г. Воронеж |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А48-3364/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
от администрации города Орла: Тишина Е.В., начальник отдела правовой поддержки муниципального сектора экономики правового управления по доверенности от 28.12.2012 N 240-д выданной сроком до 31.12.2013;
от управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла: Тишина Е.В., начальник отдела правовой поддержки муниципального сектора экономики правового управления по доверенности от 09.01.2013 N 7/1 выданной сроком до 31.12.2013;
от индивидуального предпринимателя Литвак Светланы Александровны: Захарова В.Н., представитель по доверенности от 08.12.2010 выданной сроком на три года.
от индивидуального предпринимателя Исаева Сергея Ивановича: Захарова В.Н., представитель по доверенности от 08.11.2010 выданной сроком на три года.
от управления архитектуры и градостроительства администрации г.Орла: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Орловской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2012 по делу N А48-3364/2012 (судья Короткова Л.В.) по заявлению Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1) к Индивидуальному предпринимателю Исаеву Сергею Ивановичу (ОГРНИП 306575229800030, г. Орел)
о признании незаконными действий кадастрового инженера С.И. Исаева по проведению кадастровых работ и подготовке 06.02.2012 межевого плана земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, расположенного в городе Орле, по ул. Комсомольская, 65а;
о признании незаконным заключения кадастрового инженера С.И. Исаева о наличии кадастровой ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67;
о признании недействительным акта согласования местоположения границы земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Орла обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Исаеву Сергею Ивановичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании незаконными действий кадастрового инженера С.И. Исаева по проведению кадастровых работ и подготовке 06.02.2012 межевого плана земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, расположенного в городе Орле, по ул. Комсомольская, 65а, о признании незаконным заключения кадастрового инженера С.И. Исаева о наличии кадастровой ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, о признании недействительным акта согласования местоположения границы земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по кадастровому учету изменения местоположения границ земельных участков 57:25:0020413:67 и 57:25:0020413:77, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:77: аннулировать сведения в Государственном кадастре недвижимости об изменении местоположения границ земельных участков кадастровые номера 57:25:0020413:67, кадастровый номер 57:25:0020413:77 и восстановить кадастровый учет по прежним сведениям, о признании недействительной и аннулировании записи о регистрации права собственности С.А. Литвак на земельный участок кадастровый номер 57:25:0020413:67 по межевому плану, изготовленному С.И. Исаевым.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 23.08.2012 в отдельное производство были выделены требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по кадастровому учету изменения местоположения границ земельных участков 57:25:0020413:67 и 57:25:0020413:77; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:77: аннулировать сведения в Государственном кадастре недвижимости об изменении местоположения границ земельных участков кадастровые номера 57:25:0020413:67, кадастровый номер 57:25:0020413:77 и восстановить кадастровый учет по прежним сведениям; о признании недействительной и аннулировании записи о регистрации права собственности С.А. Литвак на земельный участок кадастровый номер 57:25:0020413:67 по межевому плану, изготовленному С.И. Исаевым, делу присвоен N А48-3435/2012.
Требования к Индивидуальному предпринимателю Исаеву Сергею Ивановичу оставлены в настоящем деле.
УМИЗ администрации г.Орла (ОГРН 1025700826502, г. Орел), ИП Литвак С.А. (ОГРНИП 306575225600012, г. Орел), управление архитектуры и градостроительства администрации г.Орла (ОГРН 1025700832981, г.Орёл) и ФБУ "Кадастровая палата" по Орловской области (ОГРН 1025700827085, г.Орёл) участвуют в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Администрация г.Орла обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- при строительстве здания магазина С.А.Литвак нарушила юридические границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67, что было установлено при рассмотрении гражданского дела N 2-975/11 Заводского районного суда г.Орла;
- заключением эксперта ГУП Орловской области "Орловский центр недвижимость" в 2011 г. установлено, что часть строящегося объекта капитального строительства площадью 35,9 кв.м. расположена на соседнем земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020413:77;
- в результате действий кадастрового инженера под видом уточнения местоположения земельного участка С.А.Литвак и УМИЗ фактически произвели обмен части земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, принадлежащего С.А.Литвак, на часть муниципального земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:77. Территория земельного участка общего пользования со стороны дома N 77 по ул.Комсомольская уменьшилась;
- в 2005 году на момент подготовки документов по земельному участку 57:25:0020413:67 действовали Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, в п.15.3 которых установлено, что для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков используются спутниковые, геодезические, фотограмметрические и картометрические методы, предусмотренные техническим проектом;
- кадастровый инженер С.И.Исаев при изготовлении межевого плана нарушил требования ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку не использовал описание земельного участка из договора аренды и договора купли - продажи;
- ни одно из указанных в письме Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 г. N 22781-ИМ/Д23 оснований для уточнения местоположения границ земельного участка не имело места.
В заседании апелляционной инстанции представитель администрации города Орла, представлявшая также интересы УМИЗ администрации г.Орла, поддержала требования апелляционной жалобы, просила удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.
Представитель ИП Литвак С.А. и ИП Исаева С.И. требования апелляционной жалобы не признала, полагая, что у суда не имеется оснований для удовлетворения требований, входящих в предмет спора по настоящему делу.
Представители управления архитектуры и градостроительства администрации г.Орла и ФБУ "Кадастровая палата" по Орловской области не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
Судебное заседание откладывалось с 06.02.2013 до 04.03.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 04.03.2013 до 11.03.2013.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и письменных объяснений Администрации г.Орла, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Постановлением Администрации г. Орла от 14.03.1996 N 262/2 (л.д. 63 - л.д. 66, т. 1) утвержден проект установления границ землепользований и выдаче документов, определяющих условия пользования (владения) земельными участками в кадастровом квартале N ОРО:25:2:4:13 города Орла.
Муниципальному образованию город Орел принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли поселений, общая площадь 16805,48 кв. м, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, Заводской район, кадастровый номер 57:25:0020413:0077. Право муниципальной собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 57АА N 446834, выданным 18.09.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области (л.д. 76, т. 1).
В соответствии с описанием земельных участков по установлению и согласованию границ земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:77 2006 года изготовления (л.д. 67 - л.д. 75, т. 1) фактическая площадь земельного участка составляет 16805,48 кв. м.
В свою очередь, Индивидуальным предпринимателем Литвак Светланой Александровной был приобретен в собственность земельный участок, категория земель: земли поселений, общая площадь 830,10 кв. м, кадастровый номер 57:25:0020413:0067, расположенный по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 65а, при следующих обстоятельствах.
Так, первоначально, указанный земельный участок был предоставлен гражданке Литвак С.А. постановление Администрации г. Орла от 17.05.2005 N 1935 на основании договора аренды от 08.06.2005 N 7116 (л.д. 50 - л.д. 52, т. 1). Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2005 N 5/2005-770 (л.д. 54, т. 1).
В 2005 году по заказу Литвак С.А. ФГУ "ЗКП" по Орловской области, отдел ОВКОН по г. Орлу изготовлено кадастровое дело N 57:25:0020413:0067 (л.д. 36 - л.д. 48, т. 1), в котором находится кадастровый план и схема расположения земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067.
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067 от 07.08.2006 N 25/06-02-3427 (л.д. 53, т 1) следует, что данный земельный участок предоставлен для реконструкции с расширением существующего магазина. В акте установления кадастровой оценки земельного участка установлена его цена, составляющая 3621087 руб. 01 коп. (л.д. 49, т. 1).
Приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 30.08.2006 N 221 (л.д. 56, т. 1) в собственность гражданке Литвак С.А. был предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, находящийся по адресу: Орловская область, г. Орел, Заводской район, ул. Комсомольская, д. 65-А для реконструкции с расширением существующего магазина в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 830,1 кв. м, стоимостью согласно прилагаемому расчету.
На основании вышеуказанного приказа договор аренды от 08.06.2005 N 7116 был расторгнут, а между ОГСУ "Фонд имущества Орловской области" и гражданкой Литвак С.А. 31.08.2006 был заключен договор купли-продажи земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, находящийся по адресу: Орловская область, г. Орел, Заводской район, ул. Комсомольская, д. 65-А для реконструкции с расширением существующего магазина в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 830,1 кв. м, находящийся в государственной собственности, не разграниченной в административном центре Орловской области - городе Орле по цене 543134 руб. 43 коп. (л.д. 55, т. 1).
Указанный земельный участок был передан покупателю 01.09.2006 по акту приема передачи (л.д. 57, т. 1).
Право собственности Литвак С.А. на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:0067 было зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2006 серии 57АА N 450143 (л.д. 58, т. 1), а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.09.2006 N 8/2006-747 (л.д. 59, т. 1).
Из представленных в материалы дела документов следует, что по заявлению Администрации г. Орла и Литвак С.А. спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области (л.д. 100 - л.д. 108, т. 2, л.д. 119 - л.д. 128, т. 2, л.д. 35 - л.д. 47, т. 3).
Постановлением Администрации г. Орла от 20.01.2011 N 69 (л.д. 60, т. 1) утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, площадью 830,10 кв. м по ул. Комсомольской, 65а.
06.02.2012 кадастровый инженер Исаев С.И. по заказу Литвак С.А. изготовил межевой план земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, принадлежащего заказчику на праве собственности (л.д. 12 - л.д. 24, т.1).
В ходе проведения межевых работ кадастровый инженер пришел к выводу о наличии кадастровой ошибки в ранее изготовленных межевых планах.
Данный факт отражен в заключении кадастрового инженера - лист межевого плана 7 (л.д. 18, т. 1).
Так, кадастровый инженер указал на то, что совместно с заказчиком кадастровых работ им проведено обследование и уточнение на местности фактических границ земельного участка, выполнены технические измерения на местности, горизонтальных углов и длин линий, по результатам проведенных контрольных измерений была выявлена воспроизведенная в ГКН ошибка в местоположении границ ранее учтенного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67, в описании земельного участка, подготовленного УАиГ Администрации города Орла, отсутствует пояснительная записка, схема теодолитного хода, акт согласования границ, описание закрепления точек границ земельного участка, на схеме размещения земельного участка не указан масштаб. В результате кадастровый инженер сделал вывод о том, что межевание было произведено графоаналитическим методом, что не позволяет определить необходимую точность и данная ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном ч. 14 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кадастровым инженером указан также способ исправления кадастровой ошибки: внесение изменения в сведения ГКН согласно межевому плану.
В соответствии с актом согласования местоположения земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67 (л.д. 24, т. 1) местоположение его границ было изменено за счет смежного муниципального земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:77. Как следует из представленных в материалы дела доказательств и пояснений заявителя, указанный акт был подписан представителем УМИЗ Администрации г. Орла.
На основании представленных Администрацией г. Орла и Литвак С.А. в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области заявлений о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 06.02.2012 (л.д. 109 - л.д. 115, т. 2, л.д. 48, т. 3) отдел кадастрового учета указанного учреждения вынес решение о 07.02.2012 N 5700/12-3119 об исправлении кадастровой ошибки в кадастровых сведениях (л.д. 116, т. 2)
Указанные изменения границ земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020413:67 и 57:25:0020413:77 зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровыми выписками о земельном участке от 07.02.2012 N 57/12-8441 (л.д. 25 - л.д. 28, т. 1) и от 08.02.20212 N 57/12-8537 (л.д. 29 - л.д. 34, т. 1). 10
Указывая на отсутствие правовых оснований для изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67, на незаконные действия кадастрового инженера Исаева С.И., что и повлекло самовольный захват части муниципального земельного участка, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд области при принятии решения по настоящему делу исходил из отсутствия необходимой совокупности условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ для удовлетворения требований.
Арбитражный суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемых действий ответчика по проведению кадастровых работ и подготовке 06.02.2012 межевого плана земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, расположенного в городе Орле, по ул. Комсомольская, 65а, требованиям Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Арбитражный суд также указал, что действиями Администрации г.Орла (подписание акта согласования к межевому плану, обращение в специализированный орган с заявлением о проведении регистрации земельного участка в Государственном кадастре недвижимости) опровергается довод заявителя о том, что отсутствовали правовые основания для изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67.
Довод заявителя о необходимости при определении правомерности уточнения местоположения границ земельного участка принятия за основу Письма Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 не принят арбитражным судом области с указанием на то, что указанный документ по своему характеру является подзаконным актом, при рассмотрении же вопроса о правомерности действий кадастрового инженера арбитражный суд опирается на Федеральный закон N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации неоднократно подтвердила, что предметом спора по настоящему делу являются действия кадастрового инженера - ИП Исаева С.И. по проведению кадастровых работ и подготовке 06.02.2012 межевого плана земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, расположенного в городе Орле, по ул. Комсомольская, 65а; законность заключения о наличии кадастровой ошибки в кадастровых сведениях о местоположении указанного земельного участка; а также действительность акта согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67.
Предмет или основания спора заявителем не изменялись.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнение кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов в отношении недвижимого имущества, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе выполняется управомоченным лицом - кадастровым инженером в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом и называется кадастровой деятельностью работ.
При этом согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
Как следует из п.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
В соответствии со ст. 36 по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором.
Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч.2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:
1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
Системный анализ приведённых норм показывает, что межевой план, заключение о кадастровой ошибке и акт согласования являются результатом кадастровой деятельности кадастрового инженера (индивидуального предпринимателя или работника соответствующего юридического лица), осуществляемой им на основании договора подряда с заказчиком.
Из материалов дела следует и признаётся обеими сторонами по делу, что между ИП Литвак С.А. и кадастровым инженером Исаевым С.И. был заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ. В ходе исполнения обязательств по договору кадастровый инженер Исаев С.И. изготовил и передал заказчику межевой план б/н от 06.02.2012, содержащий заключение о выявленных несоответствиях кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:67 и акт согласования местоположения границ земельного участка. Заказчик принял и оплатил выполненные работы по подготовке межевого плана (л.д.12 т.1).
Таким образом, спорные отношения являются гражданско-правовыми, поскольку результатом исполнения договорных обязательств не является принятие публично-правовых актов или осуществление властно-распорядительных действий.
При этом Администрация г.Орла не заключала договор с кадастровым инженером Исаевым С.И., не принимала результаты выполненных им работ.
Доказательства оспаривания указанной сделки в материалах дела отсутствуют.
Оспариваемые документы лишь обеспечивают подготовку документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учёте изменений земельного участка или учете части земельного участка
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, согласно ст.ст. 26,27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ, орган кадастрового учёта вправе принять решение о приостановлении кадастрового учёта, а также об отказе в кадастровом учёте, в том числе в случае если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица; одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 13.12.2012) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, органом, осуществляющим публичные полномочия в области осуществления кадастровой деятельности является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в рассматриваемом случае - подведомственное ему Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Орловской области.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ установлено, что техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы,
представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, принятие решения об исправлении кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости отнесено к компетенции органа кадастрового учёта, которым кадастровый инженер в силу ст.29 Федерального закона N 221-ФЗ не является.
В связи с этим, заключение кадастрового инженера о наличии кадастровой ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка не является ненормативным правовым актом, поскольку не порождает правовых последствий, и не может быть обжаловано в порядке Главы 24 АПК РФ.
Статьей 40 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1 ст.40).
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2 ст.40).
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч.3 ст.40).
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч.4 ст.40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч.5 ст.40).
Таким образом, действия кадастрового инженера по оформлению акта согласования местоположения границ земельного участка могут быть оспорены лишь в случае их несоответствия указанной правовой норме, т.е. в случае оформления акта при наличии возражений со стороны заинтересованных лиц, без отметки о наличии таких возражений.
Однако, в рассматриваемом случае арбитражным судом установлено наличие подписей всех заинтересованных лиц в акте согласования. В связи с этим, апелляционный суд делает вывод о том, что кадастровым инженером не совершались действия, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными нормами указанного кодекса и других федеральных законов.
Выбранный заявителем способ защиты не приведёт к восстановлению права на земельный участок кадастровый номер 57:25:0020413:77, за защитой которого он обратился в суд, поскольку сами по себе действия кадастрового инженера Исаева С.И., связанные с оформлением межевого плана земельного участка кадастровый номер 57:25:0020413:67, не нарушают права и обязанности Администрации г.Орла в отношении земельных участков кадастровый номер 57:25:0020413:67 и 57:25:0020413:77, не возлагают на неё какие - либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемый судебный акт не лишает Администрацию возможности защищать принадлежащие ей вещные права в рамках искового производства.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2012 по делу N А48-3364/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3364/2012
Истец: Администрация г Орла, Администрация города Орла
Ответчик: ИП Исаев Сергей Иванович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Третье лицо: ИП Литвак Светлана Александровна, Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла, ИП Литвак С. А., Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Орла, ФГБУ "Кадастровая палата" по Орловской области