г. Чита |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А58-3801/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Е.О. Никифорюк, Э.В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного Общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2012 года по делу N А58-3801/2012 по заявлению Открытого акционерного Общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал Южно-Якутские электрические сети) (ИНН 7726030449, ОГРН 1052800111308) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) Межрайонного отдела N 8 по г.Томмот, иcx. N 02/009/2011-245 от 20.04.2012, об отказе в государственной регистрации,
(суд первой инстанции: В.В. Шевелев),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, - Администрации муниципального образования "Алданский район" (ОГРН 1031400017230, ИНН 1402013393): не было;
установил:
Заявитель, Открытое акционерное Общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал Южно-Якутские электрические сети), обратился с требованием к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) Межрайонного отдела N 8 по г.Томмот иcx. N 02/009/2011-245 от 20.04.2012 об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка от 07.09.2010 N 14 "Т" и перехода права собственности от Администрации МО "Алданский район" к Филиалу ОАО "ДРСК" "ЮЯЭС" права собственности на земельный участок незаконным; обязании осуществить государственную регистрацию договора купли-продажи земельного участка от 07.09.2010 N 14 "Т" и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок без взимания повторной оплаты за регистрацию данного договора.
Решением суда первой инстанции от 29 ноября 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Заявитель не представил доказательства наличия в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110126:13.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N 67200059435739, 67200059435746..
Представленным ходатайством Общество просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что на испрашиваемом земельном участке, под открытым небом находится склад для хранения энерголеса. Каких-либо капитальных зданий или строений на данном земельном участке не имеется.
Представитель Росреестра в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N 67200059435715, 67200058459705.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления N 67200058459736, 67200059435753.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.01.2013, 12.02.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации N 2191р от 03.09.2010 (т. 1, л. 10) Обществу за плату был предоставлен в собственность, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 14:02:110126:13, площадью 3000 кв. м.
Основанием предоставления земельного участка послужила приватизация земельного участка, ранее находившегося у заявителя в аренде, на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности ОАО "ДРСК".
На основании указанного распоряжения, Общество заключило с Администрацией договор N 14 "Т" от 07.09.2010 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 14:02:110126:13 общей площадью 3 000 кв. м. (т. 1, л. 11).
30.11.2011 Общество обратилось в Росреестр с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок (т. 1, л. 9).
20.04.2012 Росреестр сообщил Обществу об отказе в государственной регистрации (т. 1, л. 58) указав, что Общество не представило документов свидетельствующих о том, что на приобретенном Обществом земельном участке, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю.
Как указал Росреестр, в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и прав с ним отсутствует зарегистрированное право собственности на объект недвижимости принадлежащий Обществу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае не подлежит применение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела (т. 1, л. 10), земельный участок с кадастровым номером 14:02:110126:13 предоставлен Администрацией Обществу в связи с приватизацией земельного участка, ранее находившегося у заявителя в аренде, на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности ОАО "ДРСК", что вытекает из ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (ч.5).
Согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, представлению подлежат документы, удостоверяющие собственности на объекты недвижимости, находящиеся на приобретаемом земельном участке.
В соответствии со ст. 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, обременения (ограничения) права осуществляется на основании документов, перечисленных в данных статьях закона, а также дополнительных документов, которые могут быть истребованы на государственную регистрацию в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, на земельном участке с кадастровым номером 14:02:110126:13 отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, включая имущественные комплексы, принадлежащие заявителю на праве собственности. В силу указанного, у Общества не было законных оснований для приобретения данного земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как это следует из распоряжения Администрации N 2191р от 03.09.2010.
Указанное свидетельствует о ничтожности договора аренды N 14 "Т" от 07.09.2010, как заключенного в нарушение установленного порядка.
Наличие на указанном земельном участке забора и складирование энерголеса не свидетельствует о наличии на указанном земельном участке имущественного комплекса, принадлежащего заявителю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Доказательств о том, что на приобретаемом земельном участке в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации находятся объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности, ни в регистрирующий орган, ни в суд не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит запретов на покупку свободного от застройки земельного участка, в данном случае не имеет значения, поскольку Общество приобрело указанный земельный участок в особом порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в порядке ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующем порядок приобретения земельных участков, на которых не расположены здания, строения, сооружения.
Довод Общества, изложенный в возражениях от 09.08.2012 (т. 1, л. 76), а также в апелляционной жалобе о том, что данный отказ нарушает право собственника (Администрации) на распоряжение собственностью, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Администрация, в силу своего правового статуса, вправе распоряжаться собственностью, в том числе неразграниченными земельными участками исключительно в порядке, установленном действующем законодательством, в данном случае земельным.
То, что указанный земельный участок не ограничен в обороте, не означает, что он должен быть предоставлен заявителю в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в общем порядке, установленном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данном случае, сделка, заключенная между Обществом и Администрацией, не соответствующая требованиям закона, не порождает каких-либо правовых последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства
То обстоятельство, что рядом с указанным земельным участком находится земельный участок, принадлежащий Обществу и на котором находится объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности, не дает ему правовых оснований для предоставления смежных земельных участков в особом порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ Росреестра не нарушает прав и законных интересов заявителя, и полностью соответствует нормам действующего законодательства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "29" ноября 2012 года по делу N А58-3801/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3801/2012
Истец: ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал Южно-Якутские электрические сети
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Территориальная Администрация г. Алдана МО "Алданский район"