В целях исчисления транспортного налога квалификация
транспортных средств должна осуществляться в соответствии
с Правилами дорожного движения
Суть проблемы
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Налоговые ставки по транспортному налогу предусмотрены статьей 361 НК РФ и градируются в зависимости от категории транспортного средства. При этом главой 28 НК РФ не предусмотрен нормативный правовой акт, на основании которого должна проводиться соответствующая градация.
Судебная практика оказалась в вопросе выбора такого документа-классификатора весьма многогранна.
Практически всегда суды вставали на сторону налогоплательщика, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ, по мнению судов, в главе 28 НК РФ имеется правовая неопределенность, которая подлежит истолкованию в пользу налогоплательщика.
Одним из таких примеров стали два судебных дела, рассмотренных ВАС России.
Налогоплательщик в соответствии с ОКОФ уплачивал налог с автомобилей со спецтехникой на них и спецмашин как с самоходных транспортных средств.
Налоговый орган не согласился с таким методом квалификации транспортных средств и доначислил транспортный налог, руководствуясь критериями транспортных средств, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Судебные решения
Суд поддержал налоговый орган, приведя следующие аргументы.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В силу пункта 2 этого нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД, а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах Гостехнадзора.
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С. Значит, в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили".
Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2620/07 и N 2965/07
А.А. Куликов,
консультант по налогам и сборам
e-mail: kaafsnp@mail.ru
"БУХ.1С", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667