Операционный анализ
Операционный анализ - это элемент управления затратами фирмы, который анализирует влияние структуры затрат и выручки на рентабельность. С его помощью можно найти наилучшее соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. А использовать его можно как для решения задач на уровне отдельного продукта, так и при оценке реализуемых проектов по всему бизнесу в целом. Напомним, что операционный анализ прежде всего - это расчет коэффициентов.
Коэффициенты операционного анализа
/- -\
| Выручка - Выручка |
| за текущий год за прошлый год |
K \- -/
изменение валовых = ----------------------------------------
продаж Выручка за прошлый год
Этот показатель характеризует изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода. Естественным опасением при использовании данного показателя является влияние инфляции. Она искажает значение данного показателя, так как объем выручки за текущий год по сравнению с предыдущим содержит инфляционную компоненту. В некоторых случаях фирма может даже "заработать" на инфляции. И в этом смысле использование формулы без корректировок на инфляцию имеет смысл. К примеру, если темп потребления рынком продукции предприятия возрос в 2006 году на 9 процентов, а в 2007 году на 16 процентов, то соотношение 16 процентов против 9 процентов говорит о том, что фирма потеснила своих конкурентов на этом рынке, расширив свой рыночный сегмент.
Валовая маржа
K = ---------------------
валовой маржи Выручка от реализации
Коэффициент валовой маржи показывает, какую долю она занимает в выручке предприятия. Валовая маржа зависит от соотношения цен, объема продаж и себестоимости проданной продукции. Любое изменение в этом соотношении произведенных или приобретенных товаров может повлечь за собой изменение в валовой марже. Напомним, что валовая маржа по определению призвана покрыть издержки, связанные с общим управлением фирмы и реализацией готовой продукции, и, кроме того, обеспечить ей прибыль. В этом смысле коэффициент валовой маржи показывает способность менеджмента фирмы управлять производственными издержками (стоимостью сырья и прямых материалов, затратами на прямой труд и производственными накладными издержками). Чем выше этот показатель, тем более успешно менеджмент фирмы управляет производственными издержками.
Валовая маржа
K = ---------------------
валовой маржи Выручка от реализации
Показывает, насколько эффективно "сработала" вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п. Добавим, что итоговый характер показателя привлекает пристальное внимание собственников фирмы. Снижение прибыльности продаж, очевидно, вызовет негативную реакцию собственников.
Операционная прибыль
K = ----------------------
операционной прибыли Выручка от реализации
Показывает величину операционных расходов, которые приходятся на одну денежную единицу продаж. В этой формуле подчеркнуто содержание операционной прибыли: это прибыль, которая получается после вычитания из валовой маржи общих, административных и реализационных издержек. Таким образом, в числителе учтены все издержки, кроме финансовых платежей и налога на прибыль. Этот показатель показывает, насколько эффективна собственно производственная деятельность фирмы. Рассчитанное значение показателя операционной прибыли позволяет сделать выводы. Во-первых, если значение показателя уменьшается из года в год, то, следовательно, менеджмент предприятия не смог удержаться на неизменном по сравнению с прошлым годом относительном уровне общих, административных и маркетинговых издержек. А это приведет к ухудшению прибыльности продаж. Если же показатели увеличиваются из года в год, то наоборот.
Постоянные расходы
Точка безубыточности = ----------------------------
(порог рентабельности) Переменные
Цена - расходы на единицу
Точка безубыточности показывает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.
Запас Выручка - Порог
финансовой = предприятия рентабельности
прочности
Запас финансовой прочности указывает, на какую величину компания может уменьшить обороты до того, как войдет в зону убытков. Фирма начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.
Валовая маржа
Операционный = ---------------
леверидж Прибыль
Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится прибыль от изменения на один процент оцениваемого фактора (объем, цена или расходы). Чем выше его значение, тем сильнее прибыль реагирует на изменения соответствующего фактора. Если рычаг высокий и объемы увеличиваются - это потенциал, но если объемы начинают падать, то рычаг покажет риск выпадения из зоны безубыточности.
Операционный анализ позволит:
разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;
отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства;
определиться с тем, какие направления деятельности необходимо расширять, а какие закрыть.
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.