г. Красноярск |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А74-3974/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от ответчика (государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия): Николаевой Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 14-11/08/05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" декабря 2012 года по делу N А74-3974/2012, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - фонд, ответчик, ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100) о признании недействительным решения об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год, оформленного письмом от 15.05.2012 N 01-13/08/5718. В целях восстановления нарушенного права заявитель просил обязать фонд принять решение о предоставлении скидки к страховому тарифу на 2012 год в интересах ОАО "РЖД" в лице структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД": Абаканской дистанции гражданских сооружений, размер которого определяется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2011 N 11.
Решением суда от 04 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение фонда об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год, оформленного письмом от 15.05.2012 N 01-13/08/5718. Суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества - рассмотреть по существу вопрос о предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год с учетом Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11. Суд взыскал с фонда в пользу общества 2000 рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 04.12.2012 не согласен, считает оспариваемый отказ правомерным, так как заявителем финансово-хозяйственная деятельность осуществляется менее трех лет; в представленных к заявлению от 14.05.2012 документах не отражено, что все рабочие места от старого структурного подразделения перешли к вновь созданному структурному подразделению, не представлен акт приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств. Фонд также указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно отнес на ответчика все судебные издержки общества, злоупотребляющего своими правами (заявитель ссылается на документы, которые не представлены в фонд, заявитель не представил в адрес фонда письменные отзывы).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции от 04.12.2012 считает законным и обоснованным.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 39 по г. Москве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 23 сентября 2003 года серии 77 N 007105126.
ОАО "РЖД" имеет на территории Российской Федерации филиалы, в том числе филиал - Красноярская железная дорога.
ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия по месту нахождения структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" - Красноярской железной дороги.
Приказом ОАО "РЖД" от 21.10.2010 N 171 в результате реформирования ОАО "РЖД" предписано: создать Красноярскую дирекцию инфраструктуры - структурное подразделение Красноярской железной дороги; создание Красноярской дирекции инфраструктуры осуществить без увеличения штатной численности; в состав Красноярской дирекции инфраструктуры включить структурные подразделения, в том числе: Абаканскую дистанцию гражданских сооружений, Абаканскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки, Абаканскую дистанцию электроснабжения, Абаканскую дистанцию пути, эксплуатационное вагонное депо Абакан.
Приказом от 30.12.2010 N 550н филиала ОАО "РЖД" - Красноярская железная дорога, принятым во исполнение приказа ОАО "РЖД" от 21.10.2010 N 171, с 01.04.2011 создана Красноярская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Красноярской железной дороги, в состав которой включено, в том числе структурное подразделение - Абаканская дистанция гражданских сооружений.
Приказом от 11.03.2011 N 110н филиала ОАО "РЖД" - Красноярская железная дорога правопреемником Абаканской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" установлена Абаканская дистанция гражданских сооружений - структурное подразделение Красноярской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Распоряжением от 19.05.2012 N 202р Красноярский региональный общий центр обслуживания Филиала ОАО "РЖД" Центр корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" определил перечень работ по передаче имущества и обязательств во вновь созданную дирекцию инфраструктуры.
Приказом от 29.04.2011 N 188н филиала ОАО "РЖД" - Красноярская железная дорога установлено правопреемство структурных подразделений Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", перечисленных в приказе от 11.03.2011 N 110н, в части вопросов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - по месту нахождения вновь созданных структурных подразделений Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Красноярской железной дороги, в том числе 16.05.2011 - Абаканской дистанции гражданских сооружений.
Начальник Абаканской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратился в фонд с заявлением на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год (вх. N 5718/13 от 14.05.2012).
Письмом от 15.05.2012 N 01-13/08/5718 фонд отказал в установлении скидки к страховому тарифу по следующим основаниям:
- Абаканская дистанция гражданских сооружений в качестве страхователя состоит на учете только с 16.05.2011, начало ведения хозяйственной деятельности 01.06.2011, следовательно, финансово-хозяйственная деятельность данным страхователем осуществляется менее трех лет, в связи с чем страхователем не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 6 Правил о принятии решения об установлении скидки;
- в сводной ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда Абаканской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской железной дороги филиала ОАО "РЖД" и протоколе заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда от 13.01.2010 N 1 наименование организации, где проводилась аттестация рабочих мест не соответствует наименованию организации, указанному в заявлении. Кроме того, аттестация проведена до государственной регистрации (16.05.2011) Абаканской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Отсутствует документальное подтверждение (акт приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств) того, что рабочие места Абаканской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" являются рабочими местами Абаканской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Не согласившись с отказом фонда в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год, изложенным в письме от 15.05.2012 N 01-13/08/5718, ОАО "РЖД" в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ фонда в установлении обществу скидки к страховому тарифу на 2012 год, оформленный письмом от 15.05.2012 N 01-13/08/5718, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, на основании следующего.
Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, утвержденного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
Пунктом 2 Правил установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила N 652) предусмотрено, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки согласно пункту 6 Правил N 652 являются осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем 3 года с момента его государственной регистрации; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам.
Согласно письму фонда от 15.05.2012 N 01-13/08/5718 одним из оснований отказа обществу в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год послужило то, что финансово-хозяйственная деятельность страхователем осуществляется менее трех лет, в связи с чем страхователем не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 6 Правил о принятии решения об установлении скидки (пункт 1).
Суд первой инстанции правильно признал неправомерным отказ фонда в предоставлении обществу скидки к страховому тарифу на 2012 год по указанным основаниям в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
На основании толкования указанных норм суд первой инстанции правильно указал, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию. Следовательно, при определении условий для установления скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует учитывать период осуществления финансово-хозяйственной деятельности самого страхователя (ОАО "РЖД"), а не его обособленного подразделения.
Кроме того, правильным является вывод суда о том, что согласно пункту 6 Правил N 652 необходимо, чтобы финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась обществом в течение трех лет с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица, а не регистрации в качестве страхователя. Прямое толкование указанной нормы не устанавливает взаимосвязь между фактом регистрации юридического лица в качестве страхователя и последующим трехлетним периодом осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (серия 77 N 007105126) ОАО "РЖД" зарегистрировано 23.09.2003 и на момент подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год осуществляет финансово-хозяйственную деятельность более трех лет. Указание в заявлении на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год (л.д. 120) даты начала ведения финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения (01.06.2011) указанного вывода не изменяет.
При таких обстоятельствах приведенное фондом в пункте 1 письма фонда от 15.05.2012 N 01-13/08/5718 основание отказа обществу в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год не соответствует статьям 3, 6 Закона N 125-ФЗ и пункту 6 Правил N 652 и нарушает права заявителя, предусмотренные статьями 18 и 22 Закона N 125-ФЗ, на установление страхового тарифа на 2012 год с учетом скидки.
Согласно письму фонда от 15.05.2012 N 01-13/08/5718 вторым основанием отказа обществу в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год послужило отсутствие документального подтверждения (акта приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств) того, что рабочие места Абаканской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" являются рабочими местами Абаканской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (пункт 2).
Согласно пояснениям фонда необходимость представления указанного акта приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств для получения скидки к страховому тарифу на 2012 год предусмотрена положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о реорганизации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции считает указанное основание отказа обществу в предоставлении скидки к страховому тарифу на 2012 год неправомерным в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказов ОАО "РЖД" от 21.10.2010 N 171 и филиала ОАО "РЖД" Красноярской железной дороги от 30.12.2010 N 550н, от 11.03.2011 N 110н, от 29.04.2011 N 188н создана Красноярская дирекция инфраструктуры без увеличения штатной численности, руководителей, специалистов, путем включения в состав дирекции, перечисленных в приказах структурных подразделений, которые, в свою очередь, были упразднены в составе Красноярской железной дороги.
На момент обращения (май 2012) в фонд с заявлением на установление скидки к страховому тарифу на 2012 год ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве страхователя как в отношении структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", так и в отношении упраздненных структурных подразделений Красноярской железной дороги.
На основании представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реорганизация ОАО "РЖД" как юридического лица в смысле положений 57-59 Гражданского кодекса Российской Федерации не производилась. ОАО "РЖД" осуществлялась процедура прекращения деятельности упраздненных подразделений Красноярской железной дороги путем перемещения рабочих мест в состав нового структурного подразделения Красноярской железной дороги - Красноярской дирекции инфраструктуры.
Структурные преобразования внутри юридического лица осуществлены на материально-правовой базе упраздняемых подразделений, во вновь созданные структурные единицы переведены не только работники, но и передано все имущество. Таким образом, все изменения носили характер структурных преобразований на прежней материально-правовой базе с одновременным внутренним переподчинением структурных подразделений новому подразделению - Красноярской дирекции инфраструктуры.
С учетом изложенного, основания для вывода о правопреемстве нового структурного подразделения в части обязательств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ликвидированного структурного подразделения отсутствуют, в связи с чем, у заявителя отсутствовала обязанность представлять в фонд соответствующие документы.
Заявитель обоснованно указывает на то, что упраздняемые и вновь созданные подразделения не осуществляли одновременно производственную деятельность; с учетом специфики работы железной дороги такое функционирование структурных подразделений, выполняющих одну и ту же производственную функцию, не представляется возможным.
С учетом изложенного, довод фонда о том, что в представленных к заявлению от 14.05.2012 документах не отражено, что все рабочие места от старого структурного подразделения перешли к вновь созданному структурному подразделению, не представлен акт приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Таким образом, приведенное фондом в пункте 2 письма фонда от 15.05.2012 N 01-13/08/5718 основание отказа обществу в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год не соответствует статьям 3, 6 Закона N 125-ФЗ и пункту 6 Правил N 652 и нарушает права заявителя, предусмотренные статьями 18 и 22 Закона N 125-ФЗ, на установление страхового тарифа на 2012 год с учетом скидки.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно в порядке восстановления нарушенных прав общества обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества - рассмотреть по существу вопрос о предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год с учетом Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11.
Довод фонда о том, что суд первой инстанции неправомерно отнес на ответчика все судебные издержки общества, злоупотребляющего своими правами (заявитель ссылается на документы, которые не представлены в фонд, заявитель не представил в адрес фонда письменные отзывы), подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела в соответствии с частью 2 статьи 111 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлен факт злоупотребления обществом своими процессуальными правами, в связи с чем, основания для отнесения на него судебных расходов по настоящему делу отсутствуют. Суд первой инстанции правомерно взыскал с фонда в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от " 04" декабря 2012 года по делу N А74-3974/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3974/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РХ