г. Челябинск |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А34-2485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" на решение Арбитражного суда Курганской области от 17 декабря 2012 года по делу N А34-2485/2012 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Курганводоканал" - Сидоренко В.В. (доверенность от 01.06.2012 N 13),
Нижне-Обского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Плаксина А.Т. (доверенность от 12.02.2013 N 10).
Открытое акционерное общество "Курганводоканал" (далее - заявитель, ОАО "Курганводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Отдела водных ресурсов по Курганской области Нижне-Обского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - отдел водных ресурсов, Нижнее-Обское БВО), выразившихся в отказе в регистрации дополнительных соглашений к договору от 23.11.2011 N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00109/00 и обязания отдела водных ресурсов по регистрации дополнительного соглашения. Заявление ОАО "Курганводоканал" принято Арбитражным судом Курганской области к производству, с присвоением делу номера А34-2485/2012.
Также ОАО "Курганводоканал" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий отдела водных ресурсов, выразившихся в отказе в регистрации дополнительных соглашений к договору от 23.11.2011 N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00110/00 и обязания отдела водных ресурсов по регистрации дополнительного соглашения к договору. Заявление ОАО "Курганводоканал" принято Арбитражным судом Курганской области к производству, с присвоением делу номера А34-2486/2012.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 24.07.2012 указанные дела объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А34-2485/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.12.2012 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Курганводоканал" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее, по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, ОАО "Курганводоканал" ссылается на то, что основания для отказа в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам водопользования в данном случае отсутствовали, так как исчерпывающий перечень соответствующих оснований приведен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра (далее - Административный регламент), утвержденного приказом МПР России от 31.10.2008 N 293, - которые отсутствовали применительно к данной ситуации. Помимо изложенного, заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что представленные расчеты не соответствуют п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, - являются ошибочными, так как пп. "а" п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования содержит требования, исключительно к составу предъявляемых документов, но не к их содержанию. Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что не должен в данном случае руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, исходя из содержания их пункта 12.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Нижнее-Обское БВО просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании 06.03.2013 объявлен перерыв до 13.03.2013; рассмотрение апелляционной жалобы продолжено после объявленного перерыва.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе после объявленного перерыва, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Департамента.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ОАО "Курганводоканал" в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия совокупности условий в целях признания незаконным оспариваемого бездействия отдела водных ресурсов.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно пункту 3 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В статье 24 Водного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, в том числе утверждение порядка подготовки и заключения договора водопользования.
Подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила).
Требования к заявлению и приложенным к нему документам предусмотрены в пунктах 9 - 11 Правил.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п. 2 ст. 31 ВК РФ).
Регистрация договоров водопользования и дополнительных соглашений к договорам водопользования осуществляется на основании Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165, регламентирующие административные процедуры по государственной регистрации.
Приказом МПР России от 22.08.2007 N 216 утверждены Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования.
Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержден приказом МПР России от 31.10.2008 N 293.
Согласно пункту 44 Административного регламента, для государственной регистрации в Реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования в Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов предоставляются документы, перечисленные в пункте 2 Правил оформления государственной регистрации договоров водопользования, утвержденных приказом МПР России от 22.08.2007 N 216.
Пунктом 51 Административного регламента установлено, что регистратор в течение шести рабочих дней осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства путем проверки: полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие статьям 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (п. 51.1); возможности использования водного объекта под заявленные цели путем проверки целей, заявленных в документах на соответствие статьям 43 - 54 Водного кодекса Российской Федерации, а также нормам, предусмотренным законодательством (п. 51.2); параметров водопользования путем проверки: возможности использования акватории водного объекта под заявленные цели (соблюдение законных прав и интересов третьих лиц); наличия свободного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных и (или) дренажных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; возможности установленного использования водного объекта для целей производства электрической энергии (п. 51.3); наличия требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов (п. 51.4); расчета платы за пользование водным объектом путем проверки соответствующих расчетов на соответствие установленным ставкам платы за пользование водными объектами и порядку ее расчета (п. 51.5).
Как следует из имеющихся в деле N А34-2485/2012 Арбитражного суда Курганской области доказательств, отделом водных ресурсов 23.11.2011 в государственном водном реестре зарегистрированы договор водопользования N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00109/00 и N 45-14.01.05.003-Х-ДХВО-С-2011-00110/00, заключенные Департаментом и МУП "Курганводоканал", правопреемником которого является ОАО "Курганводоканал", на забор воды из Курганского водохранилища на р. Тобол.
Обществом в отдел водных ресурсов 09.04.2012 в целях государственной регистрации в государственном водном реестре Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области были представлены дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам водопользования, которыми предусматривалось внесение существенных изменений в параметры водопользования, установленные в пунктах 7 указанных договоров водопользования, предусматривающих параметры водопользования.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 утверждена форма примерного договора водопользования, пунктом 25 которой установлено, что все изменения договора оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре.
Подпунктом "а" пункта 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 установлено, что при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в числе прочих документов должны быть представлены материалы, содержащие расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
Согласно имеющимся в материалах дела N А34-2485/2012 Арбитражного суда Курганской области документам, обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов представлено не было.
Суд первой инстанции при этом пришел к верному выводу о том, что, обоснованность увеличения в дополнительном соглашении объема забора водных ресурсов сводной таблицей параметров водопользования, само по себе, не может быть признано обоснованием заявленного объема забора водных ресурсов в контексте пп. "а" п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165.
В письмах от 18.04.2012 N N 212, 213 отдел водных ресурсов мотивировал отказ в государственной регистрации в водном реестре дополнительных соглашений к договорам водопользования, несоответствием расчетов изменения заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, условиям пп. "а" п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, - что соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем, дополнительное обоснование, приведенное отделом водных ресурсов в данных письмах, не имеет значения.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил ссылку заявителя на письмо МПР России от 27.01.2012 N 14-17/979 (т. 1, л.д. 32), как не относящееся к нормативным правовым актам, и не изменяющие норму пп. "а" п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ч. 5 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17 декабря 2012 года по делу N А34-2485/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2485/2012
Истец: МУП "Курганводоканал"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Нижне-обское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов, Отдел водных ресурсов по Курганской области Федерального агенства водных ресурсов Нижне-обского бассейнового водного управления
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ОАО "Курганводоканал", Федеральное агенство водных ресурсов Нижне-обское бассейновое управление