г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А56-49593/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Курбанова Р.С. по доверенности от 28.11.2012 N 28-2012.
от ответчика: Новохатской Н.А. по доверенности от 27.12.2012 N 72-12-ИВЛ-06/27672.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2099/2013) ОАО "Федерально-Инвестиционная палата" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 ноября 2012 года по делу N А56-49593/2012 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Федерально-Инвестиционная палата"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном округе
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Федерально-Инвестиционная Палата" (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 22А, офис 13, ОГРН 1021000518505, далее - общество, ОАО "Ф.И.П.", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, ОГРН 1037843053214, далее - РО ФСФР России в СЗФО) от 28.03.2012 N 72-12-294/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.11.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ф.И.П." направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 19.11.2012 отменить. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции в качестве единственного доказательства виновности общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения принял акт осмотра сайта, составленный в одностороннем порядке заинтересованной стороной без доказательств уведомления общества о проведении такого осмотра. Общество утверждает, что после получения уведомления административного органа о том, что расчет собственных средств на сайте организации якобы не открывался, им была предпринята попытка открыть указанную информацию, и файл, содержащий расчет собственных средств, нормально функционировал.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель РО ФСФР России в СЗФО просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, должностным лицом РО ФСФР России в СЗФО в процессе мониторинга Интернет-сайтов на предмет раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниям информации о расчете размера собственных средств установлено, что 03.02.2012 на официальном сайте ОАО "Федерально-Инвестиционная Палата" (www.fip-invest.ru) файл, содержащий расчет размера собственных средств по состоянию на 31.12.2011, не открывается.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте осмотра от 03.02.2012.
14.03.2012 РО ФСФР России в СЗФО составлен протокол об административном правонарушении N 72-12-348/пр-ап о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
28.03.2012 исполняющим обязанности руководителя РО ФСФР в СЗФО вынесено постановление N 72-12-294/пн о наложении на ОАО "Федерально-Инвестиционная Палата" административного штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и вины общества в его совершении и не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан раскрывать информацию, предусмотренную федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом, состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункты 25 и 26 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа ФСФР России от 11.02.2010 N 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет" (далее - Приказ N 10-7/пз-н) профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - Участники рынка) осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н.
Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Согласно пункту 1.2 Приказа N 10-7/пз-н при наличии у Участника рынка сайта в сети Интернет, который используется для распространения на постоянной основе сведений, характеризующих деятельность Участника рынка, в том числе сведений о предлагаемых продуктах и услугах, и указывается в информационных и рекламных материалах участника рынка или в договорах на оказание услуг в качестве сайта Участника рынка (далее - Сайт для распространения информации), то информация о расчете собственных средств раскрывается на указанном сайте.
Технологические и программные средства обеспечения пользования Сайта для распространения информации должны обеспечивать свободный и необременительный доступ пользователей для ознакомления с информацией о расчете собственных средств на основе общедоступного программного обеспечения. Для просмотра такой информации не должна предусматриваться установка на компьютере пользователя специально созданных с этой целью технологических и программных средств.
Информация о расчете собственных средств раскрывается на специальной странице Сайта для распространения информации, на которой в хронологическом порядке размещается информация о расчете собственных средств или гиперссылки на файлы, содержащие указанную информацию, с указанием даты такого раскрытия. Информация о расчете собственных средств должна быть доступна на специальной странице не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации (пункт 1.3 Приказа N 10-7/пз-н).
В силу требований названных правовых норм Общество, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, должно было разместить расчет размера собственных средств по состоянию на 31.12.2011 не позднее 31.01.2012.
Вместе с тем, как следует из акта осмотра, составленного должностными лицами РО ФСФР России, по состоянию на 03.02.2012 на официальном сайте общества файл, содержащий расчет размера собственных средств, недоступен (не открывается).
Доводы подателя жалобы о том, что указанный акт не является надлежащим доказательством виновности общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения, поскольку составлен в одностороннем порядке и без доказательств уведомления организации о проведении такого осмотра, апелляционным судом отклоняются.
Исходя из специфики отношений в сфере раскрытия информации, обеспечение всеми эмитентами доступа к информации, подлежащей раскрытию в сети Интернет, в течение сроков, предусмотренных законодательством, может быть достигнуто лишь посредством постоянного мониторинга. В свою очередь, мониторинг обеспечения доступа к информации, подлежащей раскрытию, является постоянной, ежедневной деятельностью должностных лиц ФСФР, и целью такого мониторинга является принятие мер, направленных на выявление и пресечение правонарушений в сфере раскрытия информации.
В данном случае именно такой мониторинг и осуществлялся должностными лицами РО ФСФР в СЗФО, в ходе которого исследовалась информация, содержащаяся на сайте Общества.
Проверка Общества, как отдельное самостоятельное полномочие, административным органом не осуществлялась, а проводились мероприятия по обеспечению раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.24 Положения и Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717)
Осуществление данного полномочия обеспечивается проведением систематического мониторинга информации, размещаемой на сайтах эмитентов в сети Интернет.
В ходе такого мониторинга должностными лицами ФСФР были непосредственно обнаружены достаточные данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, что в свою очередь является поводом для возбуждения административного дела (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Непосредственное обнаружение таких данных зафиксировано актом, составленным в присутствии двух должностных лиц административного органа, и скриншотами страниц сайта Общества.
Довод общества о том, что файл организации, содержащий расчет размера собственных средств по состоянию на 31.12.2011, нормально функционировал и открывался, апелляционным судом отклоняется как бездоказательный.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда перовой инстанции о доказанности представленными в материалы дела доказательствами события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.
Судом первой инстанции также отклонены доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
В данном случае суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, указав на пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Каких-либо обстоятельств, носящих исключительный характер и позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ, арбитражным судом не установлено (пункт 18.1 Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004).
Судом первой инстанции не выявлено нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы ОАО "Федерально-Инвестиционная палата".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 ноября 2012 года по делу N А56-49593/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Федерально-Инвестиционная Палата" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49593/2012
Истец: ОАО "Федерально-Инвестиционная палата"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном округе, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе