г. Владивосток |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А51-25900/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока и администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-1644/2013, 05АП-1645/2013
на решение от 25.12.2012 года
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-25900/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 22.02.2011) к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным решения.
при участии:
от администрации г. Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3769, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587, сроком действия до 31.12.2013 удостоверение N 2084;
от индивидуального предпринимателя Черкасова А.В., Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока(далее - Администрация) N 50010/1У от 08.10.2012 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 8000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база, об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока) в срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 8000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены: решение администрации г. Владивостока N 50010/1У от 08.10.2012 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 8000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная,38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база, признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу РФ. Суд также обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 8000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УГА администрации г. Владивостока обратились в суд с совместной апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.12.2012. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на законности оспариваемого Предпринимателем отказа, указывают на отсутствие у последнего схемы расположения земельного участка, что является основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка под строительство. При этом, по мнению заявителей апелляционных жалоб, на органе местного самоуправления не лежит обязанность разрабатывать схему на кадастровом плане, поскольку данные действия осуществляются заявителем за свой счёт.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ИП Черкасов А.В., Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского краю явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании коллегией установлено, что в связи с проведенной реорганизацией в соответствии с постановлениями Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па и от 05.12.2012 N 374-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Руководствуясь статьями 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия апелляционного суда произвела процессуальное правопреемство и заменила Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на его правопреемника - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее- Департамент).
Представитель администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
В представленном в материалы дела письменном отзыве Предприниматель на доводы апелляционных жалоб возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
27.03.2012 в Департамент поступило заявление ИП Черкасова А.В. (вх. N 29-8898) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристической базы, площадь планируемого объекта - 800 кв.м, с приложением к нему кадастрового плана территории с нанесёнными границами местоположения испрашиваемого участка.
Не получив от Департамента каких-либо уведомлений о движении его заявки, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда по делу А51-8541/2012 признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Суд обязал Департамент в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган местного самоуправления города Владивостока для обеспечения выбора земельного участка примерной площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база - посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, оформления акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с решением арбитражного суда 03.09.2012 Департамент обратился к главе города Владивостока с просьбой обеспечить выбор земельного участка в районе ул. Лазурная, 38 для строительства.
Администрации г.Владивостока письмом от 08.10.2012 отказала в обеспечении выбора земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Предпринимателем требования, суд первой инстанции исходил из преждевременности и незаконности решения Администрации об отказе в выборе земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Как верно отметил суд первой инстанции, необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Функциями по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа наделено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, созданному на основании решения Думы г.Владивостока от 03.04.2009 N 259. В то время как Департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта строительства, осуществляют выдачу заинтересованному лицу проекта акта о выборе земельного участка под строительство для получением данным лицом всех необходимых согласований, изготавливает и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
При этом в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае к заявлению Предпринимателя был приложен кадастровый план территории с обозначенным земельным участком.
Коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ни Земельный кодекс РФ, ни Регламент предоставления администрацией г.Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденный постановлением администрации г.Владивостока от 30.12.2010 N 1608, не предусматривают обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличии от выполнения кадастровых работ.
Доводы заявителей апелляционных жалоб, настаивающих на том, что отсутствие у последнего схемы расположения земельного участка является основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка под строительство, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку согласно действующему законодательству для целей осуществления выбора земельного участка заявитель предоставляет в уполномоченный орган лишь сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещение и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Как следует из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК, такие варианты разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
Таким образом, отказав в выборе земельного участка исключительно по формальным основаниям, не предусмотренным законом, Администрация нарушила п.2 статьи 31 ЗК.
Орган местного самоуправления не исполнил свою обязанность по определению вариантов размещения объекта, что свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого решения.
В соответствии с п.2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления определяет варианты размещения объекта на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Следовательно, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть изготовлена только после согласования с заявителем одного из вариантов размещения объекта в соответствии с п.2 статья 31 ЗК.
До того момента, пока органом местного самоуправления не подготовлен один из вариантов выбора земельного участка, схема размещения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не подлежит изготовлению и утверждению.
В соответствии с п.6 статьи 31 ЗК уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое Предпринимателем решение администрации г. Владивостока об отказе в выборе земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ИП Черкасова А.В.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок.
Выводы суда в части обязания Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 8000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, правилам пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 года по делу N А51-25900/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25900/2012
Истец: ИП Черкасов Александр Васильевич
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края