г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А56-48846/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А. Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Арапова К.В. по доверенности от 01.03.2013 N 15;
от заинтересованного лица: Никитина Я.В. по доверенности от 15.01.2013 N 12;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-1741/2013) ЗАО "Племенной завод "Ручьи" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2012 по делу N А56-48846/2011 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Племенной завод "Ручьи"
к Управлению ветеринарии Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления и представления
установил:
ЗАО "Племенной завод "Ручьи" (195273, Санкт-Петербург, Пискаревский пр-т, д.144, ОГРН 1024700558926, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления ветеринарии Санкт-Петербурга (191036, Санкт-Петербург, ул.4-я Советская, д.5, далее - Управление) от 18.08.2011 по делу об административном правонарушении N 02-09-373/11, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представления Управления от 18.08.2011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 02-09-373/11.
В ходе судебного разбирательства общество отказалось от требования о признании незаконным представления Управления от 18.08.2011 N 02-09-373/11.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований, в части признания незаконным оспариваемого постановления от 18.08.2011 N 02-09-373/11, отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности, в части признания незаконным предписания производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что всем нарушениям, указанным в оспариваемом постановлении, дана оценка в решении Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.06.2012 по делу N 2-2800/12, согласно выводам которого большая часть нарушений не нашла своего документального подтверждения, данное решение суда является преюдициальным для настоящего дела. Относительно остальных четырех эпизодов представитель также полагает, что органом ветеринарного контроля не доказано событие правонарушений.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга совместно с представителями Управления ветеринарии Санкт-Петербурга и Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу в период с 28.06.2011 по 22.07.2011 проведена проверка соблюдения требований природоохранного и ветеринарно-санитарного законодательства ЗАО "Племенной завод "Ручьи", осуществляющим деятельность на территории фермы репродуктора, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д.177.
По результатам проверки соблюдения ветеринарного законодательства ЗАО "Племенной завод "Ручьи" по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 144 ( в документе ошибочно указан адрес администрации, а не фермы -д.177), проведенной в соответствии с обращением Природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга от 20.06.2011 N 5-82в-2011 Управлением ветеринарии Санкт-Петербурга составлено суждение от 11.07.2011 N 01-18-556/11-0-0, согласно которому:
1) в нарушение требований, установленных п.п.1.9, 2.2, 2.5, 3.1.1, 3.2, 3.3.3, 3.5, 3.7.1, 3.9, 3.14, 4.2, 4.3, 4.6, 4.9, 4.15, 5.6, 7.1, 7.5, 7.6, 7.10, 7.11, 7.12, 7.13 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986;
нарушаются требования природоохранного и ветеринарно-санитарного законодательства:
- Между дорогой и нижним краем ворот наблюдается значительный просвет (около 0,2-0,3 м), который не обеспечивает защиту хозяйства от несанкционированных проникновений людей и животных на территорию Репродуктора из вне; на территории хозяйства и в непосредственной близости от ворот выявлено скопление собак, которых прикармливают охранники. На собак отсутствуют ветеринарные паспорта с отметками о вакцинации против инфекционных заболеваний общих для человека и животных; у въезда на территорию хозяйства отсутствует дезинфекционный барьер для дезинфекции колес автомобильного транспорта; отсутствует здание карантина; при посещении хозяйства посторонними лицами не получается разрешение главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга; не производится отметка в журнале регистрации посещений посторонними лицами; перед входом в санпропускник как со стороны внешней территории так и со стороны производственной зоны отсутствуют кюветы с ковриками или влажными опилками, увлажненными дезраствором; при входе в изолированные помещения отсутствуют дезванночки, заполненные дезинфицирующим раствором; отсутствует маркировка на оборудовании, инвентаре, спецодежде, спецобуви закрепленной за каждым корпусом; вывоз трупов животных и других биоотходов осуществляется автотранспортом хозяйства; завоз свиней на территорию хозяйства производится без разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга; комплектование и пополнение свинопоголовья в хозяйстве осуществляется животными прибывающими из Ленинградской области без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющих идентифицировать груз; партии свиней, направляемые для откорма в другие хозяйства, не сопровождаются ветеринарными сопроводительными документами; отсутствуют сведения о карантинировании поступающего поголовья свиней; отсутствует информация о проведении дезинфекции помещений после освобождения от животных; поступающие в хозяйства корма не сопровождаются ветеринарными сопроводительными документами и не подвергаются ветеринарно-санитарному контролю; отсутствует план проведения дезинфекции; не производится ежемесячная дезинфекция станков для содержания хряков; не производится промывка и дезинфекция оборудования и приспособлений для раздачи кормов; дератизационные мероприятия не обеспечивают эффективную борьбу с грызунами (выявлено наличие живых крыс и следов их жизнедеятельности на территории и в помещениях), не проводятся дератизационные мероприятия во вспомогательных помещениях и окружающей санитарно-защитной зоне; дератизацию проводят работники предприятия которые не обладают соответствующей профессиональной подготовкой в данном вопросе; приманки применяются не в соответствии с наставлениями по применению; для борьбы с грызунами используется один вид отравленной приманки; не осуществляется контроль за истреблением грызунов.
2) в нарушение п.п. 1.3, 6.1, 6.10, 9.1.2, 9.1.6, 9.2.5 Инструкции по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства, утвержденной приказом Государственного агропромышленного комитета СССР 25.08.1988
-отсутствует план проведения дезинфекции; не проводится дезинфекция транспорта используемого для перевозки животных, трупов животных; не производится дезинфекция погрузочно-разгрузочных площадок (эстакад); у въезда на территорию хозяйства отсутствует дезинфекционный барьер для дезинфекции колес автомобильного транспорта; территория хозяйства загрязнена навозом; подъезды к жижесборникам сильно загрязнены навозом(лужи с жидким навозом); навоз от животных вывозится на поля без предварительного карантинирования, необходимого для выяснения эпизоотической ситуации в хозяйстве.
3) в нарушение требований, установленных п.п. 1.3., 1.7, 2.3, 2.6., 2.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России от 04.12.1995 N 13-7-2/469
-большое количество трупов голубей с различной степенью разложения на территории хозяйства; не определен порядок утилизации трупов голубей; трупы грызунов, образующиеся в результате дератизационных мероприятий, закапываются в землю на территории хозяйства; трупы поросят, абортированные плоды, последы вывозятся на территорию Ленинградской области для захоронения без предварительных исследований на инфекционные заболевания и без ветеринарных сопроводительных документов; не проводится дезинфекция транспортных средств используемых для перевозки биоотходов, места, где складируются биоотходы, а также использованных при складировании инструментов, инвентаря и оборудования после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
4) в нарушение требований, установленных п. 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 16.11.2006 N 422:
-биоотходы образующиеся на территории ЗАО "Племенной завод "РУЧЬИ" по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 144, направляются в Ленинградскую область, деревню Нижние Осельки, для уничтожения без ветеринарных сопроводительных документов.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения природоохранным прокурором Санкт-Петербурга постановления от 21.07.2011 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое было направлено для рассмотрения в Управление ветеринарии Санкт-Петербурга.
Постановлением Управления от 18.08.2011 по делу об административном правонарушении N 02-09-373/11 ЗАО "Племенной завод "Ручьи" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением в связи с недоказанностью события правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности привлекаются лица за нарушение карантина и других ветеринарно-санитарных правил.
Согласно статьи 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Пунктом 1.9 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 г (далее - Ветеринарно-санитарные правила) установлено, что территорию каждой зоны озеленяют и огораживают по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.
Пунктом 2.2 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т. в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.
Пунктом 2.5 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что здание карантина, предусмотренное для обслуживания одного свиноводческого комплекса (фермы), размещают на одной площадке с этим предприятием, огораживают сплошным или сетчатым забором высотой 1 м с цоколем, заглубленным в землю не менее 0,2 м, и оборудуют самостоятельный въезд (выезд) на дорогу общего пользования. Для помещения карантина общехозяйственного назначения предусматривают зооветеринарный разрыв, который составляет до животноводческих и звероводческих предприятий 200 м, до птицеводческих - 500-м.
Пунктом 3.1.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что посещение комплекса посторонними лицами допускают в исключительных случаях только по разрешению главного государственного ветеринарного инспектора области, края, республики, не имеющей областного деления. При этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку и регистрируются в специальном журнале.
Пунктом 3.2. Ветеринарно-санитарных правил установлено, что вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зонукомплекса (фермы) должны быть закрыты.
Пунктом 3.3.3 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что перед входом в санпропускник как со стороны внешней территории предприятия так и со стороны производственной зоны устанавливают дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезраствором.
Пунктом 3.5 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что при входе в изолированное помещение (секцию) устанавливают дезванночки, заполненные на глубину 15 см дезинфицирующим раствором. С внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов, кормокухню, ветеринарные объекты оборудуют дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезраствором.
Пунктом 3.7.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что обслуживающий персонал обеспечивают спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежду, спецобувь, другие предметы маркируют и закрепляют за участком (цехом). Передавать указанные предметы из одного участка в другие без обеззараживания запрещается.
Пунктом 3.9 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что на территории свиноводческих предприятий запрещается содержать собак (кроме сторожевых), кошек, а также животных других видов (включая птицу). Сторожевых собак подвергают вакцинации против бешенства, дегельминтизации и другим ветеринарным обработкам.
Пунктом 3.14 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что вывоз трупов и боенских отходов с пункта сбора сырья осуществляют спецтранспортом завода.
Пунктом 4.2 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что разрешение о завозе животных на комплекс (ферму) дает главный государственный инспектор области, края, республики (не имеющей областного деления) после приемки предприятия в эксплуатацию Государственной комиссией.
Пунктом 4.3 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что комплектование и пополнение предприятий (ферм) допускаются только здоровым свинопоголовьем из собственных племенных репродукторов или закрепленных хозяйств-поставщяков, благополучных по инфекционным и инвазионным болезням.
Пунктом 4.6 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что на каждую отправляемую партию животных в установленном порядке выдают ветеринарное свидетельство.
Пунктом 4.9 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что принятое свинопоголовье размещают в карантинное помещение и подвергают карантанированию. Срок карантина 30 дней.
Пунктом 4.15 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что дезинфекцию помещений карантина проводят каждый раз после освобождения от животных в соответствии с "Инструкцией по дезинфекции на предприятиях по производству мяса-свинины на промышленной основ".
Пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что поступающие на комплекс (ферму) корма подвергают ветеринарно-санитарному контролю с использованием методов, изложенных в действующих "Методических указаниях по санитарно-микологическому исследованию кормов", "Правилах бактериологического исследования кормов", утвержденных Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР и ОСТ 8-20-77 "Комбикорма полнорационные для выращивания и откорма свиней в промышленных животноводческих комплексах".
Пунктом 7.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что дезинфекция на специализированных свиноводческих предприятиях является составной частью общего технологического процесса производства и проводится по плану, составленному с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней.
Пунктом 7.5 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что станки для хряков дезинфицируют 1 раз в месяц и каждый раз после выбраковки хряков, перед постановкой новых животных.
Пунктом 7.6 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что оборудование и приспособление для раздачи кормов тщательно промывают водой после каждого кормления, а дезинфицируют 1 раз в неделю.
Пунктом 7.10 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что защиту свиноводческих предприятий (ферм) от мышевидных грызунов осуществляют постоянно во всех производственных и вспомогательных зданиях и окружающей санитарно-защитной зоне в радиусе от 3 до 5 км. При отсутствии грызунов проводят профилактические мероприятия, при наличии их истребительные.
Пунктом 7.11 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что дератизационные мероприятия в свиноводческих предприятиях (фермах) выполняют специально подготовленный для этой цели рабочий или работница ветеринарно-санитарного отряда согласно договору.
Пунктом 7.12 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что для борьбы с грызунами используют различные методы дератизации: пищевые и водные приманки, опыливания и ядовитые пены. В качестве дератизационных средств применяют антикоагулянты - зоокумарин и его натриевую соль, ратинданыи их масляные растворы, пенокумарин, фентолацин и пенолацин.
Яды применяют в соответствии с наставлениями, утвержденными Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР. В качестве приманочной основы используют только доброкачественные корма - пшеницу, семена подсолнечника, кормовые гранулы, комбикорма, муку, а также чистую воду, молоко, обрат, различные бульоны и т. д.
Одновременно применяют не менее 2-3 видов отравленных приманок.
Пунктом 1.3 Инструкции по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства, утвержденной приказом Государственного агропромышленного комитета СССР 25.08.1988 (далее - Инструкция) установлено, что дезинфекцию включают в план противоэпизоотических мероприятий по каждой ферме, хозяйству, району, области, республике.
Пунктом 6.1 Инструкции установлено, что автомобильный транспорт и другие транспортные средства, используемые для перевозки животных, кормов, продуктов и сырья животного происхождения, обеззараживают в специально оборудованных помещениях или на площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор сточных вод в автономный накопитель или общефермскую канализацию.
Пунктом 6.10 Инструкции установлено, что с целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20-30 см заполняют одним из растворов, указанных в п. 6.9.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
В неотапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10-15 % поваренной соли.
Пунктом 9.1.2 Инструкции установлено, что удаление, обработку, хранение, транспортирование и использование навоза и помета осуществляют с учетом требований охраны окружающей среды от загрязнений, исключающих заражение людей и животных.
Пунктом 9.1.6 Инструкции установлено, что сооружения и строительные элементы системы удаления, обеззараживания, хранения и подготовки к использованию навоза и помета (сооружения) выполняют с гидроизоляцией, исключающей проникновение в грунт инфицированных стоков, попадание их в подземные и поверхностные воды и рассеивание возбудителей инфекционных болезней в окружающей среде.
Пунктом 9.2.5 Инструкции установлено, что для выяснения эпизоотической ситуации на животноводческих и птицеводческих предприятиях предусматривают карантинирование всех видов навоза и помета не менее шести суток.
Пунктом 1.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов) установлено, что владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Пунктом 1.7 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Пунктом 2.3 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность.
Пунктом 2.6 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Пунктом 2.7 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 процентов активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезсредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.
Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.
Пунктом 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 16.11.2006 N 422 установлено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Общество в обоснование отсутствия события относительно большей части вменяемых ему оспариваемым постановлением эпизодов ссылается на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.06.2012 по делу N 2-2800/12, оставленным частично без изменения определением Ленинградского областного суда от 24.10.2012 по делу N 33-4529/2012, в котором участвовало общество и природоохранная прокуратура, и в котором установлены следующие обстоятельства:
-с целью осуществления хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, в ЗАО "Племенной завод "Ручьи" разработаны и осуществляются: Планы ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на 2010 и 2011 годы, план мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очага африканской чумы от 25.02.2010;
-сооружения для хранения кормов герметичны, что подтверждается фотографиями, пояснительной запиской о недопущении концентрации птиц в местах разгрузки кормов Бессарабова Ю.С;
-представленные ответчиком фотографии опровергают утверждение прокурора о том, что между дорогой и нижним краем ворот при въезде на ферму наблюдается значительный просвет; из этих фотографий усматривается, что такой просвет отсутствует;
-в соответствии со справкой ЗАО "Племенной завод "Ручьи" N 231/1 от 31.08.2011 ( утвержденной ГУ ЛО "Станция по борьбе с болезнями животных Всеволожского района") посещение комплекса посторонними лицами не имеет места, а также то, что на балансе комплекса имеется одна сторожевая собака, которая зарегистрирована на станции по борьбе с болезнями животных и имеет ветеринарный паспорт;
- пункт по искусственному осеменению свиней оборудован моечной, что подтверждается фотографией N 5, представленной ответчиком;
-перед входом в санпропускник, как со стороны внешней территории, так и со стороны производственной зоны имеются кюветы с ковриками или влажными опилками, увлажненные раствором, что подтверждается фотографией N 6, 7;
- маркировка на оборудовании, инвентаре, спецодежде, спецодежде закрепленной за каждым корпусом имеется, что подтверждается фотографией N 8 и 9;
-информация о проведении дезинфекции помещений после высвобождения от животных подтверждается актами за период с 06.05.2011 по 16.07.2011 актом от 06.05.2011, имеющимися в материалах дела;
-дезинфекция на комплексе осуществляется Городской дезинфекционной станцией в соответствие с договором N 734 от 29.11.2010;
- согласно п. 2.3 Плана мероприятий, направленных на локализацию ликвидацию очага африканской чумы от 25.02.2010, дезинфекция помещений других мест, где содержались животные, осуществляется по мере высвобождения от животных. Информация о проведении дезинфекции станков для содержав хряков подтверждается актами за период с 06.05.2011 по 16.07.2011;
- дератизация осуществляется Городской дезинфекционной станцией в соответствии с договором N 734 от 29.11.2010;
-дезинфекция транспорта, используемого для перевозки животных трупов животных, а также инвентаря и спецодежды производится, что подтверждается актами за период с 04.07.2011 по 28.07.2011;
-дезинфекция погрузочно-разгрузочных площадок (эстакад) производится, что подтверждается актами за период с 02.05.2011 по 31.05.2011;
-для удаления отходов жизнедеятельности животных технологией предусмотрена система, которая является автоматической и герметичной, что подтверждается технической документацией СП40-102-2000;
- отсутствие на территории комплекса трупов голубей и грызунов подтверждается фотографиями N 10 и N 11, а также актами от 06.05, 20.05, 10.06 и 25.06 2011 года о направлении трупов грызунов и голубей в трупосжигательную печь;
- утилизация последов подтверждается актами за период с 02.05.2011 по 31.05.2011;
Кроме того, суд первой инстанции правильно согласился с доводом общества о необоснованности вывода Управления о вывозе навоза от животных на поля без предварительного карантинирования, поскольку система удаления навоза предусмотрена проектной документацией ПР-1-09 НВК (том 2, л.д.45), согласно которой навоз наполняет резервуар-навозохранилище в течение 6 месяцев и настаивается в нем еще 6 месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что событие правонарушения по вышеуказанным эпизодам Управлением не доказано, достаточные данные, утверждающие об обратном, в материалы административного дела не представлены.
Однако суд первой инстанции также справедливо указал, что изъятие поименованных выше эпизодов не исключает привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку нашли свое подтверждение иные нарушения.
Так, в определении Ленинградского областного суда от 24.10.2012 по делу N 33-4529/2012 указано, что в рамках рассмотренного дела установлены:
1) факты перемещения животных и биоотходов внутри хозяйственных подразделений общества, расположенных на территориях разных субъектов РФ (Санкт-Петербург и Ленинградская область);
2) вывоз биоотходов, образующихся на территории ЗАО "Племенной завод "РУЧЬИ" по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 144, в Ленинградскую область, деревню Нижние Осельки, для уничтожения, подтверждается актами общества.
Указанные акты содержат сведения о сборе и последующей отправке биоотходов свинофермы в деревню Нижние Осельки для уничтожения в трупосжигательной печи, факт перевозки биоотходов в Ленинградскую область подтверждается также пояснительной запиской заместителя генерального директора общества Бессарабова Ю.С. о порядке сбора и уничтожения биоотходов.
Из материалов дела следует, что биологические отходы репродуктивной свинофермы (трупы поросят, абортированные плоды, последы) вывозятся на территорию Ленинградской области без ветеринарных сопроводительных документов, что является нарушением Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422) и ветеринарно- санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утвержденных приказом Департамента ветеринарии Минсельхоза России от 04.12.1995 N 13-7-2/469).
3) использование опилок при организации барьера не соответствует пункту 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002.
Факт использования опилок для организации дезинфекционного барьера обществом не опровергнут.
4) в нарушение пункта 2.5 Ветеринарно-санитарных правил на территории фермы отсутствует здание карантина.
Материалами дела подтверждается, что на территории фермы репродуктора по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 177 не проводится карантирование вновь поступающих животных и животных, отправляемых из хозяйства, отсутствует помещение для проведения карантирования животных.
Факт отсутствия на ферме репродукторе здания карантина общество подтвердило в судебном заседании, однако полагает, что наличие указанного здания не обязательно на каждом обособленном объекте.
Между тем, пунктом 2.5 Ветеринарно-санитарных правил предусмотрена обязанность размещения здания карантина для обслуживания одного свиноводческого комплекса (фермы) на одной площадке с этим предприятием. Следовательно, наличие помещения карантина в иных территориально обособленных подразделениях ЗАО "Племенной завод "Ручьи", находящихся за пределами Санкт-Петербурга, от обязанности наличия карантина на территории обособленной фермы репродуктора, расположенной на территории иного субъекта РФ, общество не освобождает.
Вышеуказанные действия общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению ветеринарно-санитарных правил, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует также о наличии вины общества в инкриминируемом ему правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ЗАО "Племенной завод "Ручьи" правомерно квалифицированы Управлением по части 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, апелляционный суд отмечает, что ошибочное указание Управлением номера дома-144, не может являться существенным нарушением, поскольку объектом проверки являлась ферма репродуктора, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 177 и фактически проверка проводилась именно на данной ферме.
Нарушений прокуратурой и Управлением порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Проверка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и инициирована в связи с участившимися случаями возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации. Поводом к проведению проверки послужило обращение Главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга в органы прокуратуры о невозможности получения у общества информации о деятельности животноводческого объекта, расположенного на территории Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2012 по делу N А56-48846/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Племенной завод "Ручьи" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48846/2011
Истец: ЗАО "Племенной завод "Ручьи"
Ответчик: Управление Ветеринарии Санкт-Петербурга