинск "Теплотехнический институт" (т. 3, л.д. 81), однако, заместителем министра Белавкиным И.В. письмом от 02.08.2011 N 10260 (т. 3, л.д. 82) в заключении данного договора, со ссылкой на ст. 6 Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО было отказано. Также указанное письмо содержало ссылку на отсутствие потребностей в осуществлении перевозки пассажиров по данному маршруту по причине осуществления перевозок МУП "Копейское пассажирское автопредприятие", ИП Русиным Ю.С., ООО "Казачий двор", ООО "Аквамарин", однако, как было установлено антимонопольным органом, сроки действия договоров с указанными субъектами предпринимательской деятельности истекли на момент обращения ИП Мельникова П.В., и не продлевались. Также антимонопольным органом было установлено, что Министерством впервые, конкурс на осуществление перевозок по одному межмуниципальному маршруту N 304 г. Верхний Уфалей - Нязепетровск, был объявлен, лишь 13.08.2011.
Учитывая изложенное, вывод антимонопольного органа о том, что заместителем министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкиным И.В. в соответствии с должностными обязанностями, должны быть совершены действия по организации работы по утверждению реестра межмуниципальных маршрутов, подготовке паспортов межмуниципальных маршрутов, - что являлось бы основанием для проведения конкурсов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальным маршрутам.
Поскольку соответствующих действий должностным лицом совершено не было, это явилось препятствием для проведения конкурсов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальным маршрутам и как следствие, создало условия для ограничения деятельности хозяйствующих субъектов по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам, т.к. одни хозяйствующие субъекты получают преимущественные условия осуществления соответствующих перевозок, даже по истечении срока действия разрешений и при отсутствии согласования с Министерством, тогда как другие перевозчики такой возможности лишены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Белавкина И.В., суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные, не подтверждают, что должностным лицом были совершены какие-либо значимые действия, направленные на реализацию полномочий по координации деятельности управлений Министерства - инженерной инфраструктуры, и транспорта.
Тот факт, что Белавкин И.В. единственный раз, письмом от 29.01.2010 N 50в/п (т. 4, л.д. 10 - 12) обратился к министру строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области с заявлением о необходимости создания двух новых отделов и увеличения штатной численности, - не свидетельствует само по себе, о том определенной численности штатных единиц Министерства было недостаточно для реализации в полной мере, должностных обязанностей заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет, как документально неподтвержденные, доводы апелляционной жалобы третьего лица.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таким образом установлен и доказан.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная Белавкиным Иваном Викторовичем за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2000 рублей по чеку-ордеру СБ8597/0145 от 08.02.2013 (т. 4, л.д. 9) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату Белавкину И.В. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 января 2013 года по делу N А76-18699/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкина Ивана Викторовича и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Возвратить Белавкину Ивану Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18699/2012
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС)
Ответчик: Заместитель Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Белавкин Иван Викторович
Третье лицо: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Начальнику отдела адренсо-справочнгой работы УФМС России по Челябинской области