г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А56-45161/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): М. С. Мухин, доверенность от 01.09.2012;
от ответчика (должника): Ю. А. Майоров, доверенность от 16.05.2012 N 01-19/4501;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2792/2013) Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2012 по делу N А56-45161/2012 (судья Г. Н. Томпакова), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПИТ-ПРОДУКТ"
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
3-е лицо: Северо-Западное управление Ростехнадзора
об обязании совершить действия по возврату ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТ-ПРОДУКТ" (ОГРН 1034700560146, адрес 187322, Ленинградская область, Кировский р-н, Синявино 1-е пгт) (далее - ООО "ПИТ-ПРОДУКТ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) (далее - Департамент, ответчик) об обязании совершить действия, направленные на возврат Обществу ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) в сумме 2550992 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2012 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что заявитель не приводит документальных доказательств того, что в процессе хозяйственной или иной деятельности не размещает отходы, то есть документально не подтверждает заключение договоров со специализированными организациями на оказание услуг по размещению отходов, исполнение таких договоров; Общество взыскивает излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) за период с 4 квартал 2008 по 1 квартал 2012, администратором платы в период по 01.10.2010 являлось Северо-Западное управление Ростехнадзора; указанная заявителем сумма не подтверждена сверкой расчетов за период произведения платежей в Ростехнадзор в части размещения отходов; факт внесения денежных средств в счет платы за НВОС в части размещения отходов производства и потребления в размере 1023604 руб. документально не подтвержден.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2008-2012 годах ООО "ПИТ-ПРОДУКТ" вносило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления), всего Обществом было уплачено 2550992 руб. (платежные поручения, том 2, л.д.11-62).
Также в 2010-2012 годах Обществом с третьими лицами были заключены и действовали договоры на вывоз отходов производства и потребления (том 2, л.д. 102-133).
Общество, как усматривается из материалов дела, осуществляет следующую деятельность: производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, продовольственными товарами, продукцией производственно-технического назначения, в том числе своего производства, дилерская и дистрибьюторская деятельность, создание сети своих фирменных магазинов, торгово-закупочная деятельность и торгово-посредническая деятельность, организация и проведение выставок, выставок - продаж, конкурсов, оказание услуг складского хранения и комплекса сопутствующих этому направлению услуг, проектирование и строительство объектов производственного, жилищного и социально-бытового назначения, в том числе и для собственных нужд, выполнение транспортных и экспедиторских услуг, в том числе пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта, организация и осуществление туристического, экскурсионного и гостиничного обслуживания, издательская, полиграфическая и рекламная деятельность, информационно-справочное обслуживание, оказание консультационных услуг, внешнеэкономическая деятельность, сдача имущества в аренду, осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законом и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Из анализа указанных нормативных актов следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела не усматривается, что в период, за который Обществом вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду и которую Общество полагает ошибочно внесенной, заявитель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Департамент не представил доказательств того, что Общество в вышеуказанные периоды осуществляло деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, договоры Обществом со специализированными организациями, осуществлявшими вывоз отходов, не заключались.
При таких обстоятельствах, у Общества не возникло обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем плата в сумме 2550992 руб., внесение которой документально подтверждено Обществом, является ошибочно внесенной и подлежит возврату вносителю.
Довод подателя жалобы о том, что Обществом не доказан размер подлежащей возврату платы, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ) и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 N 311 "О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду" (утратил силу с 01.01.2011) Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) поступлении в бюджет.
Аналогичные положения содержатся в приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 N 103 "О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" (действует с 01.01.2011).
Соответственно, именно Департамент Росприроднадзора, на который возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязан возвратить Обществу ошибочно внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2012 по делу N А56-45161/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45161/2012
Истец: ООО "ПИТ-ПРОДУКТ"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
Третье лицо: Северо-Западное управление Ростехнадзора
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26597/13
27.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4361/13
05.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4361/13
18.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2792/13
22.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45161/12