22 марта 2013 г. |
А79-4520/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.12.2012
по делу N А79-4520/2012,
принятое судьей Михайловым А.Т.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САФ" (ОГРН 1022101130810, ИНН 2128030034, г. Чебоксары, пр-т. Ленина, д. 25, корп. 1, пом. 4)
о признании незаконными решений и действий администрации города Чебоксары,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "САФ" - Тимофеева А.А. по доверенности от 11.01.2013,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "САФ" (далее - Общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения администрации г. Чебоксары (далее - администрация) об отказе в выдаче градостроительного плана, выраженного в письме от 13.01.2012 N 7113/31, решения о признании недействительным градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:020502:0028, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Чапаева, 24б, отказа в утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, действий администрации, выразившихся в неподготовке и непредставлении градостроительного плана, об обязании администрации в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать Обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:01:020502:0028, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Чапаева, 24б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление архитектуры и градостроительства).
Решением от 26.12.2012 (с учетом определения от 26.12.2012) Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии частично удовлетворил требования Общества и признал незаконным отказ администрации в утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также обязал администрацию утвердить и выдать Обществу градостроительный план. В удовлетворении требований в остальной части заявителю отказано.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных Обществу требований и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.12.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат хозяйственный блок общей площадью 100,1 кв.м, инвентарный N 15464, лит. А, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Чапаева, дом 24б, а также земельный участок по вышеуказанному адресу общей площадью 1378 кв.м с кадастровым номером 21:01:020502:0028, разрешенное использование - для эксплуатации хозяйственного блока (свидетельства о государственной регистрации права от 14.10.2010 серии 21 АД N 265671, серии 21 АД N 265670 соответственно).
24.10.2011 Общество обратилось в администрацию с заявлением (исх. N 319) о согласовании строительных намерений по вопросу реконструкции принадлежащего ему хозяйственного блока, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020502:28, а также о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка для целей реконструкции хозяйственного блока.
21.12.2011 Общество повторно обратилось в администрацию с аналогичным заявлением.
Письмом от 23.12.2011 N 5307/4513 администрация сообщила заявителю, что в связи с его обращением подготовлен градостроительный план земельного участка на реконструкцию хозяйственного блока.
Впоследствии по поручению администрации Управление архитектуры и градостроительства письмом от 13.01.2012 N 6941/5455 сообщило Обществу о том, что земельный участок по ул. Чапаева, 24б входит в границы территории, ограниченной улицами Чапаева, Николаева, Энгельса и проездом Школьный; в соответствии со статьями 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято решение о признании данной территории подлежащей развитию; согласно статье 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение договора о развитии застроенной территории осуществляется по итогам проведения аукциона; МУП "ГУКС" формируется пакет документов для выставления на торги под комплексное развитие застроенной территории, ограниченной улицами Чапаева, Николаева, Энгельса и проездом Школьный, а также предложило Обществу принять участие в аукционе после публикации сообщения об их проведении в средствах массовой информации.
Письмом от 13.01.2012 N 7113/31 Управление архитектуры и градостроительства дополнительно сообщило Обществу о том, что подготовленный градостроительный план признан недействительным.
Посчитав, что администрацией фактически было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка, данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной инфраструктуры, установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка градостроительных планов земельных участков. Градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Кодекса).
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, регламентирован статьей 46 Кодекса.
Так, в части 17 данной статьи предусмотрено, что в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно части 1 статья 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).
Такая форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в письме Госстроя от 17.12.2012 N 3427-ВК/11/ГС "О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана", градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. План земельного участка как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, зафиксированные в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В форме указанного плана участка детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка.
Суд обоснованно отметил, что с соответствующим заявлением о выдаче градостроительного плана Общество обратилось в администрацию как собственник объекта капитального строительства и земельного участка, на котором он расположен.
В силу части 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В числе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, часть 7 статьи 51 Кодекса называет и градостроительный план земельного участка.
Таким образом, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается реконструкция объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении соответствующего разрешения, в связи с чем отказ в его выдаче препятствует последующему осуществлению реконструкции объекта недвижимости на земельном участке.
При этих условиях у администрации отсутствовали основания для отказа Обществу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:020502:28.
Повторно исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в выдаче Обществу градостроительного плана земельного участка противоречит требованиям градостроительного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а именно препятствует правильному и рациональному использованию земельного участка по назначению.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Доводам администрации суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Так, признан несостоятельным довод администрации о том, что отказ в выдаче градостроительного плана обусловлен признанием территории, на которой расположен земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 46.1 Кодекса развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
Между тем распоряжение администрации от 29.02.2012 N 750-р о развития застроенной территории, на которой расположен земельный участок заявителя, принято после оспариваемого отказа и впоследствии признано недействительным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары, вступившим в законную силу.
Возможность отказа органами местного самоуправления по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Кроме того, выдача градостроительного плана земельного участка на данном этапе не свидетельствует о безусловной выдаче впоследствии разрешения на строительство.
Как правомерно указал суд, дальнейшие правоотношения между Обществом и администрацией возможно урегулировать нормами Кодекса, регламентирующими как порядок получения разрешения на строительство, так и случаи прекращения его действия.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в рассматриваемой части.
Ссылка администрации на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 02.08.2012 по делу N А79-6133/2012 судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку в рамках данного дела проверялись действия администрации на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, что не имеет отношения к предмету настоящего дела.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.12.2012 по делу N А79-4520/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4520/2012
Истец: ООО "САФ"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, Администрация города Чебоксары, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4520/12