г. Саратов |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А12-18807/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" Акманов Денис Андреевич по доверенности N 13/01-103/д от 29 октября 2012 г., действительной по 31 декабря 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года по делу N А12-18807/2012, судья Сапова А.В.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240, г. Волгоград),
к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", (ИНН 3442050780, ОГРН 1023402633132, г. Волгоград),
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (далее общество, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2011г.г. на общую сумму 128 816 572,18 руб., из которых 600 239,62 руб. - задолженность по плате за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения за 2010 г., 2 242 573, 52 руб. - за 2011 г.; 14 143,81 руб - задолженность по плате за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников за 2010 г., 6002,72 руб. - за 2011 г.; 53 322 98605 руб. - задолженность по плате за размещение отходов производства и потребления (размещенные на общегородских объектах размещения отходов и размещенные в шламонакопителе), в том числе 267 477,95 руб. - плата за размещение (захоронение) отходов на общегородских объектах размещения отходов, за 2010 г., 72 630 626,46 руб. - за 2011 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 г. по делу N А12-18807/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не учтена позиция постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2011 г. по делу N А57-3939/2011, согласно которой взимается однократная плата за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.
Заявитель считает несостоятельными выводы суда об отсутствии документов, подтверждающих факт использования отходов, передачи их сторонним организациям для использования, обезвреживания, передачи с переходом права собственности, поскольку пунктом 5.2 договоров на оказание услуг по приему отходов от 02 сентября 2011 г., от 03 сентября 2011 г. право собственности на принимаемые отходы переходит к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг".
Заявитель полагает, что невозможен расчет платы за размещение отходов на шламонакопителе в период с 1999 г. по 2003 г. согласно постановлению правительства Российской Федерации N 344 от 12 июня 2003 г. "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Податель жалобы также полагает, что судом необоснованно отклонено применение срока исковой давности.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление просит принять отказ от иска в части требования за 2010 г. в размере 267 477,95 руб. за размещение отходов на общегородских объектах размещения.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Апелляционная коллегия не усматривает в отказе от одного из требований противоречия закону или нарушения прав других лиц, в связи с чем ходатайство об отказе от иска в части подлежит удовлетворению, производство по делу в части отказа от иска подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта с учетом принятого апелляционной инстанцией отказа от исковых требований в части взыскания 267 477,95 руб. за размещение отходов на общегородских объектах размещения, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является металлургическое производство - производство стали. Источниками выбросов в атмосферный воздух являются электросталеплавильные печи, установки непрерывной разливки стали, травильное отделение, ваграночные печи чугунолитейных цехов и др. В производственном цикле предприятия образуются следующие группы промышленных отходов: металлургические шлаки, шламы от системы мокрой газоочистки, пылевые отходы от системы пылегазоочистки и др.
Территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору по Волгоградской области 23 марта 2006 г. обществу выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух со сроком действия до 31 декабря 2010 г.; Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области 10 июня 2011 г. выдано разрешение на выбросы со сроком действия по 10 июня 2012 г., 17 декабря 2010 г. - разрешение со сроком действия по 03 ноября 2015 г.
Материалами дела установлено, что в период с 01 января 2010 г. по 16 декабря 2010 г., с 01 января 2011 г. по 09 июня 2011 г. ответчик осуществлял выбросы без разрешения, оформленного в установленном порядке.
В 2010 г. общество произвело оплату за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников в сумме 921 247,76 руб., задолженность составила 600 239,62 руб. В 2011 г. аналогичная плата внесена в сумме 624 478,92 руб., задолженность за 2011 г. составила 2 242 573,52 руб. Начисления подтверждены соответствующими расчетами с применением действующих формул, формами статотчетности ответчика, разрешениями.
Ответчик обязан также вносить плату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от передвижных источников. Ответчиком оплачено в 2010 г. 17 395,7 руб., в 2011 г. - 28 003,57 руб., задолженность составила 14 143,81 руб. за 2010 г., 6 002,72 руб. - за 2011 г.
За исковой период истцом проверено начисление ответчиком платы за размещение (захоронение) отходов на общегородских объектах размещения. Ответчиком за указанный период оплачено 1 150 185,26 руб. за 2011 г., 959 521,24 руб. за 2010 г., задолженность составила 68 943,89 руб., 267 477,95 руб. соответственно.
Статья 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяет в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Истцом произведены начисления платы за размещение (хранение) отходов в шламонакопителе. Истцом определено, что в шламонакопителе более трех лет содержались: в 2010 г. 209 327 т отходов IV класса опасности, 252 т отходов V класса опасности, в 2011 г.- 254 806,023 т отходов IV класса опасности, 217 052 т отходов V класса опасности.
Поскольку обществом не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период, управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требования.
Суд, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о правомерности произведенных управлением расчетов платы за размещение отходов производства и потребления.
Исследовав и оценив совокупность документов, имеющихся в материалах дела, судебная коллегия апелляционной инстанции находит ошибочными выводы суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие размещения отходов приведено в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Размещение отходов - это хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N284-О разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Согласно пункту 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее Приказ N 204) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанными с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее Постановление N 632).
Постановлением N632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее Порядок).
Согласно пункту 1 названного нормативного правового акта Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормы Порядка конкретизированы в инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 г. (далее инструктивные указания N190).
В соответствии с пунктом 1.4 инструктивных указаний N190 плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. N557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. N3281/12, принятом по делу NА75-3939/2011, сформулирована правовая позиция относительно расчета платы за размещение отходов и применения раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 г. N204, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения, и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения.
Судебная коллегия полагает, что при удовлетворении исковых требований судом первой инстанции не учтена вышеуказанная правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции управлением представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, за 2011 год. Расчеты произведены, исходя из представленного ответчиком фактического объема отходов в шламанакопителе, поступивших на хранение в 2010 г. (т.4 л.д.70).
С учетом объемов поступивших в шламонакопители отходов, отраженных в отчетах ответчика, и поступившей оплаты сумма начислений за загрязнение окружающей среды за отходы, накопленные за 2010 г., составила 18 418 646,97 руб. Расчет подлежащей взысканию суммы проверен судебной коллегией и признан обоснованным.
Ответчиком признана задолженность в размере 600 239,62 руб. за выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, 14 143,81 руб. - за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников за 2010 г.
За 2011 г. плата за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников составила 1 160 234,51 руб. Правомерность указанного расчета за 2011 г. подтверждена обществом, сумма задолженности не оспаривается.
Ответчиком представлено заключение по исковому заявлению управления с приложением расчетов платы за размещение отходов в шламонакопителе за 2010 г. При этом в расчетах указан объем фактически размещенных отходов, отличный от примененного в расчетах управлением. Следовательно, расчеты платы за размещение отходов в шламонакопителе за 2010 г., представленные обществом, не приняты судебной коллегией как надлежащее доказательство по делу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению. Исковые требования подлежат удовлетворению в размере 20 193 264,91 руб., из которых плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г. в размере 19 033 030,4 руб., плата за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников за 2011 г. в размере 1 160 234,51 руб. В остальной части исковые требования следует отменить.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы распределяются по правилам, установленным статьей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года по делу N А12-18807/2012 в части взыскания 267 477,95 руб. за размещение отходов на общегородских объектах размещения отменить. Производство по делу в указанной части прекратить.
Решение в остальной части изменить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" в доход бюджета 20 193 264,91 руб., из которых плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г. в размере 19 033 030,4 руб., плата за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников за 2011 г. в размере 1 160 234,51 руб.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 123 966,32 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в пользу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 313,52 руб.
Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с депозитного счета суда возвратить закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" 80 000 руб., уплаченные за проведение экспертизы по делу N А12-18807/2012 платежным поручением N 745 от 20 февраля 2013 г.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18807/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
Ответчик: ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18807/12