Раскрытие информации публичной компанией
Отечественные компании, которые планируют провести IPO, вынуждены делать "прозрачной" информацию о своей деятельности и управлении. При этом степень раскрытия информации является одним из ключевых факторов успешного публичного размещения.
На протяжении последних нескольких лет в геометрической прогрессии растет количество российских компаний, которые принимают решение о проведении публичного размещения акций (IPO). Как известно, после IPO предприятие попадает в категорию публичных. Степень "открытости" компании и необходимость раскрывать информацию о своей деятельности и управлении значительно различаются в зависимости от фондовой площадки, на которой планируется обращение акций (депозитарных расписок на акции) данной организации. Как следствие этого, одним из первых этапов в структурировании проведения IPO является выбор биржи, который определяется как экономическими факторами (ликвидностью фондового рынка, кругом потенциальных инвесторов), так и совокупностью обязательств эмитента в связи с прохождением листинга на фондовой площадке, в первую очередь в части раскрытия информации.
Основным документом, в рамках которого раскрывается информация о компании на стадии публичного размещения акций, является проспект (проспект ценных бумаг, информационный проспект). Решение о приобретении акций (депозитарных расписок) инвесторы принимают, ориентируясь именно на этот документ. Таким образом, сравнительное исследование требований к проспектам на различных биржах позволяет определить наиболее оптимальную площадку для размещения с точки зрения требований к раскрытию информации.
Очевидное сходство
Учитывая, что отечественные компании в основном предпочитают проводить публичное размещение на российских фондовых площадках (РТС, ММВБ), а при международном размещении - на Лондонской фондовой бирже (в том числе в секции альтернативных инвестиций), попробуем сопоставить требования к раскрываемой в проспекте информации, которые предъявляются на данных площадках.
В России требования к содержанию проспекта ценных бумаг сформулированы на законодательном уровне*(1). Этот документ регистрируется регулирующим органом на рынке ценных бумаг, поэтому дополнительные требования к содержанию проспекта биржи устанавливать не вправе.
Применительно к Лондонской фондовой бирже (далее - ЛФБ) требования к содержанию информационного проспекта также регламентируются преимущественно на законодательном уровне, при этом особо важное значение при подготовке проспекта имеют сложившиеся обычаи и практика порядка и условий раскрытия определенных сведений в рамках проспекта, которые не менее значимы, нежели предписания законодательных актов. Основополагающим документом при подготовке проспектов ценных бумаг на территории любого государства Европейского союза, в том числе Великобритании, служит Prospectus Directive 2003/71/EC, которая была принята совместно Европейским парламентом и Европейским советом 4 ноября 2003 года*(2). Это так называемая директива по подготовке публикуемых проспектов в отношении ценных бумаг, размещаемых по открытой подписке, либо ценных бумаг, допущенных к участию в торгах (далее - Директива). Поскольку этот документ является нормативным актом ЕС, требующим последующей имплементации на уровне законодательства соответствующих государств - членов Европейского союза, его директивы нашли дальнейшее отражение в Акте о финансовых услугах и рынках (Financial Services and Markets Act 2000) и в Правилах подготовки проспектов, принятых Финансовой службой контроля Великобритании (U.K. Financial Services Authority).
Неявные отличия
Сравним требования к порядку и условиям составления проспектов ценных бумаг в России и проспектов для целей размещения на ЛФБ. Можно заметить, что российский проспект ценных бумаг носит достаточно формальный характер и главной задачей при его подготовке является соблюдение требований, предъявляемых к его содержанию действующим законодательством. Тогда как Директива требует, чтобы проспект не только содержал необходимые сведения и данные, но и был написан простым языком, позволяющим легко его проанализировать.
Структура российского проспекта ценных бумаг и проспекта для целей листинга на ЛФБ в целом примерно одинакова. В то же время требования к качественному содержанию раскрываемой информации несколько отличаются. К примеру, оба рассматриваемых проспекта должны обязательно включать информацию о менеджменте и членах совета директоров компании-эмитента. И в том и в другом документе необходимо указывать сведения о привлечении соответствующих управленцев к административной и (или) уголовной ответственности, а также о занятии ими руководящих должностей в других юридических лицах в период введения в соответствующих компаниях процедуры банкротства. Однако в проспекте для целей листинга на ЛФБ при этом дополнительно должна подробно раскрываться информация о том, в процедуре банкротства какого рода принимал участие соответствующий топ-менеджер. Компания также обязана указывать в проспекте, выдвигались ли в отношении данного управленца официальные публичные обвинения органов власти или профессиональных организаций, независимо от того, получили они дальнейшее развитие в рамках административного или уголовного производства или нет.
Открытые "души"
Компании, которые вынуждены публично раскрывать информацию, составляют Положение об информационной политике. Этот документ оформляется в соответствии с действующим законодательством, рекомендациями Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ, требованиями ФСФР и листинга российских фондовых бирж, уставом и иными внутренними документами самой компании. Традиционно положение определяет перечень информации и документов, а также правила, способы и сроки их представления. Помимо прочего в документе подробно раскрываются цели и задачи информационной политики эмитента.
Информация о структуре акционерного капитала эмитента и его акционерах раскрывается в российском и британском проспектах тоже по-разному. Так, действующее законодательство РФ требует раскрывать сведения об акционерах эмитента согласно данным реестра акционеров. Соответственно, если в реестре в качестве владельца акций указан номинальный держатель, то и в проспекте ценных бумаг также будет упомянут только он. В проспекте для целей листинга на ЛФБ компания обязана указывать информацию обо всех лицах, которые прямо или косвенно владеют ее акциями или правом голосовать на общем собрании акционеров. То есть в данном случае речь идет о фактических акционерах и бенефициарных собственниках компании. Помимо этого в проспекте приводятся сведения о том, какими лицами прямо или косвенно контролируются ее акционеры и насколько это известно компании, а также информация о характере такого контроля и предлагаемых мерах, призванных предотвратить превышение допустимых пределов данного контроля.
Следующее существенное отличие относится к порядку и условиям внесения изменений в проспект. Российскими нормативными актами допускается возможность внести корректировки в проспект ценных бумаг после государственной регистрации их выпуска и до окончания срока размещения. Эмитент вправе по собственной инициативе внести изменения в проспект, чтобы продлить сроки размещения акций, а в исключительных случаях - и иных условий размещения ценных бумаг, если внесение таких изменений и/или дополнений связано с необходимостью защиты интересов владельцев и/или возможных приобретателей ценных бумаг и не нарушает их прав. Изменения и дополнения вносятся в проспект в том же порядке, в котором утверждается сам проспект, - на основании решения уполномоченного лица (органа управления), принявшего решение о размещении ценных бумаг.
Внесение изменений в проспект, подготавливаемый для целей листинга на ЛФБ, допускается, только если в период между датой утверждения проспекта и финальным окончанием действия публичного предложения о продаже ценных бумаг (final closing of the offer to the public) возникает существенное обстоятельство либо выясняется, что в проспекте содержатся ошибки/неточности. При этом внесение изменений в проспект для ЛФБ влечет за собой реализацию права инвесторов в двухдневный срок отозвать свое согласие на приобретение ценных бумаг (подписку на них).
Ключевой диссонанс
Пожалуй, самое важное различие между российским и британским проспектами заключается в вопросе об ответственности за достоверность их содержания. В соответствии с российским законодательством о рынке ценных бумаг достоверность информации подтверждается единоличным исполнительным органом эмитента, главным бухгалтером, аудитором и в отдельных случаях независимым оценщиком или финансовым консультантом. Тогда как ответственность за информацию в проспекте для целей листинга на ЛФБ несут эмитент, андеррайтеры и консультанты, участвующие в подготовке проспекта, то есть фактически все участники размещения. Более широкая ответственность за содержание проспекта для целей листинга на ЛФБ заставляет всех участников размещения менее формально подходить к подготовке этого документа и определению объема раскрываемой информации, чем это на практике происходит при подготовке российского проспекта ценных бумаг.
Таким образом, несмотря на то что по формальным параметрам содержание российского проспекта ценных бумаг и проспекта для целей листинга на ЛФБ во многом идентично, по качественному наполнению британский проспект более информативен для инвестора. Он позволяет получить полное представление как о компании-эмитенте, так и об особенностях ее управления и деятельности.
С. Баев,
партнер юридической фирмы "Линия права", к.ю.н.
И. Межераупс,
юрист юридической фирмы "Линия права" к.э.н.
"Консультант", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Российской Федерации требования к раскрытию информации на рынке ценных бумаг в форме проспекта, а именно к его содержанию, а также к порядку его утверждения и подписания, установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 29-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также принятым во исполнение указанного закона Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.
*(2) Directive 2003/71/EC of the European Parliament and of the Council of 4 November 2003 on the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading and amending Directive 2001/34/EC.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.