г. Владимир |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А43-263/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2011.
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Урлековой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс", Министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.09.2011 по делу N А43-263/2011, по иску муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" (ОГРН 1025203045834, ИНН 5253000836), г.Нижний Новгород, к Министерству финансов Нижегородской области (ОГРН 1025203044426, ИНН 5200000021), г.Нижний Новгород, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента транспорта и связи Нижегородской области (ОГРН 1055238174090, ИНН 5260158694), г.Нижний Новгород, Департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, о взыскании 106 226 490 руб.,
при участии: от истца (МП "Нижегородэлектротранс") - Комлевой О.В. по доверенности от 01.03.2011 (сроком действия на 1 год), Послушаевой Р.В. по доверенности от 01.03.2011 (сроком действия на 1 год);
от ответчика (Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области) - Пшенисновой Н.А. по доверенности от 11.01.2011 N 6 (сроком действия до 31.12.2011);
от третьих лиц: от Департамента транспорта и связи Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовые уведомления N 24143, N 20952);
от Департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовые уведомления N 20951, N 24144),
установил:
муниципальное предприятие "Нижегородэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области о взыскании 100 227 810 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением региональных льгот по перевозке учащихся и студентов на пассажирском электротранспорте в 2007, 2008 и 2009 годах (с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены Департамент транспорта и связи Нижегородской области и Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода.
Руководствуясь статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принимая во внимание нормы, установленные постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006, Закона Нижегородской области N 212-з от 30.12.05 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование", постановлением администрации города Нижнего Новгорода N 4419 от 18.12.2006 "О тарифах на услуги муниципальных предприятий городского электрического транспорта", Закона Нижегородской области N 153-з от 14.11.08 "Об областном бюджете на 2009 год", суд решением от 20.09.2011 удовлетворил исковые требования частично, взыскал с Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области в пользу муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" 87 945 380 руб. убытков за 2007 и 2008 годы и 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное предприятие "Нижегородэлектротранс" и Министерство финансов Нижегородской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное, необоснованное.
В качестве основания для отмены оспариваемого решения Министерство финансов Нижегородской области указывает на применение судом закона, не подлежащего применению, - статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит решение отменить в части удовлетворенных исковых требований.
По мнению Министерства, вывод суда о том, что компенсация убытков от перевозки студентов и школьников на основании Закона Нижегородской области N 212-з от 30.12.2005 относится к расходным обязательствам Нижегородской области, необоснован.
В период с 2007 года по 2008 год установленная методика расчета убытков транспортных предприятий от перевозки льготных категорий граждан на территории Нижегородской области отсутствовала. В законах Нижегородской области "Об областном бюджете на 2007 год" и "Об областном бюджете на 2008 год" бюджетные средства на компенсацию убытков транспортных предприятий, возникших в результате перевозки льготных категорий граждан, не были предусмотрены. Постановление Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008, предусматривающее такую компенсацию, распространяется на отношения, возникшие только с 01.01.2009.
Кроме того, апеллятор указывает, что Министерство финансов Нижегородской области не вправе изменить плановые назначения бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Нижегородской области, и осуществлять расходы из бюджета в нарушение закона об областном бюджете на текущий год.
Оспаривая решение, муниципальное предприятие "Нижегородэлектротранс" указывает на неприменение судом закона, подлежащего применению (статей 15, 16, части 5 статьи 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), просит решение изменить, исковые требования удовлетворить.
Муниципальное предприятие "Нижегородэлектротранс" считает вывод суда о том, что выпадающие доходы истца на 2009 год должны быть рассчитаны по формуле, приведенной в постановлении Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008, противоречащем правоприменительной практике.
Заявитель считает, что указанное постановление регулирует правоотношения между органами власти в сфере финансового обеспечения, содержащиеся в нем нормы относятся к бюджетному и финансовому праву по вопросам распределения субсидий, а возмещение предприятиям общественного транспорта понесенных ими фактических расходов сверх установленной компенсации должно производиться на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008 установлены формулы расчета выпадающих доходов, которые приводят к ограничению возмещения убытков, поскольку возмещение выпадающих доходов истца за 2009 год в соответствии с указанным постановлением не привело к полному погашению понесенных муниципальным предприятием "Нижегородэлектротранс" убытков. При этом постановление Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008 не может ограничивать размер убытков транспортного предприятия, подлежащий возмещению.
В дополнении к своей апелляционной жалобе муниципальное предприятие указало на ошибочность толкования норм, установленных постановлением Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008, в качестве подтверждения своей позиции сослалось на постановление Правительства Нижегородской области N 683 от 23.09.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области N404", которым был дополнен пункт 10 постановления Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008, в соответствии с которым муниципальным образованиям предоставлено право дополнительно возмещать затраты, не покрытые субсидиями из областного бюджета.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства финансов Нижегородской области, просил решение в обжалуемой части отменить, в удовлетворении жалобы муниципальному предприятию "Нижегородэлектротранс" - отказать.
Представители истца поддержали доводы жалобы муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" и представленных дополнений к ней, возражая против доводов ответчика, указали на их несостоятельность.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителей апелляционных жалоб, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальным предприятием "Нижегородэлектротранс" в 2007, 2008 и 2009 годах осуществлялись регулярные перевозки электротранспортом в городском сообщении льготной категории граждан (студентов и учащихся города Нижнего Новгорода) по льготным проездным билетам.
В 2007 году истец предоставил льготный проезд 62097 студентам и 150649 учащимся, в 2008 году - 41540 студентам и 108209 учащимся, в 2009 году - 31380 студентам и 83563 учащимся, что подтверждается договором об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским электрическим транспортом на территории Нижегородской области на 2009 год N 04-05-04/27 от 29.12.08 и ежемесячными отчетами о реализации билетной продукции (проездных) за 2007 - 2009 годы (л.д. 16-40).
Согласно акту сверки расчетов за 2009 год на возмещение убытков в 2009 году, связанных с предоставлением льготного проезда учащимся и студентам, муниципальному предприятию "Нижегородэлектротранс" было перечислено из областного бюджета 19 844 760 руб.
Поскольку понесенные муниципальным предприятием "Нижегородэлектротранс" убытки за 2007, 2008 и 2009 годы, связанные с предоставлением услуг по перевозке студентов и учащихся по льготным проездным билетам, не были возмещены в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в
результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовым актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены отдельным категориям граждан льготы по проезду в транспорте общего пользования. Одновременно закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с Законом Нижегородской области N 212-з от 30.12.2005 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" в Нижегородской области для лиц, обучающихся в учебных заведениях, установлены льготы по оплате проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 212-з установленные им меры социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета.
В результате реализации Закона Нижегородской области N 212-з от 30.12.2005 у истца возникли убытки, связанные с предоставлением услуг по перевозке студентов и учащихся по льготным проездным билетам за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
В период 2007 и 2008 годов на территории Нижегородской области отсутствовал законодательно установленный порядок возмещения расходов истца, связанных с перевозкой льготных категорий граждан. Между органами власти Нижегородской области и муниципальным предприятием "Нижегородэлектротранс" в 2007 и 2008 годах не были заключены договоры на перевозку льготных категорий граждан.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы за проезд от льготных категорий пассажиров, суд пришел к обоснованному выводу о том, что размер ущерба истца за 2007 и 2008 годы должен быть рассчитан, исходя из разницы между стоимостью проездного билета на предъявителя и стоимостью льготного проездного билета на студента (учащегося), умноженной на количество перевезенных льготников, приобретших льготный проездной билет.
Постановлениями администрации города Нижнего Новгорода "О тарифах на услуги муниципальных предприятий городского электрического транспорта" установлена стоимость проездного билета на предъявителя за проезд в трамваях и троллейбусах. С 01.01.07 для граждан стоимость проездного билета на предъявителя за проезд в трамваях или троллейбусах составила 300 руб., на оба вида транспорта одновременно 400 руб.; для студентов техникумов и ВУЗов стоимость проездного билета за проезд в трамваях или троллейбусах составила 150 руб., на оба вида транспорта одновременно 200 руб., для учащихся общеобразовательных школ 100 руб. и 130 руб. соответственно (постановление администрации города Нижнего Новгорода N 4419 от 18.12.2006). С 01.01.2009 для граждан стоимость проездного билета на предъявителя за проезд в трамваях или троллейбусах составила 400 руб., на оба вида транспорта одновременно 500 руб.; для студентов техникумов и ВУЗов стоимость проездного билета за проезд в трамваях или троллейбусах составила 190 руб., на оба вида транспорта одновременно 260 руб., для учащихся общеобразовательных школ 140 руб. и 170 руб. соответственно.
Согласно представленным расчетам истца и ответчика, суд пришел к выводу, что убытки истца за 2007 год от перевозки студентов составляют 11 310 700 руб., от перевозки учащихся - 38 246 510 руб., за 2008 год от перевозки студентов - 8 278 800 руб., от перевозки учащихся - 30 109 370 руб.
По смыслу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации).
Наличие у истца убытков, возникших в связи с предоставлением услуг по перевозке студентов и учащихся по льготным проездным билетам, подтверждается материалами дела.
Учитывая данные обстоятельства и оценив все представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, проверив расчет истца, пришел к обоснованному выводу о том, что возмещению подлежат убытки за 2007, 2008 годы в сумме 87 945 380 руб., в связи с чем правомерно взыскал с Министерства финансов Нижегородской области указанную сумму.
Доводы Министерства финансов Нижегородской области апелляционной инстанцией отклоняются.
Согласно пункту 1 части 11 Закона Нижегородской области N 212-З от 30.12.2005 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование финансируются за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пункт 17 указанного постановления прямо предусматривает, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Поскольку согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 212-з от 30.12.2005 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" установленные им меры социальной поддержки в Нижегородской области для лиц, обучающихся в учебных заведениях, по оплате проезда в городском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) финансируются за счет средств областного бюджета, Нижегородская область (субъект Российской Федерации) приняла на себя обязанность возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению лицам, обучающимся в учебных заведениях, льготного проезда за счет средств бюджета Нижегородской области.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, возможность использования расчетного метода при определении убытков от перевозки льготников обусловлена исключительно отсутствием на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров.
Постановлением правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008 "Об утверждении положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" определена методика расчета выпадающих доходов транспортных организаций от перевозки льготных категорий пассажиров, в том числе учащихся и студентов.
Посчитав расчет истца выпадающих доходов за 2009 год неверным и принимая во внимание компенсацию за 2009 год в сумме 19 844 760 руб., суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска в части взыскания убытков за 2009 год, руководствуясь при этом Постановлением Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008, которым определен расчет расходов (затрат) транспортных организаций, имеющих право на получение денежных средств из областного бюджета, основанный на следующих показателях: количество реализованных проездных билетов учащимся (студентам), стоимость проездного билета для учащихся (студентов), утвержденная актами Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления; утвержденное количество поездок одного учащегося (студента) в месяц; тариф на проезд.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Нижегородской области N 404 от 24.09.2008 является законодательно установленной методикой расчета убытков транспортных организаций от перевозки льготных категорий пассажиров на территории Нижегородской области и подлежит применению при расчет неполученной платы от льготных категорий пассажиров.
Суд не может согласиться с расчетом истца убытков за 2009 год исходя из разницы стоимости между обычным и льготным проездными документами, умноженной на количество реализованных проездных билетов, и суммой поступлений на компенсацию расходов из бюджета, поскольку возможность применения данной методики была обусловлена отсутствием порядка возмещения транспортным организациям расходов. В данном случае, как установил арбитражный суд, порядок возмещения расходов транспортным предприятиям утвержден правительством субъекта.
Из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под реальным ущербом понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2992/09 от 23.06.2009, предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован.
Поскольку при наличии утвержденного Правительством Нижегородской области порядка возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, истец документально не обосновал размер реального ущерба в сумме 12 282 430 руб., суд правомерно отказал в удовлетворении иска в данной части.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333. 37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Нижегородской области освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.09.2011 по делу N А43-263/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс", Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Назарова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-263/2011
Истец: МП "Нижегородэлектротранс", МП Нижегородэлектротранс г. Н. Новгород
Ответчик: Министерство финансов Нижегородской области, Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области г. Н. Новгород
Третье лицо: Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, Департамент транспорта и связи Администрации города Нижнего Новгорода г. Н. Новгород, Департамент транспорта и связи Нижегородской области, Департамент транспорта и связи Нижегородской области г. Н. Новгород