г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А26-9145/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.,
при участии:
от истца: представителя Наследенова С.Н. (доверенность от 13.08.2012),
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-897/2013) открытого акционерного общества "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2012 по делу N А26-9145/2012 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к открытому акционерному обществу "Кондопожское лесопромышленное хозяйство"
о взыскании 466 415 руб. 19 коп.,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" (далее - Общество, ответчик) 466 415 руб. 19 коп. договорной неустойки в соответствии с пунктом 5.4 договора аренды лесного участка от 17.11.2008 N 6-3.
Судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 461 016 руб. 84 коп. (л.д. 104 - 105, 112 т.2)
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2012 исковые требования удовлетворены, также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 12 220 руб. 33 коп. госпошлины.
На данное решение Обществом подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просил решение отменить, принять новый судебный акт. По мнению Общества, судом первой инстанции не полностью установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно дана оценка представленным доказательствам, неправильно истолкованы нормы права. В обоснование доводов жалобы Общество указало, что Министерством в нарушение положений Конституции Российской Федерации, определяющих действие закона во времени, незаконно начислена договорная неустойка, которая включена в договор на основании Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 184, утративших силу с 01.01.2012 (фактически с 30.01.2012). Кроме этого, Общество не согласилось с выводом суда относительно правомерности составления Министерством актов осмотра мест рубок по истечении срока, установленного законом.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение о взыскании с Общества 461 016 руб. 84 коп. неустойки за нарушение правил заготовки леса оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца возразил на доводы жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено, что Министерство лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественник истца, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 17.11.2008 N 6-з (далее - договор), в соответствии с которым Министерство предоставило Обществу во временное владение и пользование для заготовки древесины лесной участок площадью 256 681 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:039, расположенного в Ладвинском центральном лесничестве. Пунктом 7.1 договора срок его действия установлен по 31.12.2029. Как пояснили представители сторон, государственная регистрация сделки совершена 19.12.2008.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 договора пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Пунктом 4.4.1 договора установлена обязанность арендатора использовать переданный в аренду лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, договором аренды.
Арендатор обязался не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2 договора).
Общество подало лесные декларации об использовании леса с целью заготовки древесины на предоставленных в аренду лесных участках: N 1 от 24.12.2009 с указанным сроком использования лесов по 3 января 2011 года, N 14 от 20.09.2010 с указанным сроком использования лесов по 30 сентября 2011 года, N 18 от 16.11.2010 с указанным сроком использования лесов по 25 ноября 2011 года, N 21 от 08.12.2010 с указанным сроком использования лесов по 18 декабря 2011 года, N 2 от 14.01.2011 с указанным сроком использования лесов по 23 января 2012 года, N 3 от 24.01.2011 с указанным сроком использования лесов по 2 февраля 2012 года, N 5 от 11.02.2011 с указанным сроком использования лесов по 21 февраля 2012 года, N 7 от 23.03.2011 с указанным сроком использования лесов по 2 апреля 2012 года, N 10 от 22.04.2011 с указанным сроком использования лесов по 1 мая 2012 года, N 13 от 31.05.2011 с указанным сроком использования лесов по 9 июня 2012 года, N 15 от 16.06.2011 с указанием срока использования лесов по 26 июня 2012 года (л.д. 27- 69 т.2).
В период с 5 июня по 23 июля 2012 года должностными лицами ГУ РК "Кондопожское центральное лесничество" проведена приемка лесосек на задекларированных участках леса. В ходе приемки лесосек выявлено оставление не вывезенной в срок древесины, несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков (л.д. 74, т.1), оставление недорубов в виде отдельных деревьев, о чем составлены акты осмотра мест рубок от 5, 6, 14, 15, 20, 21, 25, 26, 29 июня и от 23 июля 2012 года. Часть актов подписана представителем лесопользователя без разногласий, от подписания актов от 14.06.2012 представитель арендатора отказался. В принятии части лесосек представитель лесопользователя не участвовал. Вместе с тем суду представлены доказательства надлежащего извещения арендатора о датах осмотра мест рубок (л.д. 25-26 т.2).
Подпунктом "г" пункта 5.4 договора установлено, что за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) Общество выплачивает Министерству неустойку в размере двукратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.4 договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца Общество выплачивает Министерству неустойку в размере трехкратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Подпунктом "е" пункта 5.4 договора предусмотрено начисление неустойки в виде 2-кратной стоимости работ по очистке мест рубок, рассчитанной по действующим нормативно-технологическим картам, за несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков.
Министерство в претензионном письме от 30.08.2012 N 1712 предложило Обществу уплатить 466 415 руб. 19 коп. неустойки. Поскольку ответчик в добровольном порядке неустойку не уплатил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании договорной неустойки основаны на положениях статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждены расчетом, выполненным в соответствии с пунктом 5.4 договора и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отклонив возражения ответчика, заявленные при рассмотрении дела, обоснованно мотивировал это тем, что в договор изменения не внесены, неустойка за оставление недорубов из договора не исключена.
Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие правила действия гражданского законодательства во времени. Суд сослался на пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Правила заготовки древесины утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, вступили в силу с 31.01.2012, применительно к положениям пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат указаний на то, что их действие распространяется на отношения, возникшие из договоров аренды лесного участка, ранее заключенных.
Обществом в жалобе приведены те же доводы, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, но при этом ответчиком выводы суда надлежащими доказательствами не опровергнуты. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку доводы жалобы заключаются фактически в переоценке собранных по делу доказательств и ином применении условий договора.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы. При подаче апелляционной жалобы ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. (платежное поручение от 18.12.2012 N 1381).
В соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 рублей.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 2 000 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 ноября 2012 года по делу N А26-9145/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9145/2012
Истец: Государственное казеное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство"