г. Хабаровск |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А80-328/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Магаданской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры: ;
от государственно унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб": ;
от третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "ЧукотАВИА", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе: ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" на решение от 06.12.2012 по делу N А80-328/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Бруевым Д.В.
по заявлению Магаданской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры
к Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (ОГРН 1028700587035, ИНН 8709008156)
о привлечении к административной ответственности
третьи лица Федеральное государственное унитарное предприятие "ЧукотАВИА", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Магаданского транспортного прокурора (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (далее - ГУП ЧАО "Чукотснаб", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за использование находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "ЧукотАВИА", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе.
Решением суда от 06.12.2012 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб., по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины предприятия.
Не согласившись с судебным актом, ГУП ЧАО "Чукотснаб" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что заместитель Магаданского транспортного прокурора в рамках осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства, регулирующего использование государственного имущества, на основании поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от 16.08.2012 N 7-13р/12, в связи с поступлением обращения Распоповой В.В., в сентябре - октябре 2012 года провёл проверку ФГУП "ЧукотАВИА" по соблюдению законодательства, связанного с содержанием и эксплуатацией федерального имущества, закрепленного за указанным предприятием на праве хозяйственного ведения.
В ходе проверки выявлено, что между 01.02.2012 ФГУП "ЧукотАВИА" и ГУЛ ЧАО "Чукотснаб" с согласия управления заключён договор N 58 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закреплённого за организацией на праве хозяйственного ведения (далее - договор N 58).
Предметом указанного договора, в соответствии с пунктом 1.1 и приложения N 3 к договору, является передача в аренду нежилых помещений общей площадью 329000 кв.м, а именно:
склад ГСМ; кадастровый номер 87:04:040001:2:000000463; место нахождения: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Марково, ул.Вокзальная, 1, территория аэропорта "Марково";
склад ГСМ; кадастровый номер 87:07:060003:9:000000521; место нахождения: Чукотский автономный округ, Провиденский район, п. Урелики, территория аэропорта "Провидения";
склад ГСМ; кадастровый номер 87:09:030003:8:000000687; место нахождения: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Беринговский, территория аэропорта "Беринговский";
насосная ГСМ; кадастровый номер 87:08:060003:32:000000696; служебное здание ГСМ; кадастровый номер 87:08:060003:32:000000697; место нахождения: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, ул.Сычева, 27, территория аэропорта "Лаврентия";
расходный склад ГСМ; кадастровый номер 87:03:000000:7:000000753; место нахождения: Чукотский автономный округ, Шмидтовский район, Мыс. Шмидта, территория аэропорта "Мыс Шмидта";
эстакада для хранения ГСМ; кадастровый номер 87:01:050001:0007:000001114; обзорная вышка ГСМ; кадастровый номер 87:01:050001:7:000000657:1; место нахождения: Чукотский автономный округ, Билибинский район, с. Кепервеем, территория аэропорта "Кепервеем".
В силу пункта 2.2 договора N 58 срок аренды установлен с 01.02.2012 по 31.01.2017.
Обязанностью арендатора, в соответствии с пунктом 3.2.17 договора N 58, является самостоятельная регистрация договора в Управлении Федеральной регистрационной службы в Чукотском автономном округе, путем подачи документов в течение 5 дней с момента подписания договора.
Имущество передано арендатору на основании акта приема-передачи помещений от 01.02.2012.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) договор аренды в установленном порядке не зарегистрировало. С указанного времени ГУП ЧАО "Чукотснаб" пользовалось указанным имуществом без документов, надлежащим образом оформленных.
По данному факту 08.10.2012 заместителем Магаданского транспортного прокурора в порядке статьи 28.4 КоАП РФ в присутствии законного представителя ГУП ЧАО "Чукотснаб", вынесено постановление о возбуждении в отношении указанного предприятия дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.24 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов, прокурор обратился с настоящим заявлением.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. (части 1, 3 статьи 214 ГК РФ).
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (часть 2 статьи 295 ГК РФ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2); согласование с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения (пункт 5.17.1). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу положений пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 609, пункта 2 статьи 651 ГК РФ, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" разъяснил, что к договорам аренды нежилых помещений, являющихся частью зданий, сооружений должны применяться правила пункта 2 статьи 651 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества, по заявлению одной из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Таким образом, ГУЛ ЧАО "Чукотснаб", получив в пользование объекты недвижимого имущества - объекты ГСМ, являющиеся федеральной собственностью на срок более одного года, в соответствии с указанными нормами права и пунктом 3.2.17 договора N 58 обязано было обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, за государственной регистрацией права аренды, закрепленного договором N 58.
Однако как установлено судом, следует из материалов дела и не опровергается лицом, привлекаемым к административной ответственности, договор аренды в установленном порядке государственную регистрацию не прошел, в том числе и к моменту принятия решения.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела.
Вина предприятия заключается в действии и выражается в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Довод предприятия о том, что возможности своевременной регистрации договора аренды N 58 препятствовало непредставление ФГУП "ЧукотАВИА" необходимых документов, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку предприятие не представило суду доказательства принятия необходимых мер по регистрации договора N 58, своевременному получению от ФГУП "ЧукотАВИА" необходимых документов для регистрации указанного договора, не ссылалось предприятие и не приводило в качестве возражений на заявление довод о нарушении органами Росреестра порядка и срока рассмотрения вопроса о регистрации рассматриваемого договора.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность предприятия судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения предприятия, к административной ответственности, соблюдены и соответствуют требованиям КоАП РФ.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно привлек ГУП ЧАО "Чукотснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере двадцати тысячи рублей
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 06.12.2012 по делу N А80-328/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 16536 от 13.12.2012 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-328/2012
Истец: Заместителю Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, Магаданская транспортная прокуратура Дальневосточной транспортной прокуратуры
Ответчик: ГУП Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
Третье лицо: Магаданская транспортная прокуратура, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском АО, ФГУП "ЧукотАВИА"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-328/12