"Работа с налогоплательщиками всегда была и будет
приоритетом для налоговых органов"
(интервью с Г.А. Суворовой, руководителем Межрегиональной
инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу)
Не все знают, что именно межрегиональные инспекции ФНС России занимаются контролем и аудитом подведомственных налоговых органов. Как строится эта работа, какие проблемы приходится решать, рассказывает руководитель Межрегиональной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу Галина Алексеевна Суворова.
- Галина Алексеевна, ваша инспекция курирует один из самых быстроразвивающихся округов России - Центральный. Расскажите о специфике работы в данном округе.
- В Центральный федеральный округ входит восемнадцать налоговых управлений, которые обеспечивают 39,6% (по данным за 10 месяцев 2007 года) всех поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. На Москву и Московскую область приходится основная часть поступлений (34,2%).
Привлекателен округ для инвестиций. Множество зарубежных компаний открывают здесь свои филиалы и производства. При работе с зарубежными компаниями наши специалисты учитывают не только российское налоговое законодательство, но и законодательство об иностранных инвестициях, а также нормы международного права.
Местонахождение, обширная территория округа, большое разнообразие отраслей хозяйственно-экономической деятельности субъектов - все это придает специфику контрольной работе. Камеральные и выездные налоговые проверки в округе проводятся с учетом отраслевых особенностей, технологии производства и процессов переработки. Именно поэтому в Управлении ФНС России по г. Москве созданы налоговые инспекции, которые специализируются на отдельно выделенных отраслях экономики: банковской, строительной, игорного бизнеса, налогообложения иностранных юридических и физических лиц. А в других регионах России - межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
- Функции обычных налоговых инспекций понятны налогоплательщикам. А чем занимается ваша инспекция?
- Задача нашей инспекции - это проверка эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ в Центральном федеральном округе на предмет обеспечения правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Кроме того, Межрегиональная инспекция по ЦФО взаимодействует и обменивается информацией с контролирующими и правоохранительными органами, администрацией полномочного представителя Президента РФ в ЦФО.
- Как проходят проверки налоговых органов?
- Наша инспекция проводит постоянный мониторинг основных показателей работы территориальных управлений, входящих в ЦФО, в динамике и сравнивает эти данные с общероссийскими показателями. При выявлении слабых участков по согласованию с ФНС России мы организуем тематические аудиторские проверки (в рамках внутреннего аудита). Их цель - не только не допустить возможных потерь бюджетов всех уровней и нарушений действующего законодательства, но и повысить уровень знаний сотрудников налоговых органов.
Помимо этого на плановой основе проводятся аудиторские проверки по всем направлениям работы управлений по субъектам РФ.
- Какие проблемные вопросы выявляются в работе нижестоящих налоговых органов?
- Разные. По-прежнему стоит вопрос о своевременной регистрации и вводе данных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками. Любая задержка по вводу приводит к сокращению сроков проведения камеральной налоговой проверки, а в некоторых случаях и к истечению этого срока. Решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода.
Еще одно направление. При проведении камеральных проверок недостаточно используются информационные ресурсы. Как показывает наш опыт, в ряде регионов при проверке деклараций по налогу на прибыль не всегда сопоставляются показатели дохода, отраженные в налоговом и бухгалтерском учете, не устанавливаются причины расхождения показателей выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженных в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Зачастую не исследуется, почему у налогоплательщика отсутствует выручка от реализации амортизируемого имущества, хотя имеются сведения о выбытии таких активов.
Очень важно повысить эффективность контрольной работы налоговых органов. Специалистам налоговых инспекций необходимо по максимуму использовать возможности программных ресурсов, в частности системы "ЭОД", а также информацию из внутренних и внешних источников. Только так мы сможем улучшить качество проведения камеральных проверок и более эффективно отбирать проблемных налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
- Какие еще примеры вы можете привести?
- Есть примеры необоснованного подтверждения льгот по налогам. Так, налогоплательщику подтверждена льгота по налогу на имущество за 2006 год и I квартал 2007 года по пункту 6 статьи 381 НК РФ. Однако названная норма утратила силу с 1 января 2006 года.
Есть случаи неправомерного предоставления освобождения от уплаты НДС организациям ЖКХ при оказании коммунальных услуг.
Не всегда уделяется достаточное внимание раскрытию схем уклонения от налогообложения. Проверки, проводимые в последнее время, позволили обнаружить 32 фирмы, зарегистрированные по адресам "массовой регистрации", имеющие одного и того же генерального директора и фактически осуществляющие деятельность за пределами субъекта Российской Федерации. Основные виды деятельности данных организаций - оптовая и розничная торговля, посреднические услуги. Доходы от реализации в этих фирмах измерялись миллиардами, а средняя налоговая нагрузка при этом ничтожная (0,001 руб.).
Не так давно в ходе осуществления мероприятий налогового контроля установлено несвоевременное применение мер принудительного взыскания задолженности по налогам только по одному из четырех открытых налогоплательщиком расчетных счетов. Это позволило налогоплательщику на протяжении длительного периода времени беспрепятственно осуществлять финансово-хозяйственные операции (приобретение векселей, расчеты с поставщиками и др.) при наличии задолженности, измеряемой десятками миллионов рублей.
Следует отметить, что по результатам аудиторских проверок проводится совместная работа с управлениями по субъектам РФ по устранению выявленных нарушений. В ходе дистанционного контроля мы наблюдаем устранение проверенными управлениями причин выявленных недоработок и положительную динамику улучшения показателей работы налоговых органов.
- Около года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. ФНС России разработала и утвердила новую Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Как это обстоятельство отразилось на работе налоговых органов вашего округа?
- Сейчас наблюдается тенденция по общему снижению количества проводимых выездных проверок организаций. За десять месяцев 2007 года по ЦФО количество проверок сократилось на 38%. Удельный вес проверок, по которым выявлены нарушения, за этот период увеличился с 88,4 до 94,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Доначисления возросли на 8,3% и составили свыше 70 млрд. руб.
- Если говорить о поступлениях конкретных налогов...
- По данным за десять месяцев 2007 года лидирует налог на прибыль организаций - 1003,1 млрд. руб. в консолидированный бюджет. Поступления по НДС составляют 657,2 млрд. руб.
Значительно увеличились поступления НДФЛ, которые составили за десять месяцев 2007 года 363,7 млрд. руб. (на 42,7% больше аналогичного прошлогоднего показателя). Поступление по налогам и взносам на социальные нужды составило 450,5 млрд. руб., что больше на 33,4% итогов аналогичного периода 2006 года.
- Какова роль комиссий по легализации налоговой базы в увеличении налоговых поступлений с фонда оплаты труда?
- В этом году перед комиссиями по легализации теневой заработной платы стояла задача довести зарплаты в округе до среднего уровня по видам экономической деятельности. Комиссии тесно взаимодействовали (и взаимодействуют) с региональными органами власти, прокуратурой, управлениями по труду, органами Росстата и внебюджетных фондов.
За десять месяцев 2007 года на заседаниях комиссий заслушано 87 270 работодателей, из них повысили зарплату до среднего уровня по видам экономической деятельности 60 734 (69,6%).
- Один из критериев оценки налоговых органов - доля налогоплательщиков, удовлетворенных работой налоговиков. Какая работа проводится в этом направлении?
- Повышение качества обслуживания налогоплательщиков, совершенствование оказываемых информационных услуг - для нас одна из важнейших задач. Налоговые управления и инспекции округа используют в практической работе различные формы публичного и индивидуального информирования налогоплательщиков: средства массовой информации, информационные стенды, телефоны горячей линии, справочной службы, проведение бесплатных семинаров, распространение информационных листовок и многое другое.
- Можно об этом подробнее.
- Приведу пример из практики работы налоговых органов Ярославской и Тверской областей. Среди налогоплательщиков распространяются специальные имиджевые папки для документов со справочной информацией о налоговых органах (ИНН, КПП, ОКАТО, коды административно-территориальных образований), телефонах справочных служб, горячей линии и т.п. Эта информация приведена непосредственно на разворотах папок.
В папки также вкладываются информационные материалы налоговой тематики, которые необходимо довести до конкретной категории налогоплательщиков, информация об изменениях в налоговом законодательстве, сведения о преимуществах подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и т.п.
Имиджевые папки вручаются налогоплательщикам при выдаче документов о регистрации, при постановке на учет в налоговом органе, при выдаче справок о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок и т.д.
- Сейчас на телевидении и радио появляется все больше социальной рекламы. Вы организуете подобные акции?
- Безусловно. Такое эффективное средство публичного информирования, как социальная реклама, есть в арсенале налоговых органов. Например, на светодиодных экранах городов Рязань и Кострома транслировались видеоролики о преимуществах представления отчетности налогоплательщиками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
При проведении информационной работы налоговые органы также активно используют радиоточки, расположенные на рынках городов и муниципальных образований, через которые налогоплательщикам регулярно сообщают об изменениях в налоговом законодательстве.
Мы прекрасно понимаем, что недостаточно просто довести до налогоплательщиков изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, и дать сухую информацию по различным видам налогов. Нужно повышать налоговую культуру участников бизнеса и отдельных граждан, дать им возможность проявить свою гражданскую позицию, которая в данном случае выражается в своевременной и полной уплате налогов, а также способствовать формированию позитивного имиджа налоговой службы. Поэтому работа с налогоплательщиками всегда была и будет приоритетом для налоговых органов.
Беседовала Е. Тишина
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99