г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А56-46491/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Несмияна С.И., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Соколова С.Б. (доверенность от 09.06.2012 г. N 4/6976, удостоверение) от первого, второго, третьего ответчиков: не явились (извещены)
от четвертого ответчика: Сасина Т.В. (доверенность от 01.01.2013 г., паспорт)
рассмотрев дело N А56-46491/2012 по иску Военного прокурора Западного военного округа к 1. ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", 2. Государственное учреждение "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России", 3. ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление, 4. ОАО "ТГК N 1" о признании недействительными пунктов договора
установил:
Военный прокурор Западного военного округа (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным подпункт "а" пункта 3.2.1, пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4 раздела 6 договора N 6735 от 01.04.2010, заключенного между ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" и Государственным учреждением "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России", в части права ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в одностороннем порядке осуществлять ограничение или прекращение подачи "Абоненту" тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2012 по делу N А56-46491/2012 заявленные требования удовлетворены.
ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2012 по делу N А56-46491/2012. В апелляционной жалобе указывает, что решение по настоящему делу принято в отношении лица, не являющегося стороной по договору на отпуск (получение) тепловой энергии в горячей воде N 6735 от 01.04.2010 г.
В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы апелляционный суд пришел к выводу о том, что решением суда от 08.10. 2012 г. непосредственно затрагиваются права и обязанности ОАО "ТГК N 1" как стороны по договору, не привлеченного к участию в деле, в связи с чем имеются предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловные основания для отмены решения суда и привлечения к участию в деле в качестве соответчика ОАО "ТГК N 1" с согласия истца, поскольку ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" действовало от имени ОАО "ТГК N1" на основании агентского договора N 10 от 01 июля 2010 г.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции вынесено определение.
Исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве соответчика ОАО "ТГК N 1", который признан надлежащим ответчиком по делу.
Как явствует из материалов дела, между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" ("ТГК N1") и Государственным учреждением "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России" ("Абонент") заключен договор N 6735 на отпуск (получение) тепловой энергии (в горячей воде) от 01 апреля 2010 года, в соответствии с условиями которого "ТГК N1" обязана осуществлять подачу "Абоненту" через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, Абонент обязан оплачивать принятую тепловую энергию.
В разделе 2 договора указан расположенный в г. Санкт-Петербурге объект Министерства обороны Российской Федерации, на который распространяются принятые сторонами обязательства по обеспечению тепловой энергией - военно-морской госпиталь.
16 ноября 2011 года между ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", действующего от имени ОАО "ТГК N 1" на основании агентского договора N 10 от 01 июля 2010 года в лице начальника отдела оформления договорных отношений с потребителями ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" Сероус С.П. и Государственным учреждением "2000 Отделения Морской Инженерной службы Минобороны России" в лице начальника Белинского С.Ю., ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице директора филиала ОАО "РЭУ" - "Санкт-Петербургский" Мировского В. А. заключено дополнительное соглашение к указанному договору теплоснабжения N 6735 от 01 апреля 2010 года.
Данным соглашением в пункт 1.1 договора теплоснабжения внесены следующие изменения: ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", действующее от имени ОАО "ТГК N 1", на основании агентского договора N 10 от 01 июля 2010 года в лице начальника отдела договорных отношений с потребителями ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" Сероус СП., именуемого в дальнейшем "Энергоснабжающая организация", с одной стороны, и Государственное учреждение "2000 Отделения Морской Инженерной службы Минобороны России" в лице начальника Белинского С.Ю., ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице директора филиала ОАО "РЭУ" - "Санкт-Петербургский" Мировского В.А., вместе стали в дальнейшем именоваться "Абонент".
Вместе с тем в договоре содержатся пункты, которые предусматривают право "Энергоснабжающей организации" в одностороннем порядке осуществлять ограничение или прекращение подачи тепловой энергии на названный военный объект, что противоречит требованиям закона и других нормативно-правовых актов, нарушает законные права и интересы оборонного ведомства, отрицательно сказывается на вопросах безопасности государства.
Так, в подпункте а) пункта 3.2.1 договора предусмотрено, что "Энергоснабжающая организация" имеет право прекращать или ограничивать подачу "Абоненту" тепловой энергии после предупреждения в случае ненадлежащего исполнения "Абонентом" денежных обязательств по договору.
Пунктами 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4 раздела 6 договора также предусмотрено, что основанием для прекращения или ограничения "Энергоснабжающей организацией" подачи тепловой энергии может являться неуплата задолженности "Абонентом" поданной ему тепловой энергии.
Перечисленные положения договора в части ограничения или прекращения поставки тепловой энергии противоречат требованиям Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 1173 (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09 марта 1996 года N 349 и от 15 марта 1999 года N 350) "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", в соответствии с которыми ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются недопустимыми.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 года N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые должны в обязательном порядке включаться в государственные контракты, заключаемые энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливо-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), чего в данном договоре сторонами сделано не было.
В приложении N 3 к постановлению Правительства РФ от 29 мая 2002 года N 364 прямо указано, что "энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета".
В статьях 422, 426 ГК РФ определено, что публичный договор энергоснабжения, равно как и другие подобного рода сделки, должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент их заключения. В противном случае такие договоры являются ничтожными. При этом Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им органы исполнительной власти могут издавать дополнительные правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно ст. ст. 10, 11, 12, 26 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны России.
Вооруженные Силы России состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью. Реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации, финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета.
Указанный в оспариваемом договоре объект Минобороны России - военно-морской госпиталь, на который распространяются принятые сторонами обязательства по поставке тепловой энергии, финансируются за счет средств федерального бюджета, то есть зависим от централизованного бюджетного поступления денежных средств.
Учредителем открытого акционерного общества "РЭУ" в соответствии с пунктом 1.2 его Устава является Российская Федерация, от имени которой права акционера Общества в установленном порядке также осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовым актами.
По правилам ст. 523 и 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, за исключением случаев, установленных законом или иными правовым актами.
Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 1173 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 и от 29 мая 2002 года N 364 установлены особые условия по отпуску (получению) тепловой энергии для воинских частей, то эти обстоятельства сторонам необходимо учитывать при заключении соответствующих сделок.
Указанные требования при заключении оспариваемого договора не соблюдены, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГК РФ в данной части сделка с момента её совершения является недействительной.
Согласно ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки, совершённой юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2012 г. по делу N А56-46491/2012 отменить. Вынести новый судебный акт. Признать недействительными подпункт "а" пункта 3.2.1, пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4 раздела 6 договора N 6735 от 01.04.2010, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и Государственным учреждением "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России", в части права ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в одностороннем порядке осуществлять ограничение или прекращение подачи "Абоненту" тепловой энергии.
Взыскать с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в доход федерального бюджета 1333 руб. 33 коп. госпошлины по иску.
Взыскать с Государственного учреждения "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России" в доход федерального бюджета 1333 руб. 33 коп. госпошлины по иску.
Взыскать с ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в доход федерального бюджета 1333 руб. 33 коп. госпошлины по иску.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46491/2012
Истец: Военный прокурор Западного военного округа
Ответчик: ГУ "2000 Отделение Морской Инженерной службы Минобороны России", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
Третье лицо: ОАО "ТГК N1"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5888/13
22.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23419/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-46491/12