"Вредный" автомобиль под запретом?
Организациям, использующим в своей деятельности автомашины, следует помнить об отчислениях за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Как правило, плата за такие выбросы небольшая. Однако расслабляться не стоит! За превышение содержания вредных примесей в выхлопных газах автомобиль попросту запретят использовать. Именно такую информацию не так давно специалисты Ростехнадзора впервые довели до автовладельцев.
Как известно, автомобиль загрязняет атмосферу. Поэтому его относят к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). За каждую эксплуатируемую машину организация должна регулярно перечислять в Ростехнадзор определенную плату. И первое, на чем стоит остановиться, - это правила расчета такого "эковзноса".
Платим за выхлоп: кому и как
Отчитываться за загрязнение окружающей среды компания должна ежеквартально. Для этого ей необходимо представить в территориальный орган Ростехнадзора по месту госрегистрации автомобиля расчет платы за негативное воздействие. Начиная с III квартала 2007 года представлять расчет нужно по новой форме *(1). Компании, которые отчитываются по загрязнению воздуха автомобилями, должны сдавать титульный лист, расчет платежа и раздел 2. Крайний срок для сдачи отчетности - 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. В этот же срок нужно уложиться и с уплатой самих "эковзносов".
По общему правилу, "платеж за выхлопы" автомобиля рассчитывают следующим образом (см. формулу ниже).
Рассмотрим подробнее составляющие этой формулы.
Итак, количество израсходованного топлива. Прежде всего отметим, что "плата за выхлопы" взимается только в связи с использованием топлива пяти видов:
бензин неэтилированный;
дизельное топливо;
керосин;
сжатый природный газ;
сжиженный газ.
Определять вид и количество израсходованного топлива можно на основании путевых листов. При этом данные организации по расходу, к примеру, бензина будут наверняка рассчитаны в литрах. В то же время тарифы платежей установлены в рублях за тонну или тысячу кубических метров. Для перевода литров в тонны (куб. метры) потребуются показатели плотности топлива. Уточнить их компания может в территориальном отделении Ростехнадзора (показатели средней плотности топлива в разных регионах могут различаться). Кроме того, найти данные о плотности нефтепродуктов можно в накладной на их отпуск или спецификации к ней. Третий вариант - воспользоваться средними значениями плотности для топлива. Их опубликовало налоговое ведомство в одном из своих разъяснений*(2). Так, в зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб.см;
для АИ-92 - 0,735 г/куб.см;
для АИ-95 - 0,750 г/куб.см;
для АИ-98 - 0,765 г/куб.см.
/-----------\ /----------------------------\ /----------------------\
| Плата | |Количество топлива, которое| |Норматив платы за выб-|
| за НВОС | = |израсходовано автомобилем за| х |росы загрязняющих ве-|
| | |отчетный отчетный период | |ществ в атмосферный|
| | | | |воздух |
\-----------/ \----------------------------/ \----------------------/
Нормативы "платы за выхлопы" автомобиля
Вид топлива | Единица измерения | Нормативы платы за единицу измерения, руб. |
Бензин неэтилированный | тонна | 1,3 |
Дизельное топливо | тонна | 2,5 |
Керосин | тонна | 2,5 |
Сжатый природный газ | тысяча куб. метров | 0,7 |
Сжиженный газ | тонна | 0,9 |
Перейдем ко второму показателю - нормативу платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Он установлен в рублях за единицу измерения для каждого вида топлива*(3).
Сводная таблица нормативов представлена выше.
Кроме того, к нормативам платы следует применять специальные коэффициенты, учитывающие:
состояние атмосферного воздуха. Так, например, по Центральному региону он равен 1,9;
инфляцию. Величина этого показателя для нормативов платы, представленных в таблице, на 2007 год составляет 1,15*(4).
При этом нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов применяют с дополнительным коэффициентом 1,2 (коэффициент города). Также в расчете "эковзноса" учитывают коэффициент, который характеризует ту или иную территорию. Он имеет всего два значения: для особо охраняемых территорий, а также Байкальской природной территории, районов Крайнего Севера, зон экологического бедствия он составляет 2, для остальных территорий - 1.
Пример
Компания, работающая в Москве, владеет легковым автомобилем. В III квартале 2007 года им было израсходовано 5000 л бензина (АИ-95). Показатель плотности этого вида топлива составляет 0,75 г/куб.см. Следовательно, расход бензина за период будет равен:
5 000 л х 0,75 г/куб.см : 1000 = 3,75 т.
Рассчитаем платеж за автомобильные выбросы в III квартале:
3,75 т х 1,3 руб./т х 1,9 х 1,15 х 1,2 х 1 = 12,78 руб.
Не исключено, что в компании расход топлива может и не фиксироваться. В таком случае платить придется из "расчета ожидаемых условий и места эксплуатации" автомобиля. Тогда годовой взнос за выбросы загрязняющих веществ одним транспортным средством составит:
2700 рублей - за легковушку;
4000 рублей - за грузовой автомобиль или автобус, работающий на бензине;
1400 рублей - за автомобиль, работающий на газовом топливе;
2500 рублей - за грузовой автомобиль или автобус с дизельным двигателем*(5).
Как видно из примера, плата за автомобильное загрязнение невелика. Но многие организации зачастую пренебрегают этими взносами. И зря. Ведь штрафы за их неуплату совсем нешуточные. Поговорим об этом более подробно.
О "выхлопных" штрафах
Ответственность за неуплату "эковзносов" определена статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушениях. За невнесение в установленные сроки платы за НВОС она предусматривает следующие штрафы:
от 3000 до 6000 рублей - для должностных лиц;
от 50 000 до 100 000 рублей - для юридических лиц.
Обратите внимание: срок привлечения к ответственности по данной статье составляет 1 год с момента нарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев "...", а за нарушение законодательства Российской Федерации "..." об охране окружающей природной среды "..." по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Есть риск "попасть" на штрафы и за непредставление (несвоевременное представление) расчета платы за загрязнение. Дело в том, что фирму могут привлечь к ответственности по статье 8.5 Кодекса за "неисполнение обязанности по сообщению информации об источниках загрязнения окружающей среды". Это обойдется должностным лицам компании штрафом в пределах от 1000 до 2000 рублей. Самой же фирме данное нарушение будет стоить от 10 000 до 20 000 рублей.
Автомобильный лимит
При расчете платы за загрязнение атмосферного воздуха учитывают нормативы предельно допустимых выбросов и лимитов по выбросам. В случае превышения указанных нормативов используют дополнительный повышающий коэффициент, равный пяти. Однако для передвижных объектов нормативы выбросов загрязняющих веществ Ростехнадзором не установлены. Соответственно, и повышать плату за выхлопы автомобиля ни при каких условиях нельзя. Однако говорить о "беспредельности" автомобильного загрязнения также неуместно. Ведь существуют так называемые технические нормативы выбросов. Они установлены различными ГОСТами. К примеру, нормы выхлопов для автомобилей с бензиновыми двигателями утверждены ГОСТом Р 52033-2003*(6).
Проверка на соответствие нормативам проводится при ежегодном техосмотре машины. Если будет выявлено превышение вредных примесей в выхлопных газах автомобиля, то осмотр считается не пройденным. А, как известно, эксплуатация транспорта, не прошедшего техосмотр в установленные сроки, запрещена. Иначе говоря, автомобиль со "сверхлимитными" выбросами использовать нельзя. И никакие повышающие плату коэффициенты здесь не помогут. Поскольку, как отмечалось ранее, их просто нет. Аналогичный вывод сделал Ростехнадзор в одном из своих разъяснений*(7). Свою позицию ведомство подкрепило положениями Закона "Об охране атмосферного воздуха".
Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
За нарушение данного требования предусмотрена ответственность*(8). Так, за выпуск в рейс автомобиля с "чрезмерными" выхлопами должностных лиц компании могут оштрафовать в размере от 500 до 1000 рублей.
Но кто выявит несоблюдение нормативов и запретит эксплуатировать "вредный" автомобиль? На сегодня этот вопрос остается открытым. А значит, пока официально проверить выхлопы "на вредность" могут только госавтоинспекторы во время техосмотра. И еще раз повторимся: единственным вариантом наказания за превышение норматива будет невыдача талона о пройденном техосмотре. Но, как известно, такая проверка проводится раз в год. Получается, что если, к примеру, автомобиль станет "вредным" уже после техосмотра, то продолжать безнаказанно ездить на нем можно будет вплоть до истечения срока действия талона.
М. Мельникова,
налоговый консультант
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2007 г.
Борьба за чистоту выхлопа
Наиболее жесткие ограничения на выброс вредных веществ первоначально были введены в США и Японии, где автомобилей особенно много. Чрезмерное загрязнение воздуха в странах Западной Европы привело к тому, что допустимые выбросы вредных веществ были существенно ограничены. Последние нормы, разработанные в 2005 году, получили название ЕВРО-4. Введение данных норм вывело европейские правила на уровень стандартов США. Специальные камеры наблюдения, установленные на дорогах США, способны замерять уровень вредных выхлопов примерно 3000 машин в час. И если выхлопы бензинового или дизельного автомобиля превышают нормы, на водителя автоматически налагается штраф в размере 200 долларов. Власти Англии тоже решили начать устанавливать вдоль дорог не только скрытые камеры, контролирующие скорость транспорта, но и специальные устройства, измеряющие чистоту выхлопа. В случае если машина будет экологически грязной, ее владельцу также выпишут штраф - около 200 долларов. Вслед за Великобританией планирует ввести контроль за вредными выхлопами автомобилей и Австралия. Если эти камеры докажут свою эффективность, то их начнут устанавливать повсеместно. Власти Большого Токио (Япония) с 1 октября запретили движение по дорогам автомобилей с дизельными двигателями, которые не соответствуют жестким нормам чистоты выхлопа. В первую очередь это распространяется на грузовики и автобусы, произведенные более 7 лет назад. Выявленному инспекторами дизельному автомобилю с "грязным" выхлопом немедленно запретят движение по дорогам, при этом водителя оштрафуют в размере до 500 тыс. иен.
Начиная с 1 июля 2006 года центр Тель-Авива (Израиль) также закрыт для автомобилей с дизельными двигателями, которые не соответствуют стандарту ЕВРО-4. Уровень выхлопов автомобилей определяют передвижные станции слежения. Нарушителей штрафуют. А в Индии после принятия европейских норм выхлопа легче выкинуть машину без катализатора, чем выплачивать крупные штрафы.
А. Киреева
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204
*(2) письмо ФНС России от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@
*(3) нормативы утв. пост. Правительства РФ от 12.06.2003 N 344
*(4) ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ
*(5) п. 2.6 Приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993)
*(6) принят пост. Госстандарта России от 27.03.2003 N 100-ст
*(7) письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242
*(8) ст. 8.22 КоАП РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.