город Ростов-на-Дону |
|
18 марта 2013 г. |
дело N А32-22113/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от ОАО "Консервный завод "Динской" - представителя Гоголенко С.В. (доверенность от 04.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Динской район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20 декабря 2012 года по делу N А32-22113/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Консервный завод "Динской" (ОГРН 1022303614079)
к администрации муниципального образования Динской район
о признании незаконным постановления в части выкупной цены земельного участка,
принятое судьей Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Консервный завод "Динской" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконным подпункта 1 пункта 3 постановления главы муниципального образования Динской район от 23.07.2012 N 1233 в части выкупной цены земельного участка в сумме 168 070 235,76 руб., обязании администрации внести в десятидневный срок исправление в обжалуемое постановление, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с законом.
Заявление мотивировано следующим. Выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:07:0809055:8 была определена администрацией в оспариваемом пункте постановления в размере кадастровой стоимости - 168 070 235,76 рублей. Общество является собственником объектов, расположенных на выкупаемом земельном участке, выкупная цена земельного участка устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости участка.
Общество уточнило заявленные требования, просило признать незаконными действия администрации муниципального образования Динской район, выразившиеся в предоставлении ОАО "Консервный завод "Динской" в собственность за плату земельного участка общей площадью 168 456 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0809055:8, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Комарова, 3, по цене равной 100% кадастровой стоимости земельного участка; обязании администрации в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Консервный завод "Динской" в собственность за плату земельного участка общей площадью 168 456 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0809055:8, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Комарова, 3, по цене равной 2,5% кадастровой стоимости, а именно 4 201 755,89 руб. 89 коп.; обязании администрации в двухнедельный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность за плату ОАО "Консервный завод "Динской" земельного участка по цене равной 2,5% кадастровой стоимости направить проект договора купли-продажи в адрес ОАО "Консервный завод "Динской" с предложением его заключения (т. 1, л.д. 28, 85).
Общество также указало, что цена земельного участка должна определяться на момент подачи заявления о его выкупе, на момент обращения общества с таким заявлением 01.07.2012 действовала норма Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, предусматривавшая выкуп земельных участков по цене равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. С заявлением о выкупе земельного участка общество обратилось 25.06.2012.
В окончательной редакции общество сформулировало требования следующим образом: "Признать незаконным подпункт 1 пункта 3 и пункт 5 постановления главы муниципального образования Динской район от 23.07.2012 N 1233 в части установления выкупной цены земельного участка площадью 168 456 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0809055:8, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Комарова, 3,в размере 168 070 235 руб. 76 коп. и обязать администрацию муниципального образования Динской район внести изменения в подпункт 1 пункта 3 и пункт 5 данного постановления, установив цену выкупа земельного участка в размере 4 201 755 рублей 89 копеек исходя из 2,5% его кадастровой стоимости (т. 1, л.д. 170).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012 заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными подпункт 1 пункта 3 и пункт 5 оспариваемого постановления в части установления выкупной цены земельного участка в размере 168 070 235 руб. 76 коп. Администрация обязана внести изменения в постановление, установив цену выкупа земельного участка в размере 4 201 755 руб. 89 коп. исходя из 2,5% кадастровой стоимости. В остальной части требований отказано.
Администрация обжаловала решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выкупная стоимость земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи. На указанную дату общество не вправе было выкупить земельный участок по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения. Администрация явки своего представителя не обеспечила.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, земельный участок общей площадью 168456 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0809055:8, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Комарова, 3 находится в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Консервный завод "Динской" на основании государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 2480400025. На земельном участке расположены объекты недвижимости - фабрикатный цех и главный корпус детского цеха, тарный цех с пристройкой, здание зарядной с пристройкой, модуль склада "Орск", насосная станция 2-го подъема с пристройками, бытовой корпус, здание цеха асептики 1-я очередь, соковый цех и подсобные помещения, цех асептики с пристройкой, склад полуфабрикатов, склад-овощехранилище, здание конторы завода, проходная, новое здание фабрикатного цеха, промышленная площадка и пункт первичной переработки сырья, здание ТЭС парокотельной, а также артезианские скважины N 36282, 3476, 78645, 65961.
Судом установлено и заявителем жалобы не оспаривается, что эти объекты недвижимости были приобретены заводом в собственность в результате приватизации консервного завода "Динской", право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в 2008 - 2009.
25 июня 2012 года общество обратилось в администрацию с заявлением исх. N 62 о предоставлении спорного земельного участка, расположенного под существующей территорией предприятия, в собственность за плату. Постановлением администрации муниципального образования Динской район от 23.07.2012 N1233 право постоянного (бессрочного) пользования консервного завода земельным участком общей площадью 168456 кв. м, с кадастровым номером 23:07:0809055:8 прекращено, указанный участок предоставлен обществу в собственность за плату. Оспариваемым постановлением обществу было предписано в десятидневный срок со дня его принятия заключить с администрацией договор купли-продажи земельного участка, в шестимесячный срок зарегистрировать на него право собственности. Пунктами 3, 5 оспариваемого постановления выкупная стоимость предоставленного в собственность земельного участка установлена администрацией на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 168 070 235 руб. 76 коп. Предоставление обществу в собственность за плату земельного участка по цене, равной 100% кадастровой стоимости земельного участка, явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Как верно указал суд первой инстанции, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким лицам отнесены, в том числе, коммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на выкупаемых земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что право на льготную цену связано с объектом недвижимости, отчужденным из государственной или муниципальной собственности. Определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. Данный вывод соответствует позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 14649/08, согласно которой для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Судом установлено, что в соответствии с распиской в получении документов от 25.06.2012 N 25062012-76250-112 заявление общества о приобретении спорного земельного участка было подано в администрацию 25.06.2012, то есть до 01.07.2012. Ссылаясь на сложившуюся практику окружных арбитражных судов, суд указал, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, в связи с чем выкупная цена земельного участка должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи заводом заявления о приватизации земельного участка. Поскольку общество с заявлением о выкупе земельного участка площадью 168 456 кв. м обратилось в администрацию 25.06.2012, на спорный земельный участок должна быть установлена льготная цена выкупа. Таким образом, администрацией цена земельного участка была необоснованно определена на момент принятия оспариваемого постановления.
Кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 168 456 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0809055:8 составляет по сведениям его кадастрового паспорта 168 070 235 руб. 76 коп., льготная цена выкупа исходя из 2,5% от кадастровой стоимости должна составлять 4 201 755 руб. 89 коп.
Апелляционный суд, таким образом, поддерживает вывод суда первой инстанции в том, что оспариваемое постановление администрации в части определения выкупной цены земельного участка принято в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает исключительное право заявителя на приобретение права собственности на испрашиваемый земельный участок по льготной цене, в связи с чем, требования заявителя в части оспаривания постановления были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Частичный отказ в удовлетворении заявленных требований общество не обжаловало.
Апелляционная жалоба администрации направлена на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции и отраженных в его решении. Апелляционный суд не может согласиться с толкованием норм материального права, приведенным в жалобе администрации, поскольку такое толкование противоречит сложившейся арбитражной практике и обстоятельствам дела. Решение суда подлежит оставлению без изменения как законное, обоснованное, соответствующее материалам дела и нормам материального права с учетом практики их применения арбитражными судами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 декабря 2012 года по делу N А32-22113/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22113/2012
Истец: ОАО "Консервный завод "Динской"
Ответчик: Администрация муниципального образования Динской район
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22113/12