Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности
военнослужащих за нарушения воинской дисциплины
Сила армии - в дисциплине.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ).
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за вышеуказанные нарушения (воинские дисциплинарные проступки)*(1).
Что же такое воинская дисциплина и общественный порядок?
1. Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению*(2).
Сущность воинской дисциплины сформулирована в ст. 1 ДУ ВС РФ: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)".
В указанной статье предельно кратко определено, каким должно быть поведение военнослужащего в дни мирной учебы и при ведении боевых действий. Однако отсутствует ясность таких понятий, как "строгость", "точность", "порядок" и "правила", за несоблюдение которых военнослужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
"Строгость", по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть очень требовательным, взыскательным, требующим точного исполнения чего-нибудь, не допускающим снисхождения, попустительства*(3). В свою очередь, по мнению автора, "строгое соблюдение" военнослужащим соответствующих порядка и правил предполагает неуклонное исполнение им своих обязанностей исключительно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законами, приказами командиров (начальников). Так, например, со всеми категориями военнослужащих, задержанных за невыполнение воинского приветствия и нарушения правил ношения военной формы одежды, военный комендант гарнизона в соответствии со ст. 25 УГ и КС ВС РФ обязан организовывать занятия по строевой подготовке и изучению уставов.
"Точность", по мнению Д.Н. Ушакова, означает быть истинным, действительным, таким, как на самом деле, всецело совпадающим с образцом, совершенно верным*(4). По смыслу приведенного определения под "точным соблюдением" военнослужащим соответствующих порядка и правил следует понимать тщательное выполнение им задач согласно их формулировке (постановке) или приведенным образцом. Так, например, военнослужащий, получивший приказ о выполнении боевой задачи, в соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ обязан выполнить его беспрекословно. Но для того чтобы приказ был точно выполнен, необходимо его точно отдать. Для этого командир (начальник) обязан его сформулировать ясно, чтобы он не допускал двоякого толкования и не вызывал сомнения у подчиненного.
"Порядок" - состояние благоустройства и налаженности, правильность в расположении чего-нибудь, путь в осуществлении чего-нибудь*(5). Соблюдение определенного "порядка" военнослужащими означает, систематичность и последовательность, а также способ и метод выполняемых ими действий. В качестве примера можно привести порядок действий начальника караула при вызове караула "в ружье" или порядок действий командира (начальника) при проведении занятий по строевой подготовке.
Определение "правил" не столь однозначно, как определения выше рассмотренных понятий. Под "правилами" понимаются предложения, выражающие при определенных условиях разрешение или требование совершить некоторый поступок или воздержаться от совершения некоторого поступка*(6). Одновременно с этим "правила" рассматриваются и как форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности*(7). По мнению автора, последнее определение в наибольшей степени отражает сущность "правил", соблюдаемых военнослужащими. В качестве примера можно привести правила внутреннего распорядка, правила воинского приветствия, правила движения строя, правила ношения военной формы одежды, которые изложены в нормативных правовых актах (соответственно в УВС ВС РФ, СУ ВС РФ).
Требования воинской дисциплины в обобщенном виде изложены в ст. 3 ДУ ВС РФ. Они, как известно, полностью не совпадают с требованиями законности, обращенными к военнослужащим. Воинская дисциплина предусматривает для военнослужащих необходимость соблюдать ряд требований морального характера: беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы; быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу; дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств и др. За невыполнение указанных требований не наступает юридическая, в том числе дисциплинарная, ответственность, и, следовательно, эти требования не могут считаться правовыми, хотя они и содержатся в правовых актах, которыми являются общевоинские уставы. Однако при квалификации некоторых проступков военнослужащих, совершенных в плане несоблюдения тех или иных требований ст. 3 ДУ ВС РФ, при решении вопроса о том, морального или правового они характера, необходимо исходить из того, в чем именно проявилось несоблюдение указанных требований.
Так, если нечестность военнослужащего проявилась вне сферы военно-служебных отношений и выразилась, допустим, в обмане родителей, девушки, товарища, то проступок такого военнослужащего аморален и может быть предметом обсуждения на собрании личного состава, но он не может служить основанием для применения к виновному мер дисциплинарного воздействия. Однако на практике нередко за такого рода проступки виновных привлекают именно к дисциплинарной ответственности.
Законность не только предъявляет к военнослужащим требования военно-служебного характера, но и обязывает их соблюдать нормы жилищного, семейного законодательства и т.д. Таким образом, не всякое нарушение воинской дисциплины следует рассматривать одновременно как нарушение законности. В то же время не каждое нарушение военнослужащими требований законности является нарушением требований воинской дисциплины, несмотря на то, что и те и другие в конкретных случаях могут совпадать, но в целом их отождествлять не следует (как это нередко делается на практике)*(8).
На основании вышеизложенного следует признать неправомерным привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими норм, регулирующих общественные отношения, не относящихся к военно-служебным (например, за ненадлежащее воспитание детей, употребление алкоголя во внеслужебное время, невнесение платы за проживание или коммунальные услуги, нарушение правил дорожного движения на личном транспортном средстве и т.п.)*(9).
Таким образом, в определении воинской дисциплины, приведенном в ст. 1 ДУ ВС РФ, под "законами" следует понимать не все законы нашего государства, а лишь те, которыми регулируются общественные отношения военно-служебного характера. Данный вывод подтверждается утверждениями Н.И. Кузнецова, который справедливо отметил неопределенность круга общественных отношений, подвергающихся воздействию воинской дисциплины согласно УВС РФ. Однако, продолжает автор, это не значит, что в данном случае речь идет о соблюдении порядка и правил, установленных любыми законами в нашем государстве. Этот порядок отражает, прежде всего, специфику военной организации, затрагивает отношения между военнослужащими, определяется задачами и требованиями военной службы. Порядок и правила, образующие воинскую дисциплину, относятся главным образом к "внутреннему строю" военного организма*(10).
Неточное выполнение требований, предъявляемых ст. 1 ДУ ВС РФ наносит вред воинскому порядку, ослабляет боевую готовность армии. Кто твердо знает уставы и точно выполняет их требования, тот честно выполняет свой священный долг перед Родиной*(11).
2. Интересным является и положение о том, что основанием дисциплинарной ответственности военнослужащего может служить дисциплинарный проступок, заключающийся в нарушении им общественного порядка.
В Вооруженных Силах Российской Федерации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой нарушение общественного порядка военнослужащим рассматривается как дисциплинарный проступок лишь в случаях нарушения им правил поведения в общественных местах (парках, кинотеатрах, общественном транспорте и т.п.)*(12). Автор вполне разделяет эту точку зрения.
Распространение требований воинской дисциплины на поведение военнослужащих вне службы является существенной особенностью их дисциплинарной ответственности. Для сравнения отметим, что правила внутреннего трудового распорядка, например, не регулируют поведение работников вне предприятий или учреждений.
Возложение на военнослужащих дисциплинарной ответственности за нарушение поведения в общественных местах объясняется спецификой военной организации, требующей от военнослужащих такой дисциплинированности, которая проявлялась бы не от случая к случаю, а постоянно и повсеместно. Ведь общеизвестно, что военнослужащий, выработавший в себе привычку всегда и во всем быть дисциплинированным, как правило, является таковым и в служебной, в том числе в боевой, обстановке. Кроме того, от поведения военнослужащих в общественных местах в значительной мере зависит в глазах граждан и авторитет как самих военнослужащих, так и Вооруженных Сил Российской Федерации, представителями которых они являются. Высокий же авторитет военнослужащих и в целом Вооруженных Сил, в свою очередь, имеет большое социальное и военно-патриотическое значение.
Юридическим основанием дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушение общественного порядка является, как уже отмечалось, соответствующая норма, содержащаяся в ст. 48 ДУ ВС РФ. Но сформулирована она достаточно лаконично, и потому понятие "нарушение общественного порядка" при применении этой нормы толкуется порой весьма расширительно. В результате некоторые командиры (начальники), руководствуясь указанной статьей, в отдельных случаях необоснованно привлекают своих подчиненных к дисциплинарной ответственности за различные административные правонарушения, так или иначе связанные с общественным порядком в широком смысле этого понятия: за нарушение правил пользования водоемами, разжигание костров в лесополосе, за нарушение правил, действующих на транспорте, правил пользования тепло- и электроэнергией и т.д.
Следует отметить, что основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности также содержатся в ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. Однако в отличие от ст. 48 ДУ ВС РФ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не предусматривает в качестве основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности нарушение общественного порядка. В соответствии со ст. 28.2 названного Закона единственным основанием для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности является нарушение ими воинской дисциплины.
По мнению автора, исключение законодателем такого основания основанием для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, как "нарушение общественного порядка", достаточно обоснованно. Как уже было установлено, нарушение общественного порядка военнослужащими связано либо с нарушением военно-служебных отношений, либо с нарушением общественных отношений, которые к ним не относятся.
Таким образом, военнослужащие, нарушившие общественный порядок, не соблюдают требования законности военно-служебных отношений, что, в свою очередь, предполагает неисполнение ими требований, предъявляемых к воинской дисциплине.
В то жен время, привлечение военнослужащих к юридической ответственности за нарушение общественного порядка, не связанного с военно-служебными отношениями, должно осуществляться на общих основаниях с другими гражданами.
Новая редакция общевоинских уставов будет принята в ближайшее время. Предполагается их введение в действие с 1 января 2008 г.
А.В. Титов,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета,
старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М., 2005.
*(2) Драгомиров М.И. Дисциплина, субординация, чинопочитание: Избранные труды. М., 1956. С. 383.
*(3) Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 2. С. 89.
*(4) Толковый словарь русского языка. Т. 2. С. 107.
*(5) Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М., 1976. Т. 14. С. 218.
*(6) Большая советская энциклопедия. Т. 14. С. 263.
*(7) Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007. С. 206.
*(8) Подробнее об этом см.: Белявский В.Г. Советская воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления: Учебное пособие. М., 1973. С. 11-16.
*(9) Следует учитывать, что за ряд административных правонарушений, не относящихся к военно-служебным, военнослужащие привлекаются в силу закона к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП РФ).
*(10) Кузнецов Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР: Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1982. С. 82, 83.
*(11) Гавриков Ф.К. Общевоинские уставы. М., 1969. С. 16.
*(12) Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дисс. ...докт. юрид. наук. М., 1986. С. 300.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения воинской дисциплины
Автор
А.В. Титов - адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 12