г. Воронеж |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А36-6760/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А,
судей Скрынникова В.А., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке: Долговой И.А., начальника юридического отдела, доверенность N 1 от 09.01.2013, Соболевой В.В., начальника выездных проверок, доверенность N 7 от 09.01.2013,
от Областного бюджетного учреждения культуры "Театр танца "Казаки России": Поляковой О.А., главного бухгалтера, доверенность б/н от 28.02.2013, Басинской Л.И., начальника отдела правового управления администрации области, доверенность б/н от 01.03.2013;
от Администрации г. Липецка: Басинских Л.И., начальника отдела правового управления администрации области, доверенность N 608-ОК от 09.04.2012,
от Управления культуры и искусства Липецкой области: Панкратовой Л.Н., начальника отдела искусств и образования, доверенность N 5 от 01.03.2013, Пьянниковой Т.И., начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности, доверенность N 4 от 01.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 по делу N А36-6760/2012 (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению Областного бюджетного учреждения культуры "Театр танца "Казаки России" (ОГРН 1024840854631, ИНН 4825019257) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о признании частично недействительным решения от 21.08.2012 N 058/001-2012,
УСТАНОВИЛ:
Областное бюджетное учреждение культуры "Театр танца "Казаки России" (далее - Учреждение, ОБУК "Театр танца "Казаки России") обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) от 21.08.2012 N 058/001-2012 в части.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 заявленные Учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОБУК "Театр танца "Казаки России".
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на ошибочность выводов суда о неправомерности произведенных оспариваемым решением доначислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обусловленных выводом Управления о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на сумму областных стипендий, предусмотренных Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 187-ОЗ "О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области" (далее - Закон N 187-ОЗ).
По мнению Управления Пенсионного фонда, назначение и характер спорных выплат, произведенных отдельным работникам, свидетельствуют о том, что они связаны с трудовой деятельностью, выплачивались работникам в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в определенных законом должностях, носят систематический характер и выплачивались постоянно. В связи с чем, по мнению Управления, они являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Также, по мнению Управления, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела неправомерно не учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/2011.
В представленном отзыве Учреждение возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, о чем составлен акт от 09.06.2012 N 058/001/64-2012, по результатам рассмотрения которого Управлением было принято решение от 21.08.2012 N 058/001/64-2012 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах". В соответствии с данным решением Общество, в том числе, привлечено к ответственности:
- предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 13 248,6 руб.
- предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 63 142,28 руб.
Кроме того, указанным решением ОБУК "Театр танца "Казаки России" предложено уплатить, в том числе, недоимку по страховым взносам за 2011 год в сумме 66 243 руб., а также начисленные соответствующие суммы пени.
Основанием доначисления страховых взносов за 2011 год в сумме 66 243 руб. послужил вывод Управления, что суммы областных стипендий работникам Учреждения подлежат обложению страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку их выплата произведена в рамках действия трудовых договоров и данные выплаты не указаны в статье 9 Федерального закон N 212-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда в части, занижения базы для исчисления страховых взносов за 2011 год на сумму выплат областных стипендий в размере 261 000 руб., ОБУК "Театр танца "Казаки России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая заявленные Учреждением требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции пришел к выводу, что областные стипендии не назначались работодателем (ОБУК "Театр танца "Казаки России"), выплачивались за счет специально предусмотренных в областном бюджете денежных средств, не связаны с результатом труда, не установлены трудовыми и коллективным договорами Учреждения, не являются вознаграждением работников ОБУК "Казаки России" за исполнение ими трудовых обязанностей и, следовательно, спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов для Учреждения как плательщика страховых взносов.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, в целях квалификации спорных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование необходимо установить, что произведенные в адрес работника выплаты в виде областных стипендий начислены плательщиком страховых взносов по трудовому договору и не входят в перечень сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" (далее - Закон N 182-ОЗ) установлена отраслевая система оплаты труда (статья 2).
Согласно ст. 4 Закона N 182-ОЗ отраслевая система оплаты труда включает тарифную часть оплаты труда, компенсационные и стимулирующие выплаты.
К тарифной части оплаты труда относятся должностные оклады руководителей, специалистов и служащих и тарифные ставки рабочих, определяемые по тарифной системе, единой для всех областных государственных учреждений.
Должностные оклады, порядок их установления и другие условия оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры и искусства устанавливаются согласно приложению N 4 к Закону N 182-ОЗ.
Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам областных государственных учреждений культуры и искусства, в соответствии с полномочиями, предусмотренными подпунктом "о" пункта 2 статьи 45 Устава Липецкой области, установлены постановлением Администрации области от 30 октября 2008 года N 293.
Перечень выплат стимулирующего характера предусмотрен Приложением 2 к указанному постановлению: 1) выплаты за интенсивность, высокие результаты труда и качество выполняемых работ; 2) выплаты за почетные звания "Заслуженный", "Народный", ученую степень кандидата наук, доктора наук и работающим по соответствующему профилю; 3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; 4) выплаты водителям автомобилей за классность, безаварийную работу; 5) премиальные выплаты по итогам работы.
Таким образом, областные стипендии, как верно определил суд первой инстанции, не входят в систему оплаты труда работников областных учреждений культуры и искусства.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Закон N 187-ОЗ устанавливает на территории Липецкой области основания, размер и порядок присуждения областных стипендий ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов, их назначения и социальных выплата в сфере культуры и искусства области (статья 1).
Областные стипендии предусмотрены в составе поощрительных выплат в сфере культуры и искусства (п. 1 ст. 3 Закона N 187-ОЗ).
Статьей 4 Закона N 187-ОЗ предусмотрено, что поощрительные и социальные выплаты в сфере культуры и искусства области, установленные настоящим Законом, являются расходным обязательством области и финансируются за счет средств областного бюджета, определяемых в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Финансовые средства на выплату поощрительных и социальных выплат в сфере культуры и искусства области предусматриваются в областном бюджете исполнительному органу государственной власти области в сфере культуры и искусства.
В Законе Липецкой области от 29.11.2010 N 446-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" данные выплаты предусмотрены в Ведомственной росписи областного бюджета на 2011 год (приложение 8 к закону) по главному распорядителю "Управление культуры и искусства Липецкой области" по целевой статье 4509300.
Управление культуры и искусства Липецкой области на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и ст. 5 Закона N 187-ОЗ, предусматривающей выплату стипендии по месту работы (учебы) стипендиата, доводило соответствующие бюджетные ассигнования до подведомственных учреждений по экономической статье "290" КОСГУ.
Как следует из положений статьи 5 Закона N 187-ОЗ и подтверждается материалами дела, областные стипендии были назначены распоряжением Администрации Липецкой области от 03.12.2010 N 498-р и приказами Управления культуры и искусства Липецкой области от 29.12.2010 N 526, 528 по результатам отбора соискателей, проведенного комиссией, созданной правовым актом администрации Липецкой области.
Таким образом, указанные выплаты являются целевыми и не включаются в фонд оплаты труда Учреждения.
Доказательств, подтверждающих выплату областных стипендий работникам Учреждения за счет средств Учреждения, выделенных на финансирование его деятельности, в материалы дела не представлено.
Частью 3 статьи 5 Закона N 187-ОЗ предусмотрено, что стипендии выплачиваются по месту работы или учебы стипендиата в сроки, установленные для выплаты заработной платы и государственных стипендий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
На основании данного Закона Администрацией Липецкой области принято Постановление от 15.11.2010 N 389 "О порядке осуществления областным государственным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
Во исполнение вышеуказанного Постановления N 389 Управлением культуры и искусства Липецкой области издан приказ от 19.12.2011 N 423 "Об осуществлении государственным (областным) бюджетным и автономным учреждением полномочий управления культуры и искусства Липецкой области о исполнении публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления", которым утвержден Перечень публичных обязательств, полномочия по осуществлению которых передаются управлением культуры и искусства Липецкой области государственным областным (бюджетным) и автономным учреждениям.
Согласно пункту 1 данного Перечня в Графе "Наименование выплаты" указана областная стипендия ведущим деятелям искусств, в пункте 2 - областная стипендия молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты являлись публичными обязательствами Администрации Липецкой области.
Таким образом, областные премии работникам Учреждением выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Липецкой области на основании нормативных актов Администрации Липецкой области, в дни выплаты заработной платы (что обусловлено требованием ст. 5 Закона N 187-ОЗ), в связи с чем, спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов для Учреждения как плательщика страховых взносов.
С учетом изложенного, тот факт, что спорные выплаты не входят в перечень выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не имеет правового значения в рассматриваемом споре. Суд верно отметил, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы. Тогда как в рассматриваемом случае, спорные выплаты изначально не относятся в объекту обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Возложение публичной обязанности на ОБУК "Театр танца "Казаки России" по выплате областной стипендии одновременно с заработной платой не меняет характер правоотношений, в рамках которых данная стипендия устанавливается и выплачивается. При этом наличие трудовых отношений между работниками и Учреждением являлось условием допуска к участию в конкурсе, выплаты осуществлялись по предписанию Администрации Липецкой области, а не работодателя (ОБУК "Театр танца "Казаки России").
Ссылка Управления на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 N 4922/11 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку толкование о законодательном закреплении положения о сохранении за работником заработной платы в указанном Постановлении ВАС РФ дано применительно к конкретным выплатам по статье 186 ТК РФ (освобождение от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха), и не может быть распространено на иные выплаты, природа которых определена Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 1798/10, как не относящихся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Постановление от 13.09.2011 N 4922/11 основано на фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств рассматриваемого дела.
С учетом изложенного, вывод Управления о том, что ОБУК "Театр танца "Казаки России" в рассматриваемой ситуации было обязано осуществлять учет сумм выплат, областных стипендий, и относящихся к ним сумм страховых взносов в отношении физических лица, в пользу которых осуществлялись соответствующие выплаты, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с выплат в 2011 году областных стипендий ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление пени на суммы доначисленных Управлением Пенсионного фонда страховых взносов также является необоснованным.
Ответственность по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение ОБУК "Театр танца "Казаки России" соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, у Управления отсутствовали основания для привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Также вследствие установленного отсутствия обязанности Учреждения по включению в базу, облагаемую страховыми взносами, областных стипендий, ОБУК "Театр танца "Казаки России" не должно было указывать данные денежные средства в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в части отражения в составе доходов, формирующих налогооблагаемую базу по страховым взносам в расчете на каждого работника.
Следовательно, в действиях Учреждения отсутствует состав нарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Воронеже N 058/001/64-2012 от 21.08.2012 в оспариваемой части обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 по делу N А36-6760/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 по делу N А36-6760/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Липецкой области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6760/2012
Истец: ОБУК "Театр танца "Казаки России"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Липецке, ГУ УПФР в г. Липецке
Третье лицо: Администрация Липецкой области, Управление культуры и искусства Липецкой обл., Управление культуры и искусства Липецкой области