г. Самара |
|
18 марта 2013 г. |
А55-23202/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский" - Залогин А.В., доверенность от 05 апреля 2012 г. N 7;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - извещен, не явился;
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский", г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 г. по делу N А55-23202/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Тольяттинский", г. Тольятти, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мясокомбинат Тольяттинский" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ том 3 л.д. - 5-9) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выразившихся во внесении в сведения государственного кадастра недвижимости с момента внесения в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 общей площадью 73 155 кв.м. сведений о размере кадастровой стоимости участка в размере 440 297 796,43 рублей. Также заявитель просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 кадастровую стоимость в размере 440 297 796,43 рублей и включить в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 кадастровую стоимость в размере 108 282 567,90 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1030 кадастровую стоимость в размере 270 209 536 рублей и включить в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1030 кадастровую стоимость в размере 66 452 681,10 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1031 кадастровую стоимость в размере 13 156 878,20 рублей и включить в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1031 кадастровую стоимость в размере 3 235 673,48 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1032 кадастровую стоимость в размере 156 931 583,80 рублей и включить в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:1032 кадастровую стоимость в размере 38 594 213,32 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Мясокомбинат Тольяттинский" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что завышение кадастровой стоимости земельного участка нарушает экономические интересы истца при оформлении им прав на земельный участок, поскольку в этом случае будет завышена выкупная стоимость или арендная плата.
По мнению подателя жалобы, выводы суда о пропуске заявителем установленного срока для обращения в суд являются необоснованными, поскольку по данному роду дел срок исковой давности составляет три года и начинает течь с 06.12.2011.
Податель жалобы считает, что судом сделаны неправильные выводы относительно обстоятельств по делу, на которые истец ссылался в качестве оснований своих исковых требований, неполно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ООО "Мясокомбинат Тольяттинский" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствии представителей Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Мясокомбинат Тольяттинский", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Мясокомбинат Тольяттинский" ранее являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 в соответствии с договором аренды N 889 от 24.02.2004 года.
Указанный договор аренды заключался ранее между заявителем и мэрией городского округа Тольятти ( том 1 л.д. - 35-42).
Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 18 февраля 2004 года, как единое землепользование, состоящее из двух обособленных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0102160:0024 площадью 68981 кв.м. и 63:09:0102160:0025 площадью 4174 кв.м. (том 1 л.д. - 43-45), общая площадь земельного участка составляла 73155 кв.м.
Впоследствии право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Российской Федерацией (том 2 л.д. - 47), в связи с чем право аренды заявителя в ЕГРП было погашено.
На основании заявления Территориального Управления Росимущества в Самарской области, спорный участок был разделен на три самостоятельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0102160:1030, 63:09:0102160:1031 и 63:09:0102160:1032.
При этом в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены данные о кадастровой стоимости земельного участка с КН 63:09:0102160:26 в размере 440 297 796,43 рублей.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" ( действовавшего в период постановки спорного участка на кадастровый учет) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В период 2007-2008 г.г. по состоянию на 01.01.2007 Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации) проводился комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области.
Результаты указанных работ утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в виде трех приложений: кадастровая стоимость земельных участков (приложение 1), среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов (приложение 2), а также средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) (приложение 3).
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:24 составляет 415 193 189,95 рублей ( позиция N 3175 Приложения N 1), а кадастровая стоимость земельного участка 63:09:0102160:25 составляет 25104606,48 рублей.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 не определена Постановлением Правительства Самарской области N 473.
В соответствии с пунктом 2.1.15 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования и уточнения площади земельного участка" в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1 Методических указаний.
В связи с этим, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 была внесена в сведения ГКН в размере суммы стоимостей его обособленных участков, определенных Постановлением Правительства Самарской области N 473.
При этом кадастровая стоимость названных земельных участков определена исходя из седьмого вида разрешенного использования, к которому согласно приложению N 2 к вышеназванному постановлению Правительства Самарской области отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.
Впоследствии стоимость вновь образованных земельных участков была определена в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития N 222, при этом за основание бралась стоимость "исходного земельного участка".
Судом первой инстанции правильно учтено, что согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/20 по делу N А46-9432/2009, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В рамках рассматриваемого дела заявитель оспаривает действия Управления Росреестра по Самарской области во внесении в сведения государственного кадастра недвижимости с момента внесения в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26 общей площадью 73 155 кв.м. сведений о размере кадастровой стоимости участка в размере 440 297 796,43 рублей.
При этом в качестве оснований своих требований общество указывает на неверное определение вида разрешенного использования земельного участка при проведении работ по определению кадастровой стоимости частей спорного участка: вместо 9 вила разрешенного использования, стоимость рассчитана исходя из 7 вида разрешенного использования.
Однако вид разрешенного использования земельных участков является лишь одним из исходных первичных показателей, применявшиеся для определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с КН 63:09:0102160:26 находится в федеральной собственности и не предоставлен заявителю.
Результаты кадастровой оценки утверждены действующим и не оспоренным нормативным правовым актом Самарской области.
Заявителем фактически оспариваются результаты кадастровой оценки, отраженной в Постановлении Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 года, при этом само Постановление не названо в качестве предмета спора.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что ООО "Мясокомбинат Тольяттинский" является владельцем спорного земельного участка, не подтвержден доказательствами в ходе рассмотрения дела.
Спорный участок находится в собственности Российской Федерации, заявителю в установленном порядке не предоставлен, ранее зарегистрированное право аренды на спорный участок в настоящее время погашено, а нахождение на спорном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности не является безусловным основанием возникновения права на земельный участок.
С учетом этих обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемые действий не нарушают права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Заявитель не обосновал нарушение его прав и охраняемых законом интересов в результате внесения в Государственный кадастр недвижимости соответствующей кадастровой стоимости земельных участков.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нормы п.1.2 ст.З Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", речь в которых идет о переоформлении прав. Однако в процессе судебного заседания было установлено отсутствие каких-либо прав у заявителя на землю, предусмотренных Земельным Кодексом РФ. Кроме того, заявитель не представил доказательства наличие у него права на выкуп всех спорных земельных участков в порядке, установленном п.1 ст.36 ЗК РФ. а также доказательства обращения в уполномоченный орган за реализацией соответствующего права на выкуп.
Орган кадастрового учета при внесении сведений о кадастровой стоимости руководствовался Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 47 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Данный нормативный акт никем не оспорен и признан недействительным, соответственно, действия органа кадастрового учета по внесению кадастровой стоимости земельных участков на основании данного акта Правительства Самарской области законны и обоснованны.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:26 (единое землепользование) поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны N ПК-2" и площадью 73155 кв.м. В состав указанного единого землепользования входят 2 земельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0102160:24 и 63:09:0102160:25.
В соответствии с п.2.1.15 Приказа Минэкономразвития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0102160:24 и 63:09:0102160:25 была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473. При этом согласно установленном) разрешенному использованию эти земельные участки были отнесены к 7 виду разрешенного использования, установленному Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N 11/0152.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:26. на кадастровый учет 22.11.2011 были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0102160:1030. 63:09:0102160:1031. 63:09:0102160:1032 с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны N ПК-2".
Согласно п. 2.1.17 Приказа Минэкономразвития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0102160:1030. 63:09:0102160:1031. 63:09:0102160:1032 при постановке на государственный кадастровый учет была рассчитана согласно вышеуказанным правилам.
Другие доводы подателя жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 г. по делу А55-23202/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23202/2012
Истец: ООО "Мясокомбинат"Тольяттинский"
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области, УправлениеФедерального Агенства кадастра обьектов недвижимости по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"