г. Пермь |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А60-47942/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей: Полевщиковой С. Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046604412161, ИНН 6672172548) - не явились
от заинтересованного лица ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105) - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ОАО "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2013 года
по делу N А60-47942/2012,
принятое судьей П.Н. Киреевым
по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Свердловэнергосбыт"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
УМТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - УМТУ Росстандарта, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что судом не установлено лицо, виновное в несоответствии качества электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-92, по мнению общества, качество электроэнергии ухудшилось в связи с неудовлетворительным состоянием электросетей, то есть у общества не было возможности для соблюдения правил, установленных ГОСТ 13109-92; общество предприняло все зависящие от него действия, а именно: заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Урала" от 01.01.2007 N 7 ГП, на основании которого ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, возложена на ОАО "МРСК Урала"; правонарушение неправильно квалифицировано, в данном случае подлежит применению ст. 7.23 КоАП РФ, так как потребителем коммунальной услуги является гражданин.
Представитель заявителя представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УМТУ Росстандарта на основании распоряжения руководителя от 23.10.2012 г. N 831 В/295 проведена внеплановая выездная проверка ОАО"Свердловэнергосбыт" по обращению жительницы г. Алапаевска Свердловской области Тонтич О.Я. о несоответствии параметров электрической энергии установленным требованиям.
Проверка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки по письменному обращению жительницы г. Алапаевска Свердловской области о несоответствие параметров качества электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по адресу: д. N 4 по ул. Чехова в г. Алапаевске Свердловской области было установлено что продажу (реализацию) электрической энергии по указанному адресу осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт" в соответствии с договором энергоснабжения N 3774 от 01.08.2008 г.
При проверке к мероприятиям по государственному надзору за соблюдением обязательных требований ГОСТ к электрической энергии была привлечена аккредитованная аттестованная лаборатория ФБУ "Уралтест", имеющая аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21АЭ40 со сроком действия до 04.02.2016 г. Данная организация имеет свидетельство об аккредитации в качестве экспертной организации, привлекаемой органами государственного контроля к проведению мероприятий по контролю РОСС RU.0001.25ГК11 со сроком действия до 18.06.2015 г.
По полученным результатам испытаний электрической энергии в контрольной точке по адресу: г. Алапаевск Свердловской области, ул. Чехова, д. N 4 в точке поставки электрической энергии, на границе балансовой принадлежности, на вводе в дом установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии установленных по ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
По результатам измерений установившееся отклонение напряжения составляет в точке поставки электрической энергии на вводе в дом потребителя N 4 по ул. Чехова в г.Алапаевске Свердловской области (-19,7%) вместо -10%, то есть, минимальное значение напряжения на вводе в жилой дом 176 В вместо 198 В.
На основании полученных данных контролирующим органом сделан вывод о том, что качество реализуемой ОАО "Свердловэнергосбыт" электрической энергии не соответствовало установленным требованиям. По факту нарушения обязательных требований государственных стандартов при реализации электрической энергии составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО "Свердловэнергосбыт" от 22.11.2012 г. N 831 В Ю по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43 Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к мнению о том, что в данном случае доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом не установлено лицо, виновное в несоответствии качества электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-92, по мнению общества, качество электроэнергии ухудшилось в связи с неудовлетворительным состоянием электросетей, то есть у общества не было возможности для соблюдения правил, установленных ГОСТ 13109-92; общество предприняло все зависящие от него действия, а именно: заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Урала" от 01.01.2007 N 7 ГП, на основании которого ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, возложена на ОАО "МРСК Урала"; правонарушение неправильно квалифицировано, в данном случае подлежит применению ст. 7.23 КоАП РФ, так как потребителем коммунальной услуги является гражданин.
Указанные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" все требования государственного стандарта ГОСТ 13109-97 являются обязательными, как обеспечивающие защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Указанный ГОСТ устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Нормы, установленные настоящим стандартом, подлежат включению в технические условия на присоединение потребителей электрической энергии и в договоры на пользование электрической энергией между электроснабжающими организациями и потребителями электрической энергии.
При этом для обеспечения норм стандарта в точках общего присоединения допускается устанавливать в технических условиях на присоединение потребителей, являющихся виновниками ухудшения КЭ, и в договорах на пользование электрической энергией с такими потребителями более жесткие нормы (с меньшими диапазонами изменения соответствующих показателей КЭ), чем установлены в настоящем стандарте.
Статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к субъектам электроэнергетики относит лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиям технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно п. 7 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов проверки, продажу (реализацию) электрической энергии по указанному адресу осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт" на основании договора электроснабжения N 3774 от 01.05.2008 г., в соответствии с условиями которого, ОАО "Свердловэнергосбыт" является гарантирующими поставщиком и обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.3 договора, качество электрической энергии, продаваемой гарантирующим поставщиком потребителю на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности должно соответствовать требованиям технических регламентов и иных обязательных требований.
На основании п. 3.12 договора, ОАО "Свердловэнергосбыт" обязуется обеспечить поставку электрической энергии потребителю в объеме и с качеством, установленными п. 2.1 и п. 2.2 договора, посредством заключения в интересах потребителя и от своего имени договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ТСО.
Следовательно, обязанность по обеспечению соответствия качества поставляемой по договору с потребителем электрической энергии требованиям ГОСТа, лежит на продавце электрической энергии - ОАО "Свердловэнергосбыт".
Поскольку качество передаваемой ОАО "Свердловэнергосбыт" электроэнергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", суд пришел первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в нарушении обязательных требований, установленных техническими регламентами, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении продукции, в том числе при транспортировке (передаче) электроэнергии. Вину общества в совершении правонарушения суд первой инстанции правильно усмотрел в отсутствии контроля за качеством электроэнергии, ее соответствию обязательным требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки. Доказательств принятия ОАО "Свердловэнергосбыт" всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечение соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97, в материалах дела не имеется, равно как и не имеется доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом не установлено лицо, виновное лицо в несоответствии качества электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-92. По мнению общества, качество электроэнергии ухудшилось в связи с неудовлетворительным состоянием электросетей, в связи с чем у общества не было возможности для соблюдения правил, установленных ГОСТ 13109-92. В свою очередь общество предприняло все зависящие от него действия, в частности заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Урала" от 01.01.2007 N 7 ГП, на основании которого ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, возложена на ОАО "МРСК Урала".
Указанный довод был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку то обстоятельство, что общество не является производителем электрической энергии и не транспортирует ее, не освобождает его от обязанности осуществлять продажу электрической энергии надлежащего качества, а в случае необходимости принимать меры для обеспечения качества поставляемой электрической энергии.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Судом первой инстанции верно установлено, что ОАО "Свердловэнергосбыт", выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является продавцом электрической энергии, обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильную квалификацию выявленного заявителем административного нарушения. Полагает, что действия (бездействия) общества подлежали квалификации не по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, а по ст.7.23 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Указанный довод подлежит отклонению.
В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 сформулировано понятие норматива потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса и применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги. Таким образом в ст. 7.23 РФ предусмотрена ответственность за нарушение количественного показателя, но не показателя качества электроэнергии по показаниям безопасности.
Учитывая, что по настоящему делу электрическая энергия проверялась административным органом на соответствие обязательным требованиям ГОСТ, и факт нарушения подтвержден материалами дела, следовательно, выявленное административное нарушение правомерно было судом квалифицировано по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Вывод суда первой инстанции о необходимости наложения на заинтересованное лицо наказание в виде штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в размере 100 000 руб., является верным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года по делу N А60-47942/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47942/2012
Истец: Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Ответчик: ОАО "Свердловэнергосбыт"