г. Саратов |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А06-6372/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041 ИНН 3017041554 г.Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 26.11.2012 по делу N А06-6372/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041 ИНН 3017041554 г.Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390 ИНН 3015011410 г.Астрахань)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, изложенного в письме от 22.06.2012 N 03/462
третьи лица:
открытое акционерное общество "МРСК Юга" (ОГРН 1076164009096 ИНН 6164266561 г. Ростов-на-Дону),
закрытое акционерное общество "Тандер" (ОГРН 1022301598549 ИНН 23100314775 г. Краснодар),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Лычагина Е.С. по доверенности от 30.12.2011 N 293,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Литвинов М.В. по доверенности от 09.01.2013 N 1,
в отсутствие представителей открытого акционерного общества "МРСК Юга", закрытого акционерного общества "Тандер", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "АЭСК", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган), изложенного в письме от 22.06.2012 N 03/4623.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 26.11.2012 ОАО "АЭСК" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "АЭСК" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что действия ОАО "МРСК Юга", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленный законом срок обязанностей сетевой организации по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих ЗАО "Тандер", и требовании от ЗАО "Тандер" документов, не предусмотренных действующим законодательством, которые повлекли ущемление интересов данного лица, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), отказ антимонопольного органа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "МРСК Юга" нарушает права и законные интересы заявителя в осуществлении им предпринимательской и экономической деятельности, в связи с чем решение антимонопольного органа является незаконным.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей открытого акционерного общества "МРСК Юга", закрытого акционерного общества "Тандер", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей общества и антимонопольного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган 04.04.2012 поступило заявление N 3032 ОАО "АЭСК" о нарушении ОАО "МРСК Юга" антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном отказе в предоставлении услуги по передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства ЗАО "Тандер".
Антимонопольный орган установил, что между ОАО "АЭСК" и ЗАО "Тандер" заключен договор энергоснабжения N 1474 от 01.12.2009 (далее - Договор N 1474).
В связи с переходом права владения на объект, расположенный по адресу: г.Астрахань, пл. Заводская, 47, к ЗАО "Тандер" (договор субаренды недвижимого имущества N АсФ 24/659/2011, заключенный между ЗАО "Тандер" и ООО "Юникс-2"), ЗАО "Тандер" 08.12.2011 обратилось к ОАО "АЭСК" с просьбой о внесении указанного объекта в действующий Договор N 1474. Данный объект был внесен в договор N1474.
ОАО "АЭСК" направило сетевой организации - ОАО "МРСК Юга" письмо от 20.12.2011 N 07/5-3/503, которым просило внести точку учета (г. Астрахань, пл.Заводская, 47) в Приложение N 2 к договору на оказание услуг по передаче электроэнергии N 2 от 01.01.2007 (далее - Договор N2), заключенного между ОАО "АЭСК" и ОАО "МРСК Юга".
ОАО "АЭСК" 20.12.2011 направило ОАО "МРСК Юга" заявку N 237 на включение с 21.12.2011 с 09 час. 00 мин. электроустановки объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская, 47.
Письмом от 25.01.2012 N 206-31/44 ОАО "МРСК Юга" уведомило ОАО "АЭСК" о невозможности исполнения заявки N 237 в связи с отсутствием у потребителя технической документации.
27.04.2012 антимонопольный орган письмом N 03/3173 запросил у ОАО "МРСК Юга" информацию о причинах неисполнения направленной ОАО "АЭСК" в адрес ОАО "МРСК Юга" заявки N 237 на включение с 21.12.2011 с 09 час. 00 мин. объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская, 47, с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 15.05.2012 N АЭ/1500/754 ОАО "МРСК Юга" сообщило, что неисполнение заявки N 237 произошло по причине отсутствия у ЗАО "Тандер" документов, свидетельствующих о наличии технологического присоединения указанного объекта к сетям ОАО "МРСК Юга".
Из письма ОАО "МРСК Юга" от 15.05.2012 N АЭ/1500/754 усматривается, что передачу электрической энергии на указанный объект ОАО "МРСК Юга" не прекращало, писем с угрозами такого прекращения ОАО "МРСК Юга" в адрес ЗАО "Тандер" и ОАО "АЭСК" не направляло, заявка N 237 ОАО "МРСК Юга" была исполнена в полном объеме 29.02.2012.
22.06.2012 антимонопольный орган отказал ОАО "АЭСК" в возбуждении дела о нарушении ОАО "МРСК Юга" антимонопольного законодательства.
ОАО "АЭСК" не согласилось с решением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы ОАО "АЭСК" о том, что при принятии решения антимонопольным органом не учтено, что ЗАО "Тандер" представило ОАО "МРСК Юга" документы, необходимые для подтверждения наличия основания для энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская, 47 в том объеме, который предусмотрен нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере электроэнергетики, однако ОАО "МРСК Юга" отказалось исполнять заявку ОАО "АЭСК" N 237, чем ущемило интересы ОАО "АЭСК" и ЗАО "Тандер".
Квалифицирующим признаком злоупотребления доминирующим положением является наступление негативных для другого лица последствий в виде ущемления интересов или реальная угроза наступления таких последствий.
Из материалов дела усматривается, что подача электроэнергии на объект, расположенный по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская, 47, осуществлялась ОАО "МРСК Юга" как до направления ОАО "АЭСК" заявки N 237, так и после отказа ОАО "МРСК Юга" исполнить данную заявку. Каких-либо действий по прекращению подачи электрической энергии ОАО "МРСК Юга" не совершало, прекращением подачи электрической энергии не угрожало.
Согласно пункту 174 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) в случае нарушения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, прекращения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии, ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства), к электрической сети которого технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, с одновременным уведомлением о вводимом ограничении режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), обслуживающего такого потребителя. Указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень оснований для введения сетевой организацией ограничения режима потребления.
Об отсутствии бездоговорного потребления электроэнергии ЗАО "Тандер" свидетельствует Договор N 1474. Объект, расположенный по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская. 47, был внесен в Договор N 1474 до направления обществом ОАО "МРСК Юга" заявки N 237.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
На основании части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию:
а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов:
в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов;
величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки;
срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии, подтверждаемый выпиской из договора энергоснабжения о дате начала снабжения электрической энергией указанного в заявлении потребителя электрической энергии, представляемой гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией, или выпиской из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), содержащей сведения о дате начала продажи электрической энергии потребителю электрической энергии, о точках поставки по договору, а также о реквизитах лица, выступающего продавцом по такому договору, представляемой заявителем, который заключил такой договор, либо выпиской из договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, предоставляемой заявителем;
б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии);
в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии);
д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала;
е) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
ж) проект договора - по желанию заявителя;
з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).
Таким образом, договор технологического присоединения заключается с каждым потребителем при смене собственника объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 11 Правил N 530, действовавших на момент рассмотрения данного дела, обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:
наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;
сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 точкой поставки электрической энергии на розничном рынке является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
На основании статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в данном случае отсутствуют нарушения прав ОАО "АЭСК", так как заявка не основана на требованиях закона и ее неисполнение МРСК "Юга" не создает угрозу нарушения прав ОАО "АЭСК" и третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 26 ноября 2012 года по делу N А06-6372/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6372/2012
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Двенадцатый Арбитражный аппеляционный суд, ЗАО "Тандер", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"-"Астраханьэнерго", ОАО "МРСК Юга"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6211/13
22.03.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-445/13
12.02.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6372/12
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6372/12