г. Красноярск |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А33-17909/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Хасановой И.А.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс": Лебедева О.А., представителя по доверенности от 26.11.2012 N 818;
от открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала: Ганиной А.И., представителя по доверенности от 14.09.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 января 2013 года по делу N А33-17909/2012, рассмотренному в порядке упрощенного производства Ишутиной О.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985) (далее - истец, ОАО"Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "В-Сибпромтранс" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059) (далее - ответчик, ОАО "В-Сибпромтранс") о взыскании 8 089 рублей 47 копеек убытков, связанных с повреждением вагона.
Определением от 14.11.2012 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 января 2013 года иск удовлетворен. С открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс" взыскано в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" 8 089 рублей 47 копеек убытков, а также 2 000 рублей расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс" обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Ответчик указал, что судом неверно установлены следующие фактические обстоятельства имеющие существенное значение для дела:
Из представленных актов общей формы следует, что вагон N 52294261 отправлен со ст. Тея Красноярской железной дороги на ст. Новокузнецк-Восточный Западно-Сибирской железной дороги. Отправителем вагона со ст. Тея являлось ОАО "ЕВРАЗРУДА". Перевозку (подачу-уборку) вагона с мест погрузки-выгрузки до приемо-отправочных путей ст.Тея осуществило ОАО "В-Сибпромтранс", как владелец пути необщего пользования.
Признанная судом в качестве доказательства железнодорожная накладная N ЭЯ 206678 не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Кроме того, судом не дана оценка представленным доказательствам, а именно натурному листу поезда N 2.16. Согласно натурному листу поезда N 2.16 указанный вагон был принят от владельца пути необщего пользования (ОАО "В-Сибпромтранс") Перевозчиком (ОАО "РЖД") 16.09.2011 г. без замечаний, в технически исправном состоянии.
Неисправность вагона обнаружена 18.09.2011 г. на станции Бискамжа, о чем был составлен акт о повреждении вагона от 18.09.2011 N 61с. Представитель владельца железнодорожного пути необщего пользования (ОАО "В-Снбпромтранс") не имел возможности участвовать в осмотре вагона с целью установления истинных причин неисправности, так как не находится на ст. Бискамжа, а следовательно не имел возможности ни подписать указанный выше акт, ни отказаться от его подписания.
Кроме того указывает, что на втором листе памятки приемосдатчика N 1372 имеется подпись приемосдатчика железной дороги Малаховой П.Д. о приемке вагона N 52294261 16.09.2011 для перевозки без замечаний.
Ответчик полагает, что если повреждение вагона имело место, ответственность за данное повреждение должно нести ОАО "РЖД", однако вопрос об участии ОАО "РЖД" в судебном разбирательстве судом первой инстанции не рассматривался.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств копии договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 02.06.2006 N 12.
Представитель истца не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, указанные документы не могут быть приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии письма от 11.12.2012 N ИД/ФКрс/ФЮ-2977/12; копии памятки приемосдатчика N 1370; копии памятки приемосдатчика N 1372.
Представитель ответчика не возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство, поскольку указанные документы не являются новыми доказательствами, а представлены в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Со станции отправления "Мыс Астафьева" Дальневосточной железной дороги на станцию назначения "Тея" Красноярской железной дороги отправлен вагон N 52294261 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ206678.
Между отрытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (подрядчик) и открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (заказчик) заключен договор на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов от 01.01.2008 N 32.
По условиям договора заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (пункт 1.1. договора).
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" произвело предоплату за текущий отцепочный ремонт вагонов за сентябрь 2011 года по договору от 01.01.2008 N 32 в сумме 5 679 328 рублей 20 копеек.
При техническом осмотре вагона N 52294261 на станции "Тея" Красноярской железной дороги обнаружена неисправность - "повреждение крышки люка и петель".
По данному факту оформлено уведомление формы ВУ-23-М N 5889 на ремонт вагона N 52294261 с наименованием неисправности "повреждение крышки люка и петель", акт о повреждении вагона от 18.09.2011 N 61с.
Из указанного акта следует, что причиной повреждения вагона является нарушение правил погрузочно-разгрузочной работы.
После выявления неисправностей на вагон оформлена дефектная ведомость формы ВУ-22. В дефектной ведомости отмечено наименование работ, время начала и окончания ремонта. Стоимость ремонтных работ грузовых вагонов определяется калькуляцией, которая составляется на основании дефектной ведомости по окончанию ремонтных работ.
О производимом ремонте свидетельствует также акт общей формы ГУ-23.
В калькуляции отмечено наименование работ, дата обнаружения дефекта и дата ремонта, а также начислена плата за ремонт вагона N 52294261 в сумме 8 089 рублей 47 копеек.
По окончанию произведенных работ оформлен акт о выполненных работах от 22.09.2011 N 22/ПГК-п на сумму 8 089 рублей 47 копеек.
Претензией от 28.02.2012 N 110/ПР/РФ-363/12 истец обратился к ответчику с просьбой оплатить стоимость текущего отцепочного ремонта вагона в размере 8 089 рублей 47 копеек.
В письме от 04.04.2012 N 82/15 ответчик отклонил претензию истца, пояснив, что открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс" указано виновником образования выявленной неисправности необоснованно.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате выполненного ремонта, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего:
- неправомерность действий (бездействия);
- факт причинения вреда и его размер;
- причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), перевозчик должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 года N 45. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на возникновение у него убытков в результате оплаты выполненного ОАО "РЖД" ремонта, поврежденного железнодорожного вагона N 52294261, в результате нарушения правил выгрузки груза.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, зарегистрированными в Минюсте РФ 30.06.2003 за N 4856 (далее - Правила составления актов).
Предъявляя иск о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), перевозчик должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов.
В силу пунктов 6.7 и 6.8 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции по учету наличия неисправных грузовых вагонов на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД" от 13.02.2007 N 205р (далее Инструкции) документом, удостоверяющим неисправное стояние вагона, является уведомление на ремонт грузового вагона формы ВУ-23-М. Уведомление оформляется на каждый выявленный неисправный вагон с указанием требуемого вида работ с вагоном и места выдачи вагона для производства указанного вида работ. Согласно пункту 9 Инструкции оформленное уведомление формы ВУ-23-М является основанием для зачисления вагона в состав неисправных.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути не общего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка, утв. распоряжением ОАО РЖД от 30.03.2007 N 562р (далее - Положение от 30.03.2007 N 562р) на каждый поврежденный вагон осмотрщики вагонов ПТП или другие работники вагонного хозяйства, а там, где их нет, работники других хозяйств, обученные и назначенные приказом начальника отделения железной дороги, должны оформить акты форм ГУ-23, ВУ-25-М и уведомления на ремонт формы ВУ-23-М.
Согласно пункту 5.1. Положения от 30.03.2007 N 562р при выявлении в поезде поврежденных груженых или порожних вагонов, прибывших на железнодорожную станцию для расформирования, осмотрщик вагонов (осмотрщик-ремонтник вагонов) выдает уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23-М с простановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П" (поврежден). При этом осмотрщик вагонов обязан обеспечить достоверность определения неисправности и причины ее появления (претензии к качеству планового вида ремонта или следствие повреждения на путях общего или необщего пользования). О данном факте осмотрщик вагонов докладывает руководителю смены или начальнику пункта технического обслуживания вагонов (ПТО).
Согласно пункту 5.2. Положения от 30.03.2007 N 562р при выявлении на железнодорожной станции поврежденного вагона, выведенного с железнодорожных путей необщего пользования, а также прибывшего в составе сборного, вывозного или передаточного поезда с промежуточной станции, осмотрщик вагонов (осмотрщик-ремонтник вагонов) обязан выдать на поврежденный вагон уведомление на ремонт формы ВУ-23-М с простановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П", составить в установленном порядке акт общей формы ГУ-23, сообщить об этом через руководителя смены ПТО руководству эксплуатационного вагонного депо и железнодорожной станции для проведения служебного расследования и оформления акта на повреждение вагона формы ВУ-25-М.
Согласно пункту 5.2.1. Положения от 30.03.2007 N 562р расследование указанного случая повреждения вагона производится комиссией под руководством начальника железнодорожной станции с участием руководителей эксплуатационного вагонного депо или начальника ПТО в течение 3 суток с момента обнаружения поврежденного вагона. Результаты расследования оформляются протоколом. В протоколе указываются причины вывода поврежденного вагона с железнодорожных путей общего и необщего пользования и определяется персональная ответственность работников.
Согласно пункту 5.2.2. Положения от 30.03.2007 N 562р начальник ПТО в 3-суточный срок обязан принять меры к оформлению акта на повреждение вагона формы ВУ-25-М и вводу соответствующего сообщения в систему АСУ СОКПВК или АСУ УП.
Из материалов дела следует, что на станции Тея Красноярской железной дороги обнаружена неисправность вагона N 52294261 - "повреждение крышки люка и петель". Данное обстоятельство подтверждается составленным актом общей формы ГУ-23 от 18.09.2011 (л.д. 26).
После обнаружения неисправности вагонаN 52294261, данный вагон отправлен на станцию Бискамжа.
По факту неисправности вагона N 52294261 составлено уведомление формы ВУ-23-М N 5889 (л.д. 24) на ремонт вагона с наименованием неисправности "повреждение крышки люка и петель"
После выявления неисправностей на вагон оформлена дефектная ведомость формы ВУ-22. В дефектной ведомости отмечено наименование работ, время начала и окончания ремонта. Стоимость ремонтных работ грузовых вагонов определяется калькуляцией, которая составляется на основании дефектной ведомости по окончанию ремонтных работ.
О производимом ремонте свидетельствует также акт о повреждении вагона от 18.09.2011 N 61с формы ВУ-25.
Ссылка ответчика на то, что акт о повреждении вагона формы ВУ-25 был составлен без уведомления и участия представителей грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная.
В соответствии с Правилами составления актов, акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. При сходе с рельсов колесной пары вагона акт о повреждении вагона составляется во всех случаях, в том числе и при отсутствии повреждений вагона.
Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути не общего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона.
Акт о повреждении вагона подписывается не менее чем двумя уполномоченными представителями перевозчика, участвующими в его составлении, и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути не общего пользования, другими юридическими или физическими лицами, виновными в повреждении вагона.
В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути не общего пользования, других юридических или физических лиц от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.
Данный акт составлен и подписан в соответствии с требованиями указанных Правил. В связи с отказом ответчика от подписи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 на основании пункта 6.4 Правил составления актов был составлен акт общей формы от 18.09.2011 (л.д. 22).
В соответствии с указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" памятка на подачу и уборку вагонов подписывается работниками железной дороги и принимающей (сдающей) стороной (грузоотправителем, грузополучателем, мастером вагонного депо, пункта подготовки вагонов, МЧ, представителем владельца (пользователя) подъездного пути, контрагента, имеющего договор, и т. д.) два раза.
В первый раз:
- при подаче локомотивом, принадлежащим железной дороге, - в момент завершения подачи к местам погрузки, выгрузки, свершения технической и других операций.
- при подаче локомотивом, не принадлежащим железной дороге, к местам погрузки, выгрузки - в момент окончания приемо-сдаточной операции на выставочном пути.
Во второй раз:
- при уборке локомотивом, принадлежащим железной дороге, - в момент уборки с мест погрузки, выгрузки, свершения технической и других операций.
- при уборке локомотивом, не принадлежащим железной дороге, с мест погрузки, выгрузки - в момент окончания приемо-сдаточной операции на выставочном пути.
Суд учитывает, что на представленной ответчиком памятке приемосдатчика N 1372 отсутствует подпись о том, что вагон N 52294261 сдан ответчиком приемосдатчику (открытому акционерному обществу "Российские железные дороги").
Учитывая все обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответственность за возникновение у истца убытков в результате оплаты выполненного ремонта, поврежденного железнодорожного вагона N 52294261, в результате нарушения правил выгрузки груза, должен нести ответчик.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что если повреждение вагона имело место, ответственность за данное повреждение должно нести ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что стоимость ремонта составила 8 089 рублей 47 копеек. Размер убытков судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доказательства, свидетельствующие о принятии ответчиком действий по проведению восстановительного ремонта вагона, либо указывающие на завышение истцом своих фактических затрат на ремонт, в материалах дела отсутствуют.
Доказательства оплаты ответчиком задолженности в размере 8 089 рублей 47 копеек в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца.
С учетом изложенного судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение от 14 января 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-17909/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 января 2013 года по делу N А33-17909/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение (определение).
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17909/2012
Истец: ОАО "ПГК" в лице Красноярского филиала, ОАО Первая грузовая компания в лице Красноярского филиала
Ответчик: ОАО В-Сибпромтранс