Организация ведет розничную торговлю очковой оптикой на арендованных ею частях торговых залов магазинов и аптек через обособленные легкие конструкции, не имеющие торговых залов, рассчитанные на одно рабочее место, оборудованные витринами для выкладки товаров и не предусматривающие непосредственного доступа покупателей к товарам. Какой физический показатель базовой доходности должна использовать организация при исчислении единого налога на вмененный доход - "площадь торгового зала" или "торговое место"?
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса (в редакции, действующей до 2008 года) под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Иные объекты организации розничной торговли, которые не соответствуют установленным главой 26.3 НК РФ понятиям объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, или объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, следует причислять к объектам нестационарной торговой сети.
В статье 346.29 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь торгового зала", а через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети - "торговое место".
Исходя из статьи 346.27 Кодекса (в редакции, действующей до 2008 года), под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под площадью торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Кроме того, к площади торгового зала относится арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения главы 26.3 Налогового кодекса инвентаризационными и правоустанавливающими документами являются любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, которые содержат необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом. Это договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды или субаренды нежилого помещения или его части и другие документы.
Предположим, налогоплательщик для ведения розничной торговли арендовал часть площади (не более 150 кв. м) торгового зала объекта стационарной торговой сети. В этой ситуации объектом организации розничной торговли, который используется этим налогоплательщиком для ведения указанной деятельности, признается арендованная часть площади торгового зала, а правоустанавливающим документом на данный объект организации розничной торговли - заключенный с арендодателем договор аренды. При этом налогоплательщик-арендатор рассчитывает налоговую базу по единому налогу с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала", величина которого определяется в соответствии с условиями договора аренды.
Организация осуществляет розничную торговлю оптикой на арендованных ею частях торговых залов магазинов и аптек через размещенные на них объекты организации розничной торговли (обособленные легкие конструкции), рассчитанные на одно рабочее место, имеющие витрины для выкладки товаров и не предусматривающие непосредственного доступа покупателей к товарам внутри них. То есть организация фактически ведет розничную торговлю не через арендованные части торговых залов магазинов и аптек, а через размещенные в них объекты организации розничной торговли, соответствующие предусмотренным в статье 346.27 Кодекса понятиям киоска и палатки, которые для целей применения ЕНВД признаются объектами стационарной торговой сети, не имеющими торговых залов, и объектами нестационарной торговой сети.
Организация (независимо от условий заключенных договоров аренды торговых площадей) вправе при исчислении налоговой базы по единому налогу использовать физический показатель базовой доходности "торговое место".
И.М. Андреев,
государственный советник РФ 2-го класса,
Управление администрирования налога на прибыль ФНС России
1 января 2008 г.
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99