г. Самара |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А72-10108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от ООО "Гранд Ри Ал" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области - представителя Алкарёвой К.А. (доверенность от 07 марта 2013 г. N 06-09/1000),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд Ри Ал"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2012 года по делу N А72-10108/2012 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд Ри Ал" (ИНН 7302029249, ОГРН 1057302002141), Ульяновская область, г. Димитровград,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконными действий (бездействия), об обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Ри Ал" (далее - ООО "Гранд Ри Ал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконным письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, ответчик) от 26.09.2012 N 01 -18/4560, содержащего отказ ООО "Гранд Ри Ал" в согласовании нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об обязании ответчика устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Гранд Ри Ал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность отказа в согласовании нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выраженного в письме от 26.09.2012 N 01-18/4560, просит отменить решение суда от 18.12.2012, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что ООО "Гранд Ри Ал" устранило все замечания к Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в связи с чем, Управлением издан Приказ от 21.01.2013 N 61 об установлении ООО "Гранд Ри Ал" нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и 21.02.2013 обществу выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебное заседание представитель ООО "Гранд Ри Ал" не явился, общество надлежаще извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Ри Ал" осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с уставом.
ООО "Гранд Ри Ал" представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области на рассмотрение проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ) ООО "Гранд Ри Ал" и нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее - Проект).
Письмом от 26.09.2012 г. N 01-18/4560 Управление Росприроднадзора по Ульяновской области возвратило заявителю Проект на доработку, указав, что методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (по величинам удельных выделений), СПб, 1997 г., неприменима для расчета выбросов от участка литья металлов, штамповки и термопластавтоматов; примененная методика определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу основным технологическим оборудованием предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (Москва, 1991 г.) в настоящее время не действует в соответствии с перечнем методик, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (введенным в действие письмом Минприроды России N 12-46/709 от 25.01.2010 г.).
Этим же письмом заявителю рекомендовано использовать Расчетную инструкцию (методику) "Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса" (СПб, 2006 г.).
Заявитель, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) дано определение загрязняющего вещества как вещества или смесей веществ, количество и концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу указанных норм отнесение какого-либо вещества к числу загрязняющих возможно лишь в том случае, если его количество и (или) концентрация превышают установленные нормативы.
Согласно статье 12 Закона об охране атмосферного воздуха в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (далее - ПДВ) (пункт 1).
ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями" установленное значение предельно допустимых выбросов (ПДВ) - это количество вредных веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 1). Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно пункту 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. N 351), утверждение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется территориальными органами Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. N 717), с 13.09.2010 разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) выдается в установленном порядке Управлением Росприроднадзора.
До указанной даты государственная функция по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду была возложена на органы Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Выдача разрешений на выбросы в атмосферный воздух осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N288.
Согласно п. 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 183, при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях реализации полномочий в области экологического нормирования, связанных с установлением нормативов выбросов и выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования письмом от 21.10.2011 г. N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы" проинформировала, что порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы в настоящее время находится в стадии разработки в Минприроды России. В этом же письме приведен перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и выдаче разрешений на указанные выбросы.
Согласование Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО "Гранд Ри Ал" Региональным учреждением N 172 ФМБА России по Ульяновской области и наличие санитарно-эпидемиологического заключения N73.ФУ.04.000.Т.000024.06.12 от 28.06.2012 г. свидетельствует о соответствии Проекта предельно допустимых выбросов требованиям санитарных правил и нормативов, но не подтверждает соответствие указанного Проекта экологическим нормам.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией ответчика о том, что использование в расчетах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух неприменимых методик приводит к недостоверности данных, указанных в составе Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и, как следствие, установление неверных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для данного юридического лица.
В пункте 2 примечаний к Перечню методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2009 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, введенному в действие Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 05-1246/1273 от 06.02.2009 г. (в данный перечень включена, в том числе и использованная заявителем "Методика определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу основным технологическим оборудованием предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, М, 1991 г. " - приложение, л.д.43), указано, что "Методики, разработанные до 1992 года, прекращают действие 1 января 2010 года". "Методика определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу основным технологическим оборудованием предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения" разработана в 1991 году, следовательно, с 1 января 2010 года применяться при расчетах не может. Данное обстоятельство подтверждается отсутствием указанной Методики в утвержденном письмом Минприроды России от 25.01.2010 г. N 12-46/709 Перечне методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и установлении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Судом учтено, что хотя указанное письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 05-12-46/1273 от 06.02.2009 г. не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликовано, но это обстоятельство не указывает на невозможность применения данного письма в качестве действующего нормативного акта с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), а также "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.
Следовательно, пункт 2 примечаний к указанному письму прекратил с 01.01.2010 г. действие методик, разработанных до 1992 года.
Таким образом, "Методика определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу основным технологическим оборудованием предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, М, 1991 г.", неприменима при расчетах и подготовке представленного заявителем ответчику Проекта, что является обоснованным основанием для отказа в установлении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ согласно указанному Проекту.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворения требований заявителя не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы Общества повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Данные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
При вынесении настоящего постановления суд апелляционной инстанции также учитывает факты устранения ООО "Гранд Ри Ал" замечаний к Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, изложенных в письме от 26.09.2012 N 01-18/4560, издания Управлением Приказа от 21.01.2013 N61 об установлении ООО "Гранд Ри Ал" нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и выдачи обществу 21.02.2013 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, относятся на подателя апелляционной жалобы. Государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату ООО "Гранд Ри Ал" из федерального бюджета, как излишне уплаченная по платежному поручению от 09.01.2013 N 2.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2012 года по делу N А72-10108/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гранд Ри Ал" (ИНН 7302029249, ОГРН 1057302002141), Ульяновская область, г. Димитровград, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.01.2013 N 2.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10108/2012
Истец: ООО Гранд Ри Ал
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10108/12