город Воронеж |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А35-4554/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "имени Черняховского": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Октябрьского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "имени Черняховского" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2012 по делу N А35-4554/2012 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "имени Черняховского" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области по постановке земель Чересполосного участка колхоза им. Черняховского площадью 124 га, описанных межевым планом б/н от 26.09.2011, на кадастровый учет в кадастровом квартале 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области (в том числе, входящих в его состав сформированных земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27), обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: исключить земли Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара, описанные межевым планом от 26.09.2011, из кадастрового квартала 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области (в том числе, входящих в его состав сформированных земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27) и отнести их к кадастровому кварталу по территориальной принадлежности к Курскому району Курской области; осуществить кадастровый учет Чересполосного участка колхоза им. Черняховского согласно межевому плану б/н от 26.09.2001; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: произвести учет изменений в записях ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земель Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара, описанные межевым планом от 26.09.2011, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27 путем: присвоения названным земельным участкам адресного ориентира "Курская область, район Курский, Чересполосный участок колхоза имени Черняховского"; изменения сведений о кадастровом квартале названных земельных участков с 46:17:111202 на 46:11:111202, при участии третьих лиц - Администрации Октябрьского района Курской области и Администрация Курского района Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "имени Черняховского" (далее - СХПК "имени Черняховского", кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление, регистрирующий орган), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (далее - Учреждение, кадастровая палата, кадастровый орган):
- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области по постановке земель Чересполосного участка колхоза им. Черняховского площадью 124 га, описанных межевым планом б/н от 26.09.2011, на кадастровый учет в кадастровом квартале 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области (в том числе, входящих в его состав сформированных земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27).
- об обязании Учреждения:
- исключить земли Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара, описанные межевым планом от 26.09.2011, из кадастрового квартала 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области (в том числе, входящих в его состав сформированных земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27) и отнести их к кадастровому кварталу по территориальной принадлежности к Курскому району Курской области;
- осуществить кадастровый учет Чересполосного участка колхоза им. Черняховского согласно межевому плану б/н от 26.09.2001;
- об обязании Управления Росреестра по Курской области:
- произвести учет изменений в записях ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земель Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара, описанные межевым планом от 26.09.2011, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27 путем: присвоения названным земельным участкам адресного ориентира "Курская область, район Курский, Чересполосный участок колхоза имени Черняховского"; изменения сведений о кадастровом квартале названных земельных участков с 46:17:111202 на 46:11:111202 (с учетом принятых судом уточнений от 25.06.2012).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация Октябрьского района Курской области и Администрация Курского района Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области, как вынесенное при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и при неприменении закона, подлежащего применению.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что спорная земля чересполосного участка имела статус общей долевой собственности, право на землю возникло в результате приватизации сельхозугодий в соответствии с проектом перераспределения земель колхоза им. Черняховского на основании ст. 18 Федерального закона от 24.12.2010 N 485-ФЗ и не требовало государственной регистрации. Указывает, что правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы колхоза на участок в материалах дела имеются.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел, что заявителем был соблюден порядок подачи документов для постановки земельного участка на кадастровый учет, предусмотренный ст.ст. 20-22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Считает, что снятие кадастровой палатой чересполосного земельного участка с кадастрового учета с одновременным переводом его из Курского кадастрового района в Октябрьский кадастровый район и присвоение нового кадастрового номера участку является незаконным и противоречит п. 11 Приказа Минэкономразвития от 04.04.2011 N 144, согласно которому изменение описания границ муниципальных образований не влечет изменения кадастрового деления.
Заявитель также полагает, что в применении судом области положений ст. 71 АПК РФ не было необходимости, поскольку кооператив представил все правоустанавливающие документы на свою собственность. При этом считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал законы Курской области N 48-ЗКО и N 60-ЗКО и проигнорировал законы Курской области от 15.08.1996 N 1-ЗКО и от 05.12.2005 N 80-ЗКО, регулирующие передачу земель на законных основаниях от одного собственника другому и установление границ муниципальных образований. Податель жалобы находит, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу рассмотренного заявления.
Остальные участники процесса доводы апелляционной жалобы не оспорили, отзывы суду не направили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, регистрирующий орган ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В связи с чем, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов Арбитражного суда Курской области установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения, и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что постановлением главы Администрации Курского района Курской области от 15.02.1993 N 71 "Об утверждении проекта перераспределения земель и выдаче свидетельства на право собственности на землю колхоза им. Черняховского" был утвержден проект перераспределения земель реорганизуемого колхоза им. Черняховского, предусматривающий выделение земель по категориям землепользователей и землевладельцев согласно приложению N 1.
Одновременно принято решение о выдаче свидетельства о праве собственности на землю. Общая площадь земель, переданных колхозу имени Черняховского, составила 4765 га, из них 4340 - сельхозугодья, земли фонда перераспределения 712 га. Согласно данному проекту, в состав земель реорганизуемого колхоза входит, в том числе, Чересполосный участок N 5.
Постановлением главы Администрации Курского района Курской области от 25.04.1994 N 120 "Об утверждении и выдаче свидетельств и планов границ на право собственности на землю, владение и пользование землей по сельскохозяйственным предприятиям Курского района" были утверждены изготовленные Курским землеустроительным предприятием ЦЧОНИИГипрозем свидетельства и планы границ на право собственности на землю, владения и пользования землей по реорганизуемым с/х предприятиям.
Согласно приложению N 1 к данному постановлению, за колхозом закреплены земли площадью 4765 га, в том числе 4340 на праве собственности, 425 - в пользовании.
На основании указанного постановления выдано свидетельство на право собственности на землю, датированное 24.02.1995, согласно которому колхоз имени Черняховского приобрел право общей совместной собственности на землю по адресу: Курская область, Курский район, с. Рышково, общей площадью 4340 га сельскохозяйственных угодий, в постоянное пользование предоставлено 425 га других угодий.
Постановлением главы Администрации Курского района Курской области от 21.07.1994 N 251 "О выдаче свидетельств о праве собственности на землю членам хозяйств Курского района, уточнении списков владельцев земельных паев и нормы бесплатной передачи земли в собственность" были утверждены уточненные списки владельцев паев (716) и норма бесплатной передачи земель в собственность (6,0 га).
В последующем предоставленные заявителю на праве общей совместной собственности земли были сформированы в земельный участок, поставленный на кадастровый учет в 2002 году с кадастровым номером 46:11:12 13 00:0001 площадью 4338 га, адрес: Курская область, Курский район, колхоз имени Черняховского, (в настоящее время кадастровый номер 46:11:170600:6).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.10.2012 почтовый адрес ориентира земельного участка с кадастровым номером 46:11:170600:6: Курская область, Курский район, Рышковский с\с, с.Рышково, данный земельный участок в настоящее время находится в общей долевой собственности собственников земельных долей в сельхозугодьях бывшего колхоза имени Черняховского.
Постановлением Администрации Курского района Курской области от 19.09.2011 N 1915 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в д. Духовец Моковского сельсовета Курского района Курской области, на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения спорного земельного участка.
28.09.2011 гражданин Астапов А.А. обратился в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Курской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 46-0-1-1423/3001/2011-1838. К заявлению были представлены межевой план от 26.09.2011, постановление Администрации Курского района Курской области от 19.09.2011 N 1915 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в д. Духовец Моковского сельсовета Курского района Курской области, на кадастровом плане территории".
ФБУ "Кадастровая палата" по Курской области 12.10.2011 принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на то, что представленные заявителем документы, необходимые для кадастрового учета, не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно: согласно разделу "Сведения об образуемых участках и их частях" в межевом плане от 26.09.2011 и приложенному к межевому плану постановлению Администрации Курского района Курской области от 19.09.2011 N 1915, земельный участок, о кадастровом учете которого представлено заявление, расположен в д. Духовец Моковского сельсовета Курского района, однако по координатам указанный земельный участок формируется в кадастровом квартале 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района. Кроме того, одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27.
Учреждением предложено заявителю уточнить местоположение границы земельного участка и переоформить межевой план в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Полагая, что Чересполосный участок колхоза им. Черняховского площадью 124 га был поставлен кадастровой палатой на кадастровый учет в кадастровом квартале 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области без наличия законных оснований, заявитель обратился за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлено убедительных и достоверных доказательств наличия права на спорный земельный участок, а также того, каким образом оспариваемые действия кадастрового органа нарушают права и законные интересы кооператива.
Апелляционная инстанция соглашается с указанной позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Исходя из части 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушенных оспариваемыми актом, действием (бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт, действие (бездействие).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре, закон N 221-ФЗ).
В силу ст. 1 указанного закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Уполномоченным органом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным законом для осуществления такого учета документов.
Статьей 22 названного закона определен перечень необходимых для кадастрового учета документов, в том числе: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок); копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления (отсутствия) предусмотренных Федеральным законом N 221-ФЗ оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета (п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проверке представленных Астаповым А.А. документов кадастровым органом было выявлено, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям закона о кадастре (п.2 ч. 2 ст. 27), а именно: согласно разделу "Сведения об образуемых участках и их частях" в межевом плане от 26.09.2011 и приложенному к межевому плану постановлению Администрации Курского района Курской области от 19.09.2011 N 1915, земельный участок, о кадастровом учете которого заявлено, расположен в д. Духовец Моковского сельсовета Курского района, однако по координатам указанный земельный участок формируется в кадастровом квартале 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района.
Из вышеуказанного следует, что испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет уполномоченным органом. Доказательств того, что данный участок был ранее сформирован, поставлен на кадастровый учет в материалы дела не представлено.
Данный вывод суда области подтверждается также имеющимся в материалах дела постановлением Администрации Курского района Курской области от 19.09.2011 N 1915, согласно которому названный орган местного самоуправления утвердил схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, что может иметь место в случае, если кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом постановление N 1915 в судебном порядке недействительным не признано.
Ссылка кооператива на неправомерное отнесение кадастровой палатой чересполосного участка к кадастровому кварталу Октябрьского района обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Согласно приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Курской области от 31.07.2001 N 71 "О кадастровом делении территории Курского кадастрового округа", на территории Курского кадастрового округа созданы 33 кадастровых района, утверждена картосхема расположения кадастровых районов в Курском кадастровом округе и перечень наименований и номеров кадастровых районов в Курском кадастровом округе. На территории Курской области создан один кадастровый округ под номером "46" с наименованием "Курский".
В соответствии с правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, территория кадастрового округа делится на кадастровые районы.
Требованиями к кадастровому делению, утвержденными приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/117, определено, что для деления кадастрового округа на кадастровые районы и деления кадастрового района на кадастровые кварталы использовались базисы кадастрового деления: границы административно-территориальных единиц, элементы местности в виде крупных линейных объектов, а также созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т.д.), то есть, сведения о кадастровом делении не всегда совпадают со сведениями об административно-территориальном делении.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований Федерального закона N 131-ФЗ, совместным распоряжением Губернатора Курской области и Курской областной Думы от 04.02.2004 N 97-р/50-Ш РД "О создании комиссии" была образована комиссия по организации работы, связанной с выполнением требований закона, одним из направлений которой являлось установление границ муниципальных образований.
Работы по разграничению земель Курской области на земли муниципальных районов проводились описательным способом по имеющимся картографическим материалам.
Границы муниципальных образований Курской области утверждены Законом Курской области от 21.10.2004 N 48-ЗКО "О муниципальных образованиях Курской области", Законом Курской области от 01.12.2004 N 60-ЗКО "О границах муниципальных образований". Описания границ Курского и Октябрьского районов определены приложениями N 11 и N 17 к Закону Курской области от 21.10.2004 N 48-ЗКО.
До разграничения земель Курской области на земли муниципальных районов земельно-учетная документация на земли, входящие в состав Чересполосного участка, находилась в Администрации Курского района Курской области, в связи с чем документы, подтверждающие права на земельные участки, выдавались органами исполнительной государственной власти Курского района.
Вместе с тем в перечисленных выше законах Курской области, а также в государственном кадастре недвижимости по Курскому кадастровому округу сведения - описания границ муниципальных образований "Курский район" и "Октябрьский район" в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства с обозначением характерных точек границы и указанием координат, отсутствуют, так как в орган кадастрового учета соответствующие документы органами местного самоуправления не предоставлялись.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при инвентаризации материалов кадастрового деления кадастровых районов Курской области проведена корректировка материалов кадастрового деления согласно приказу Управления Росреестра по Курской области от 30.03.2010 N 16/1 "О корректировке кадастрового деления", в результате которой были устранены разрывы между кадастровыми кварталами Курского и Октябрьского кадастровых районов путем включения территории чересполосного участка в кадастровый квартал 46:17:111202. В указанный кадастровый квартал входят, в том числе, и спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 46:17:111202:9, 46:17:111202:3, 46:17:111202:40, 46:17:111202:19, 46:17:111202:13, 46:17:111202:18, 46:17:111202:8, 46:17:111202:27.
При этом земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:3, площадью 135258 кв.м. с 11.06.2008 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Октябрьский район" Курской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 46 АГ N 207536, и поставлен на кадастровый учет. Земельный кадастровый участок с кадастровым номером 46:17:111202:4 снят с государственного кадастрового учета.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.10.2012 земельные участки с кадастровыми номерами 46:17:111202:9, 46:17:111202:18, 46:17:111202:19, 46:17:111202:27 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, адрес объекта: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет и находятся на правах аренды у ООО "Озеро Ольшаное".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.10.2012 земельный участок с кадастровым номером 46:17:111202:13 принадлежит на праве собственности Грось Л.И.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курской области сведений о земельном участке с кадастровым номером 46:17:111202:40 в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств, из материалов дела однозначно не следует, что земельный участок, о постановке на кадастровый учет которого просил Астапов А.А., образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 46:11:170600:6.
Сведения кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 46:11:170600:6, а также представленные в материалы дела копии свидетельств о праве собственности, подтверждают право владельцев на общую долевую собственность на сельскохозяйственные угодья бывшего колхоза имени Черняховского. Астапов А.А. в перечне владельцев не указан. Адресный ориентир данного земельного участка - Курская область, Курский район.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, в состав испрашиваемого земельного участка площадью 124 га заявитель относит земельный участок с кадастровым номером 46:17:11202:13 (адрес: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет), который принадлежит на праве собственности Грось Л.И., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.10.2012 N 01\160\2012-313.
Принимая во внимание изложенное, довод подателя апелляционной жалобы о наличии в материалах дела правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов кооператива на Чересполосный земельный участок признается апелляционной коллегией несостоятельным.
Заявителем не представлено допустимых доказательств наличия права на спорный земельный участок, а также того, каким образом оспариваемые действия соответствующего кадастрового органа нарушают его права и законные интересы и какие конкретно.
Кроме того, доказательств наличия каких-либо препятствий в реализации прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности кооперативом также апелляционному суду не представлено. Нарушение прав и законных интересов СПК "имени Черняховского" оспариваемыми действиями сфере предпринимательской деятельности не подтверждается материалами дела.
Апелляционная коллегия находит, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемых действий уполномоченного органа незаконными.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных норм права и установленных обстоятельств дел, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом у суда области отсутствовали основания для восстановления прав заявителя путем обязания кадастровой палаты исключить земли Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара, описанные межевым планом от 26.09.2011, из кадастрового квартала 46:17:111202 на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, осуществить кадастровый учет Чересполосного участка колхоза им. Черняховского согласно межевому плану б/н от 26.09.2001; а также путем обязания Управления Росреестра по Курской области произвести учет изменений в записях ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земель Чересполосного участка колхоза имени Черняховского площадью 124 гектара.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств согласно положениям ст. 71 АПК РФ, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта. Кроме того, довод кооператива об уважительности причин пропуска процессуального срока на оспаривание действий уполномоченного органа документально не обоснован.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результата рассмотрения дела, относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Председатель СХПК "имени Черняховского" Бережной В.Н. за рассмотрение апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей по квитанции от 04.01.2013. Поскольку по смыслу пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы организацией подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, госпошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная заявителем, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.12.2012 по делу N А35-4554/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Бережному В.Н. справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета, уплаченной по квитанции от 04.01.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4554/2012
Истец: Колхоз имени Черняховского, СПК "им. Черняховского", СПК "имени Черняховского"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Курской обл., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области
Третье лицо: Администрация Курского района Курской области, Администрация Октябрьского района Курской области, Администрация Октябрьского р-на Курской обл, МИФНС России N 5 по Курской области