Новое пособие по беременности и родам - новый повод
обратиться в суд
Немаловажную роль при принятии женщиной решения об увеличении семьи играет материальное обеспечение ее государством, а именно в части выплат соответствующих пособий. В статье речь пойдет о выплате пособий по беременности и родам, а точнее, о той конечной сумме, на которую женщина вправе рассчитывать после того, как представит больничный лист в бухгалтерию своей организации.
Из истории вопроса
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлен размер пособия по беременности и родам. Так, для работающих женщин размер пособия равен среднему заработку женщины за последние 12 календарных месяцев, предшествующих декретному отпуску.
До 2002 г. ограничений по размеру указанного пособия в законодательстве не было. Все началось в 2002 г., на который законодатели впервые закрепили максимальный размер пособия за полный календарный месяц в сумме 11 700 руб. (ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год"). В 2003 - 2004 гг. этот максимальный размер не изменился. Впоследствии размер пособия ежегодно увеличивался: в 2005 г. - 12 480 руб. (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ), в 2006 г. - 15 000 руб. (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ), в 2007 г. - 16 125 руб. (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ).
С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), в п. 1 ст. 11 которого сказано, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Вместе с тем п. 2 данной статьи говорит о том, что размер пособия не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год.
Сама по себе норма, устанавливающая максимальный размер пособия, прав женщин не ограничивает. Законодателю необходимо было установить справедливый критерий для его определения, который нужно было бы поставить в зависимость от сумм взносов, уплачиваемых работодателем в ФСС России с заработка работниц. С большей суммы заработка работодатель уплачивает в ФСС России большую сумму взносов. Это обусловлено тем, что налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК РФ).
Но законодатель решил вопрос по-другому, продолжая устанавливать фиксированный максимальный размер пособия.
Указанные нормы существенно ограничили права женщин, чей заработок превышает предельно установленный размер. В Конституционный Суд РФ обратилась заявительница, чей заработок существенно превышал максимально предусмотренный на тот период размер пособия, на предмет проверки соответствия Конституции РФ законоположения, устанавливающего максимальный размер пособия по беременности и родам.
Заявительницей обжаловалось положение части первой ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ, установившей максимальный размер пособия по беременности и родам. Данная норма ежегодно воспроизводилась в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, в которых изменялись предельные денежные сумм пособия, но сама норма о максимальном размере пособия сохранялась.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П норма о максимальном размере пособия, первоначально установленная частью первой ст. 15 Закона N 17-ФЗ и действовавшая на тот момент в редакции Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ (ч. 1 ст. 13), была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму (п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ N 4-П).
В Постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что само по себе установление максимального размера пособия по беременности и родам в Федеральном законе о бюджете ФСС России конституционные права граждан не нарушает. При этом КС РФ сослался на часть вторую ст. 11 Закона N 255-ФЗ, которой прямо предусмотрено, что размер пособия не может превышать максимальный, установленный Федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год, подчеркивая тем самым конкретизирующее значение его положений по отношению к другим законам о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. То есть именно Федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной год и должен быть установлен максимальный размер пособия.
Но вместе с тем необходимо правильно выбрать критерии, в соответствии с которыми будет определяться максимальный размер.
В качестве подобного критерия может быть определена, в частности, пропорциональность между взносами в ФСС России и выплатами застрахованным лицам.
КС РФ указал, что среди источников формирования доходов ФСС одним из основных является ЕСН, который согласно ст. 234 НК РФ, изначально предназначался для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Введенная регрессивная шкала обложения ЕСН строилась на объективных критериях разграничения невысоких и средних доходов от доходов высоких и сверхвысоких.
Такой подход к определению налоговой базы по ЕСН, по мнению КС РФ, может использоваться и при определении критериев установления конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого из средств ФСС России.
Исходя из этого федеральному законодателю следовало внести изменения в действующее законодательство, которые обеспечили бы более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС и страховым обеспечением, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать беременным женщинам утраченный ими в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок. Указанные изменения необходимо было внести в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления (до 23 сентября 2007 г.). Именно с этой даты обжалуемая норма утратила силу.
Следовательно, КС РФ в своем Постановлении признал не соответствующим Конституции РФ не факт установления максимального размера пособия, а несоблюдение пропорциональности между платежами, из которых формируются средства ФСС России, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком (страховым обеспечением).
Изменения в законодательстве
после принятия Постановления КС РФ от 22.03.2007 N 4-П
С 1 января 2008 г. лимит повышается
Сначала законодатель решил "позаботиться" о будущих выплатах. Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Закон N 183-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2008 г., закреплен новый максимальный размер пособия по беременности и родам, который составил 23 400 руб. за полный календарный месяц (подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона N 183-ФЗ).
Итак, начиная с 1 января 2008 г. при расчете пособия нужно руководствоваться лимитом в 23 400 руб.
Законодатель, видимо, посчитал, что социальная справедливость соблюдена: женщин, чей заработок превышает новый установленный максимум, в нашей стране не так уж и много, и никакую пропорциональность в зависимости от сумм, перечисленных в ФСС России в рамках ЕСН, устанавливать не надо.
Таким образом, при принятии данного Закона правовая позиция КС РФ не была учтена.
Как поступить в этой ситуации работодателю?
Вариант первый: выплачивать пособие по беременности и родам из расчета максимального ограничения размера - 23 400 руб.
Вариант второй: выплачивать пособие в размере 100% среднего заработка, основываясь на том, что Закон N 183-ФЗ не соответствует Конституции РФ, со ссылкой на Постановление КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, а также на часть вторую ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ).
Выбрав второй вариант, надо готовиться к тому, что органы ФСС России в возмещении откажут и свою позицию придется отставать в суде, но при этом социальная справедливость в отношении женщин, чей заработок превысил 23 400 руб., будет достигнута.
Какова же ситуация с пособиями, рассчитанными до 2008 г., но после 23 сентября 2007 г. (с момента, когда норма, установленная частью первой ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ, действовавшая на тот момент в редакции Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ (ч. 1 ст. 13), утратила силу)?
Сентябрь-декабрь 2007 г. (включительно)
Федеральным законом от 23.11.2007 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (далее - Закон N 266-ФЗ) установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб. (п. 7 ст. 1). Закон вступил в силу со дня официального опубликования ("Российская газета", 28.11.2007), и норма по установлению максимального размера пособия должна применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2007 г.
Таким образом, период с сентября по декабрь 2007 г. фактически разделился на два этапа: до и после принятия Закона N 266-ФЗ.
Итак, как должны были рассчитывать пособие работодатели, которые не хотели спорить с ФСС России, отстаивая свое право на возмещение?
В соответствии с разъяснениям ФСС России (письмо от 07.08.2007 N 02-13/07-7134) начиная с 23 сентября 2007 г. размер пособия по беременности и родам не может превышать 16 125 руб. до принятия соответствующего федерального закона, т.е. в данном случае до вступления в силу Закона N 266-ФЗ (до 28 ноября 2007 г.).
После принятия Закона N 266-ФЗ (с 28 ноября 2007 г.) максимальный размер пособия не может превышать 23 400 руб. (подп. "б" п. 7 ст. 1 Закона N 266-ФЗ); пособия, рассчитанные ранее, начиная с 1 сентября 2007 г. нужно пересчитать исходя из этого размера (п. 2 ст. 2 Закона N 266-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с Законом N 266-ФЗ с 1 сентября максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 23 400 руб.
Но еще раз обращаем ваше внимание, что до 28 ноября 2007 г. пособия нужно было рассчитывать исходя из 16 125 руб., а после пересчитать (начиная с 1 января 2007 г.) исходя из лимита 23 400 руб.
Если работодатели готовы были отстаивать права женщин и свои на возмещение в спорах с ФСС в суде, то поступать нужно было следующим образом.
За период с 1 по 22 сентября выплачивать пособие в размере, не превышающем 23 400 руб. (п. 2 ст. 2 Закона N 266-ФЗ). С 23 сентября уплачивать в размере 100% среднего заработка, основываясь на том, что Закон N 266-ФЗ не соответствует Конституции РФ, со ссылкой на Постановление КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, а также на часть вторую ст. 79 Закона N 1-ФКЗ.
Фактически оба Закона - N 183-ФЗ и 266-ФЗ - не соответствуют Конституции РФ. Это объясняется тем, что в соответствии с частью второй ст. 79 Закона N 1-ФКЗ юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Законами N 183-ФЗ и 266-ФЗ размер пособия был просто увеличен на 7 125 руб. Пропорциональность между платежами, уплачиваемыми в ФСС России в составе ЕСН с зарплаты женщины, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, установлением нового максимального размера не достигнута.
В соответствии с п. 1 ст. 241 НК РФ при налоговой базе по ЕСН на каждого работника до 280 000 руб. в ФСС России перечисляется 2,9% от этой суммы. Вероятно, предельный месячный размер пособия по беременности и родам, равный 23 400 руб., был установлен из расчета именно этой суммы максимального годового дохода (280 000 руб. : 12 мес.).
При налоговой базе от 280 001 до 600 000 руб. в год установлена ставка для перечисления средств в ФСС России в размере 8 120 руб. плюс 1% с суммы, превышающей 280 000 руб., а при доходе свыше 600 000 руб. - 11 320 руб.
Рассмотрим на примере ту "непропорциональность", о которой говорил КС РФ в своем Постановлении N 4-П.
Пример.
На предприятии работают три сотрудницы, состоящие в штате на следующих должностях: бухгалтер - расчетчик заработной платы, экономист и главный бухгалтер.
Сравним размер перечисленных взносов в ФСС России в составе ЕСН в зависимости от начисленного годового дохода каждой:
- сумма годового дохода за 2007 г. расчетчицы зарплаты составила 200 000 руб., таким образом, с указанной суммы в ФСС России было перечислено 5 800 руб.;
- сумма годового дохода за 2007 г. экономиста составила 490 000 руб., с указанной суммы в ФСС России было перечислено 10 220 руб.;
- сумма годового дохода за 2007 г. главного бухгалтера составила 730 000 руб., с указанной суммы в ФСС России было перечислено 11 320 руб.
Как видим, с суммы дохода экономиста и главного бухгалтера организация перечислит в ФСС России значительно больше, чем с суммы дохода бухгалтера-расчетчика.
Однако при выплате им пособий по беременности и родам в соответствии с положениями Закона N 183-ФЗ либо Закона N 266-ФЗ это обстоятельство учтено не будет: у всех работниц пособие будет ограничено одинаковым максимальным размером - 23 400 руб. Таким образом, требуемая в Постановлении КС РФ пропорциональность достигнута не будет.
Что при этом делать работнице?
Исходя из всего изложенного положение женщины при оформлении пособия, чей заработок существенно превышает 23 400 руб., не улучшилось, и получить пособие выше указанной суммы, скорее всего, она не сможет. Ведь не многие работодатели захотят отстаивать в суде ее интересы в спорах с ФСС России, равно как доплачивать пособия по беременности и родам до 100% заработка за счет чистой прибыли.
Что делать, если организация не захочет вступать в судебный спор с ФСС России (а это наиболее вероятный вариант)? Выход один - отстаивать самостоятельно свое право в суде, ссылаясь на то, что требуемая Постановлением КС РФ от 22.03.2007 N 4-П пропорциональность в результате установления нового максимального размера пособия по беременности и родам соблюдена не была, а значит, оба Закона - N 183-ФЗ и 266-ФЗ - Конституции РФ не соответствуют.
И. Талалаева,
эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16