Интервью с E.B. Семеняко, президентом Федеральной палаты адвокатов РФ
Читатели журнала "Законодательство" уже встречались на страницах нашего журнала с президентом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) Евгением Васильевичем Семеняко. Новая беседа состоялась в преддверии 5-летия ФПА РФ.
Напомним читателям, что в мае 2002 г вступил в силу Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатской деятельности). На основании этого закона в конце 2002 г. в субъектах федерации прошли учредительные конференции, на которых были образованы новые органы адвокатского самоуправления - палаты адвокатов. Весной 2003 г они направили своих представителей на I Всероссийский съезд адвокатов, который впервые в российской истории образовал общеадвокатский орган корпоративного самоуправления - Федеральную палату адвокатов Российской Федерации. Закон об адвокатской деятельности уполномочил ФПА РФ представлять интересы адвокатов и адвокатских палат в отношениях с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, координировать деятельность адвокатских палат и обеспечивать высокий уровень оказываемой адвокатами юридической помощи.
- Евгений Васильевич, принятие Закона об адвокатской деятельности открыло новый этап в истории адвокатского сообщества. Можно ли говорить о тот, что в результате у нас появилась новая адвокатура?
- Утверждение смелое, но как тезис я готов его принять. Адвокатура 1990-х годов перестала быть советской, но еще не стала общероссийской. Как известно, в то время существовали многочисленные коллегии (если не ошибаюсь, их количество достигло полутора сотен). Они были очень разнородными и по своему составу, и по месту "прописки", и, что самое неприятное, по уровню требований, предъявляемых к профессиональной подготовке адвокатов.
Все понимали, что так дальше продолжаться не может. Как в самой адвокатуре, так и в государственных органах зрели планы и предпринимались определенные действия для объединения корпорации в единый сильный профессиональный институт. В адвокатуре появились организации, претендующие на роль собирателя корпорации - Гильдия российских адвокатов, Федеральный союз адвокатов. Однако они не смогли преодолеть собственных разногласий и противоречий, поэтому создать общероссийскую адвокатскую организацию с обязательным членством всех адвокатов не получилось.
Стало ясно: нужен закон об адвокатуре. Многочисленные проекты этого закона рождались и в кабинетах законодателей, и в адвокатских образованиях. Большинство авторов стремились спасти старую адвокатуру, сохранив коллегии в том виде, в котором они существовали на тот момент, в лучшем случае ужесточив порядок вступления в них. Но эти проекты не выдерживали даже предварительной проверки законодателей.
Так продолжалось до тех пор, пока не появился так называемый президентский проект. Предлагалось создать принципиально новую для России организацию адвокатуры - по федеральному принципу: объединить адвокатов в региональные палаты на основе обязательного членства, а сами палаты по этому же принципу сделать членами Федеральной палаты адвокатов. Не всем понравился такой подход к построению единого сообщества. Было ясно, что многие из 150 лидеров старых коллегий не сумеют сохранить свое лидерство в условиях единой адвокатуры. Однако закон был принят, и адвокатура стала реформироваться в соответствии с новыми требованиями. Единственным серьезным недочетом нового акта стало положение, разрешающее действовавшим коллегиям в переходный период до момента создания новых органов корпоративного самоуправления принимать новых членов. При этом не везде соблюдались строгие требования, и в сообщество попало немало случайных людей.
Но в целом процесс реорганизации имел большой позитивный эффект. Адвокатура получила единую организационную основу. Кроме того, Законом об адвокатской деятельности впервые за всю историю существования российской адвокатуры были определены принципы организации сообщества и его взаимоотношений с властью - независимость от государства, самоуправление и корпоративность. На этих "трех китах" и основывается на сегодняшний день вся деятельность российских адвокатов. Адвокатское сообщество становится все более консолидированной и профессиональной корпорацией, что, несомненно, сказывается на общем качестве оказываемой адвокатами юридической помощи.
- Отношения адвокатуры и власти всегда были непростыми. Сейчас они регулируются законом. Но ведь в законе не предусмотришь всех тонкостей и нюансов, которые возникают в процессе взаимодействия ФПА РФ и региональных адвокатских палат с органами власти. Удалось ли выстроить систему таких взаимоотношений?
- Действительно, закон наделяет органы адвокатского самоуправления полномочиями, позволяющими представлять адвокатуру перед лицом государственной власти. А формы и способы такого представительства вырабатываются практикой.
Одной из уже устоявшихся и проверенных временем форм взаимодействия стала совместная работа адвокатов с представителями исполнительной, законодательной и судебной власти в квалификационных комиссиях адвокатских палат. В этом отношении адвокатура являет собой не только пример заботы о соблюдении высоких требований к членам корпорации, но и образец открытости перед обществом. Через квалификационные комиссии государство осуществляет контроль за качеством профессиональной подготовки лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, и участвует в рассмотрении жалоб, поступающих в адрес адвокатских палат. Хочу заметить, что квалификационные комиссии вопреки некоторым прогнозам не стали полем битвы адвокатов с представителями государства. В абсолютном большинстве палат идет слаженная и результативная работа.
Что касается взаимоотношений с властными структурами, то за время действия нового закона стали складываться механизмы и принципы нормального взаимодействия в тех областях, которые связаны с деятельностью и корпоративными интересами адвокатского сообщества. Хороший пример такого сотрудничества показывают адвокатские палаты многих регионов России. Особо надо отметить работу органов корпоративного самоуправления в Московской, Самарской, Воронежской, Челябинской, Нижегородской, Ростовской, Ленинградской областях, а также в Якутии, Калмыкии, Татарстане.
Законодатели ряда субъектов федерации активно используют адвокатский потенциал в законотворческой работе, привлекая представителей палат к разработке законопроектов, касающихся обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи.
Взаимодействие Федеральной палаты адвокатов с госструктурами приобрело довольно устойчивые формы. Налажены связи между руководителями и специалистами ФПА РФ и главного нашего партнера - Росрегистрации. В последнее время контакты ФПА РФ с этим ведомством вышли на качественно новый уровень. Мы находим взаимопонимание по таким важнейшим вопросам, как оплата труда адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов следствия и суда, оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, укрепление процессуальной дисциплины и т.д.
Представители Федеральной палаты включены в состав комиссии Правительства РФ по законопроектной работе, научно-экспертного совета по уголовному праву и уголовному процессу Государственной Думы Федерального Собрания РФ, научно-консультативного совета Совета Федерации. С сотрудниками Государственно-правового управления Администрации Президента РФ успешно решаются вопросы практического применения законодательства об адвокатуре.
Полагаю, было бы целесообразно все нормативные документы властных структур, затрагивающие интересы адвокатуры и регулирующие адвокатскую деятельность, принимать после детальной проработки с представителями ФПА РФ. К сожалению, мы пока не добились такого положения. Один из документов, к созданию которых необходимо было привлечь Федеральную палату адвокатов, - постановление Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 625 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400 и от 23 июля 2005 г. N 445". Этим документом определены новые ставки оплаты труда адвоката, выступающего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.
С одной стороны, Правительство РФ учло наши предложения, касающиеся повышенной оплаты труда адвокатов в неурочное время, выходные и праздничные дни. С другой - полностью проигнорировало ряд рекомендаций ФПА РФ, установив минимальный порог оплаты труда адвоката в размере 275 руб., а верхнюю планку - в 1100 руб. Несложно подсчитать, что реальная сумма, назначенная государством адвокату, после налогового вычета и отчислений на нужды корпорации будет почти вдвое меньше прописанной в постановлении. Таким образом, труд адвоката государство оценило ниже, чем труд всех остальных участников процесса.
- Что сейчас происходит с поправками в Федеральный закон об адвокатуре, которые прошли два чтения в Думе прошлого созыва?
- Давайте сначала зададимся вопросом: кем были инициированы эти поправки и так ли они необходимы адвокатуре? Не хотелось бы ворошить прошлое, тем более что законопроект с поправками отложен, как говорится, до лучших времен. И все же его авторы преследовали конкретную цель: установить более жесткий контроль над адвокатурой со стороны государства. Однако в процессе работы над документом выяснилось, что эта цель не отражает позицию государства как такового, а лишь демонстрирует стремление отдельных представителей чиновничьего корпуса получить рычаги управления адвокатурой. Нам удалось наладить прямой диалог с членами профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, со специалистами правовых структур Правительства и Президента РФ. В итоге законопроект был существенно изменен, поправки утратили консервативную направленность, после чего дальнейшая судьба документа, видимо, стала неинтересна его авторам.
- Как Вы относитесь к суждениям некоторых адвокатских лидеров и близких к адвокатуре публичных деятелей о том, что "никогда еще она не находилась в таком критическом состоянии, как сегодня", и что в настоящее время происходит "обюрокрачивание и тотальное огусударствление адвокатуры"?
- Мне знакомы такие суждения. Ничего кроме неловкости и недоумения они у меня не вызывают, так как подобные фразы произносят деятели, которые не понаслышке знают новейшую историю адвокатуры. Если оглянуться назад, то перед нами действительно возникнет безрадостная картина. В 1980-х годах адвокатура находилась в тотальном подчинении у государства и представляла собой своего рода кадрово-юридический отстой. А в предыдущие десятилетия ситуация была еще хуже. Поэтому, говоря сегодня о том, что мы якобы оставили в прошлом чуть ли не "золотой век" адвокатуры, такие ораторы осознанно вводят в заблуждение всех, кто не слишком хорошо знает историю нашего сообщества.
- В Законе об адвокатской деятельности сказано о том, что адвокатура является институтом гражданского общества. Насколько адвокатское сообщество раскрыло себя в этой роли?
- Осознание каждым адвокатом единства со всем адвокатским сообществом неизменно ведет к осознанию роли самого этого сообщества как очень мощного и эффективного института гражданского общества. Не случайно адвокаты все более активно (и это наглядно продемонстрировала последняя избирательная кампания) баллотируются в законодательные органы власти. Многие из них, сотрудничая с различными структурами, берут на себя организацию пунктов бесплатной юридической помощи. Очень многие мои коллеги стали членами Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов федерации. Федеральной палатой адвокатов дано официальное поручение вице-президенту ФПА РФ, президенту Адвокатской палаты Москвы Г.М. Резнику осуществлять взаимодействие ФПА РФ с Общественной палатой РФ. Это очень важный канал для выражения адвокатурой своей позиции по важнейшим вопросам современной жизни общества.
Традиционно в ноябре под эгидой Федеральной палаты адвокатов в Москве проходит конференция "Адвокатура. Государство. Общество", которая с каждым годом собирает все больше думающих, активных юристов со всей России. Вместе с тем нашему сообществу пока не хватает широты во взглядах на общеюридические процессы, в результате недостает активности там, где ее стоило бы проявить, в частности, в решении проблем уголовно-процессуального права, исполнительного производства. Многие важнейшие документы по данным вопросам подготовлены без участия адвокатского сообщества. Однако и здесь есть подвижки к тому, чтобы адвокатура скорее вышла за рамки собственных проблем. Мы все активнее взаимодействуем с юридическим соообществом в составе Ассоциации юристов России. При непосредственном участии ФПА РФ происходит становление такого нового для нас института, как медиация.
- Евгений Васильевич, каким Вам видится будущее адвокатуры в Российской Федерации?
- Адвокатура всегда была объектом пристального внимания и со стороны общества, и со стороны власти, в разное время высказывалось множество противоречивых суждений - от полного отрицания самого права защищать обвиняемых в преступлениях до признания этой деятельности исключительно подвижничеством. Если же основываться на реальном положении вещей, то нужно признать, что российская адвокатура при всех ее достоинствах и недостатках реально осуществляет защиту прав и свобод россиян.
Общее качественное состояние адвокатуры как профессионального сообщества зависит от многих факторов, но в первую очередь от квалификации членов адвокатской корпорации. Вот почему Федеральная палата адвокатов уделяет столь пристальное внимание профессиональной учебе не только юных помощников и стажеров адвокатов, но и опытных своих членов, имеющих немалый стаж. По решению III Всероссийского съезда адвокатов, прошедшего в апреле 2007 г., в Устав ФПА РФ введено положение о системе ежегодного повышения квалификации адвокатов. Начала складываться практика адвокатской учебы.
Я могу с гордостью констатировать, что эта новация была с пониманием встречена большинством адвокатов. Если проследить биографии многих моих коллег, нельзя не заметить, что этих людей, кроме всего прочего, отличает одно общее качество - они постоянно совершенствуют профессиональное мастерство, расширяют свой кругозор, стремятся к новым профессиональным достижениям. Безусловно, это является одной из отличительных особенностей адвокатской профессии, благодаря которой она и привлекает молодых специалистов - выпускников юридических вузов. Мы ощущаем постоянный приток свежих сил. Никогда адвокатура не была такой молодой, как сегодня! И это главный факт свидетельствующий о том, что у нашей адвокатуры большое будущее.
"Законодательство", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с E.B. Семеняко, президентом Федеральной палаты адвокатов РФ
Евгений Васильевич Семеняко родился 8 ноября 1947 г. в Краснодарском крае. 1965-1967 гг. - учился во Всесоюзном юридическом заочном институте и работал слесарем-сборщиком на Краснодарском заводе измерительных приборов.
1967 г. - переведен на дневное отделение юридического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ), который окончил с отличием в 1971 г.
1972 г. - зачислен на дневное отделение аспирантуры ЛГУ на кафедру гражданского права.
1975-1978 гг. - адвокат Ленинградской городской коллегии адвокатов.
В марте 1978 г. был избран членом Ленинградского городского суда и в должности судьи работал до окончания срока полномочий (1983 г.). Затем вновь вернулся к адвокатской деятельности в Ленинградской городской коллеги адвокатов.
С 1990 г. - член президиума Ленинградской городской коллегии адвокатов.
С 1992 г. - председатель президиума Ленинградской (Санкт-Петербургской) городской коллегии адвокатов.
В 2002 г. избран президентом Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Кандидат юридических наук.
В 1998 г. удостоен звания заслуженного юриста Российской Федерации.
С января 2003 г. - президент Федеральной палаты адвокатов РФ.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2007, N 12