г. Челябинск |
N 18АП-1428/2013 |
20 марта 2013 г. |
Дело N А07-20395/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чумановым Е.Л.,
рассмотрел в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2013 по делу N А07-20395/2012 (судья Крылова И.Н.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГУ - УПФ РФ в г.Стерлитамаке РБ, фонд) к индивидуальному предпринимателю Шматовой Наталье Ивановне (далее - ИП Шматова Н.И., страхователь, предприниматель) о взыскании финансовых санкций в размере 5 720 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2013 в удовлетворении требований ГУ - УПФ РФ в г.Стерлитамаке РБ отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на то, что представленные предпринимателем в установленный срок (20.12.2011) по телекоммуникационным каналам сведения за 4 квартал 2011 года содержали ошибки, а именно, не была учтена уплата страховых взносов по всем застрахованным лицам. Указанные ошибки не были устранены в установленный двухнедельный срок. При этом, основанием для обращения в суд с настоящим заявлением послужило именно предоставление недостоверных сведений индивидуального учета, а не за несвоевременное предоставление исправленных сведений, как было указано судом первой инстанции.
Выводы суда о том, что фонд имел право и возможность самостоятельно устранить ошибки, допущенные страхователем, не соответствуют действительности, так как устранение допущенных нарушений самостоятельно фондом предполагается при наличии каких-либо мелких недочетов, однако не могут быть признаны таковыми ошибки в сумме уплаты страховых взносов застрахованных лиц, поскольку указанные данные находятся только в распоряжении страхователя на основании документов бухгалтерского учета.
До судебного заседания от ИП Шматовой Н.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором плательщик страховых взносов не согласился с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена проверка представленных ИП Шматовой Н.И. сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года.
По результатам проведения проверки фондом был составлен акт N 144 от 15.05.2012 и принято решение N169 от 15.06.2012 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 5 720 руб.
Основанием привлечения послужил выявленный в ходе проверки факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании указанного решения фондом выставлено требование N 126 о добровольной уплате штрафа в срок до 27.07.2012.
Так как указанное требование не было исполнено страхователем в добровольном порядке в установленный фондом срок, ГУ - УПФ РФ в г.Стерлитамаке РБ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при определении состава правонарушения и виновности страхователя изложенные обстоятельства не получили со стороны фонда надлежащего изучения и оценки.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
На основании ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, т.е. считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия) со сторонам страхователя.
Закон N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу Пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решение о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако, ответчик, согласно решению УПФР, к ответственности за такое нарушение не привлекался.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом ответственность не предусмотрена. В таком случае ошибки подлежат исправлению в установленном порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 данной Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Судом предпринимателем были представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 4 квартал 2011 года - 20.12.2011, то есть в установленный законом срок, однако указанные сведения были предоставлены страхователем с ошибками.
Указанные сведения были проверены фондом 17.02.2012, что усматривается из данных отчета о проверке файла, содержащего сведения о застрахованных лицах, предоставленного предпринимателем (л.д.11-14).
По результатам проверки предоставленных данных фондом был составлен протокол проверки документов страхователя, представленных в ПФР по телекоммуникационным каналам связи N 200/2012/1292344 от 11.03.2012 (л.д.27-29). Согласно указанному протоколу, предпринимателю был установлен срок предоставления исправленных данных до 29.03.2012.
Из текста решения фонда N 169 от 15.06.2012 о привлечении ответчика к ответственности следует, что исправленные сведения были представлены ответчиком 28.03.2012, то в пределах установленного законом двухнедельного срока, и в рамках срока, установленного фондом.
Предоставленные в срок сведения были проверены фондом согласно протоколу проверки документов страхователя, представленных в ПФР по телекоммуникационным каналам связи N 200/2012/1298504 от 29.03.2012 (л.д.30-31). Документы персонифицированного учета были приняты и зарегистрированы фондом.
Следовательно, ответчик исполнил свою обязанность, по предоставлению в установленные сроки сведений, как первоначально, так и после обнаружения в них ошибок.
Устанавливая правомерность привлечения фондом страхователя к ответственности и обязании уплатить штрафные санкции, судам необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Исходя из изложенных выше норм права и позиции Конституционного суда РФ, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Указанное обстоятельство также должно быть доказано наряду с иными обстоятельствами по делу и элементами объективной и субъективной стороны правонарушения, при этом бремя доказывания возлагается на органы государства и их должностных лиц.
Исследуя представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности фондом вины страхователя во вмененном ему правонарушении.
Отклоняя доводы подателя жалобы о том, что фонд имел право и возможность самостоятельно устранить ошибки, допущенные страхователем, а также о том, что суд неверно определил основание иска (несвоевременное предоставление исправленных сведений вместо предоставление недостоверных сведений индивидуального учета) суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что требования фонда были правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения именно ввиду недоказанности вины и наличия обстоятельств, свидетельствующих о добросовестности страхователя, а именно, представления необходимых данных в установленные законом и фондом сроки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за предоставление недостоверных сведений в установленные законом сроки, и назначения санкции в виде штрафа.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании финансовых санкций.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2013 по делу N А07-20395/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20395/2012
Истец: ГУ - УПФР в г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Ответчик: ИП Шматова Наталья Ивановна