г. Владивосток |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А51-28201/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей К.П. Засорина, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1828/2013
на решение от 20.12.2012 года
судьи Е.Н. Шалагановой
по делу N А51-28201/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации Партизанского городского округа (ИНН 2509000230, ОГРН 1022500802026)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании 1 475 947 рублей
при участии:
от истца не явились
от ответчика не явились
УСТАНОВИЛ:
Администрация Партизанского городского округа обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1 475 947 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением помещения военнослужащему и членам его семьи.
Решением от 20.12.2012 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обжаловала данное решение, указав, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. По мнению заявителя, истцом не доказан факт причинения убытков и противоправность действий ответчика. Заявитель считает, что функции обеспечения жильем военнослужащих законодательно закреплены за органами местного самоуправления и возможность компенсации органам местного самоуправления стоимости приобретенных жилых помещений законом не предусмотрена.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, рассмотрел дело в их отсутствие.
Через канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на жалобу, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 22.01.2010 Партизанским городским судом принято решение по гражданскому делу, которым суд удовлетворил требования Волкова Бориса Александровича к администрации Партизанского городского округа, признал за Волковым Б.А. и членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по ул. Селедцова, 5, кв. 66, в г. Партизанске и обязал администрацию Партизанского городского округа заключить с Волковым Б.А. на состав его семьи (жена - Волкова Татьяна Юрьвена, сын - Волков Сергей Борисович, 29.08.1995 г.р., дочь - Волкова Екатерина Борисовна, 06.10.1993 г.р.) договор социального найма указанного жилого помещения на него и членов семьи.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11.03.2011 указанное решение Партизанского городского суда оставлено без изменения.
В связи с изложенным 24.11.2011 глава Партизанского городского округа Приморского края вынес постановление N 1065-па "О передаче жилых помещений в собственность граждан", согласно пункту 2.1 которого Волковой Татьяне Юрьевне и Волкову Сергею Борисовичу передана в долевую собственность 3-х комнатная квартира на втором этаже полезной площадью 62,4 кв.м. по адресу: г. Партизанск, ул. Селедцова, 5, кв. 66.
28.11.2011 между администрацией Партизанского городского округа, Волковой Татьяной Юрьевной и несовершеннолетним Волковым Сергеем Борисовичем, действующим с согласия матери (Волковой Т.Ю.), заключен договор N 13049 на передачу квартир (домов) в собственность граждан, согласно пункту 1 которого администрация передала в долевую собственность по _ доли каждому, а собственники приобрели 3-х комнатную квартиру на втором этаже полезной площадью 62,4 кв.м. по адресу: г. Партизанск, ул. Селедцова, 5, кв. 66.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением военнослужащему отдельного жилого помещения за счет муниципальной казны Партизанского городского округа, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, администрация Партизанского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, произведя расчет суммы иска исходя из сведений заключение специалиста ООО "Альфа-Групп" Ненашкина В.М. N 099-А-10/12 от 23.10.2012 о рыночной стоимости трехкомнатной квартиры общей площадью 62, 4 кв.м на вторичном рынке жилья в районе ул. Селедцова, д. 5, г. Партизанск.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В силу положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что истец доказал факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размер понесенных Администрацией расходов, причинную связь между этими обстоятельствами.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя о том, что функции обеспечения жильем военнослужащих законодательно закреплены за органами местного самоуправления и расходы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями относятся на расходные обязательства местного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства.
В силу пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Таким образом, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в силу прямого указания закона отнесено к обязанностям государства и расходы по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования
Подлежат отклонению доводы заявителя о том, что закон не предусматривает возможность компенсации органам местного самоуправления стоимости приобретенных жилых помещений.
В силу пункта 6 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, компенсация расходов истца в данном случае подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что ни Законом о статусе военнослужащих, ни иным федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации им государственных полномочий, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В данном случае факт предоставления жилых помещений определенным в Законе о статусе военнослужащих лицам влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.12.2012 года по делу N А51-28201/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28201/2012
Истец: Администрация Партизанского городского округа
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11472/13
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2090/13
20.03.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1828/13
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-28201/12