город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2013 г. |
дело N А53-32119/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
Сафарян Надежда Сергеевна по доверенности от 09.01.2013 N Д-06-02/01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 по делу N А53-32119/2012,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области,
к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону,
при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Ростсельмаш"
о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее ТУ Росимущества в Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее ДИЗО г. Ростова-на-Дону) о признании права федеральной собственности на пожарное депо, Литер А, общая площадь застройки 2205,8 кв.м., процент готовности - 50%, адрес объекта: Россия, Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Думенко, 32, кадастровый (условный) номер объекта: 61-61-01/820/2008-052.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный объект, не вошедший в план приватизации ОАО "Ростсельмаш" является федеральной собственностью, регистрация права муниципальной собственности на который произведена неправомерно, спорный объект не находится во владении муниципального образования или иных лиц.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано по тем основаниям, что истец не обосновал необходимость и возможность передачи спорного имущества в федеральную собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Иск о признании права собственности является ненадлежащим способом защиты, поскольку истец не является фактическим владельцем спорного объекта.
ТУ Росимущества в Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение и удовлетворить исковые требования. Жалоба мотивирована тем, что судом применен закон не подлежащий применению. Не учтено, что спорный объект не завершен строительством, что исключает фактическое владение данным объектом. Спорный объект расположен на земельном участке, находящемся в федеральной собственности; не находится в фактическом владении муниципального образования, в связи с чем, виндикационный иск является ненадлежащим способом защиты прав.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержала, пояснила, что о регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект истцу стало известно после получения письма ДИЗО г. г.Ростова-на-Дону от 01.03.2012 N из-13287/2 с просьбой о принятии имущества из муниципальной в федеральную собственность.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий акционерные, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" осуществлена приватизация ПО "Ростсельмаш" путем преобразования предприятия в ОАО "Ростсельмаш" по утвержденному 11.11.1992 Комитетом по управлению имуществом Ростовской области (далее - комитет) плану приватизации преобразования предприятия "Ростсельмаш" в акционерное общество открытого типа.
В соответствии с планом приватизации и актом оценки стоимости имущества из состава приватизируемого имущества были выведены и оставлены в федеральной собственности, на балансе ОАО "Ростсельмаш", объекты, в том числе объекты незавершенного строительства (приложение N 2 к плану приватизации). Объекты имущества, не входящие в план приватизации ПО "Ростсельмаш", относятся к федеральной собственности и подлежат учету в реестре федерального имущества.
Согласно изменений к плану приватизации головного предприятия "Ростсельмаш", утв. 25.11.1996 г., с целью приведения в соответствие с актом оценки имущества (приложение N 9) в пункт 8 раздела 1 главы 2 "Укрупненный перечень и стоимость объектов, которые не подлежат приватизации, изложен в новой редакции, в составе незавершенного строительства жилья указана застройка мкр.I, II "Темерник" балансовой стоимостью 6753 тыс. руб. По указанным объектам, в соответствии с п.3 предложений по использованию акционерным обществом объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, принято решение об оставлении их в государственной собственности на балансе АО до принятия соответствующего решения Комитетом по управлению имуществом.
Данное имущество отражено в перечнях объектов незавершенного строительства, находящегося в государственной собственности (л.д.46-50).
Справкой Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области от 26.10.98 N 9/4074 подтверждено, что согласно документации о приватизации ПО "Ростсельмаш" в незавершенный строительством комплекс молодежных общежитий входит в числе прочих объектов пождепо.
Право собственности на объект незавершенного строительства - Пожарное депо, литер А, общей площадью застройки 2205,8 кв.м., процент готовности - 50%, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Думенко, 32, зарегистрировано за муниципальным образованием г. Ростов-на-Дону, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 61-АД N 377657 от 13.01.2009, выпиской из ЕГРП N 01/154/2012-950 от 17.04.2012.
Документами-основаниями указаны: постановление мэра г. Ростова-на-Дону N 1492 от 11.08.1997, выписка из реестра объектов муниципальной собственности г.Ростова-на-Дону N из-27765/9 от 10.12.2008 г.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону N 1492 от 11.08.1997 Комитету по управлению имуществом города предписано по исполнение постановления главы администрации Ростовской области N225 от 07.07.97г. "О вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства", провести организационные мероприятия по передаче незавершенных строительством объектов, в т.ч. пожарного депо мкр.Темерник, с баланса ОАО "Ростсельмаш" в оперативное управление Департаменту строительства и перспективного развития города.
ДИЗО г.Ростова-на-Дону обратилось с письмом в адрес ТУ Росимущества в Ростовской области от 01.03.2012 N из-13287/2 по вопросу о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, указав, что с 1997 года выполнение работ по объекту: Пожарное депо литер А в мкр.Темерник не ведется в связи с отсутствием финансирования.
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Ростовской области N 35-р/п от 05.04.2012 проведена проверка использования недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Согласно акту проверки от 18.04.2012 в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020713:1, площадью 17876 кв.м., местоположение: г.Ростов-на-Дону, Первомайский район, жилой массив Темерник, установлено, что:
земельный участок с кадастровым номером 61:44:0020713:1, площадью 17876 кв.м., местоположение: г.Ростов-на-Дону, Первомайский район, жилой массив Темерник, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГУ "Управление государственной противопожарной службы ГУВД РО. ГУ "Управление государственной противопожарной службы ГУВД РО прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ГУ МЧС по РО, на баланс которого не был принят спорный незавершенный строительством объект. По данным выписки из ЕГРП от 17.04.2012 на незавершенный строительством объект зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Ростов-на-Дону. Вместе с тем, пожарное депо литер А учтено в реестре федеральной собственности как объект, не вошедший в план приватизации ПО "Ростсельмаш". Осмотр объекта подтвердил отсутствие каких-либо признаков хозяйственной деятельности муниципального образования г.Ростова-на-Дону в отношении данного объекта (л.д.14-19).
Государственной собственностью в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
На момент приватизации ПО "Ростсельмаш" действовало постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В силу п. 2 разд. II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к числу таких объектов относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В силу пункта 2 Положения о государственном пожарном надзоре в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 26.12.1977 N 1115, органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). В состав МЧС России включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом (пункт 1).
Незавершенное строительством здание пожарного депо литер А расположено на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0020713:1, площадью 17876 кв.м., местоположение: г.Ростов-на-Дону, Первомайский район, жилой массив Темерник, находящемся в собственности Российской Федерации и предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование ГУ "Управление государственной противопожарной службы ГУВД РО, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17.04.2012 N 01-154/2012-949 (л.д. 11).
Объекты, относящиеся к муниципальной собственности предусмотрены в приложении N 3 постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, к числу которых спорное незавершенное строительством здание пожарного депо не относится.
Факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт передачи его в оперативное управление департамента строительства и перспективного развития города сами по себе не являются доказательствами возникновения права собственности или законного владения (п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доказательства наличия иных правовых оснований для отнесения спорного объекта к муниципальной собственности в материалах дела отсутствуют.
Положения ч.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку регулируют порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность при отсутствии спора о праве на имущество.
Требования истца по настоящему делу обоснованы наличием спора о праве на имущество, ввиду неправомерной регистрации права муниципальной собственности на имущество, в силу закона относящегося к федеральной собственности, а не нарушением положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при передаче имущества из муниципальной в федеральную собственность.
Поскольку на момент разграничения государственной собственности, спорный объект являлся объектом федеральной собственности, и приватизации не подлежал, право федеральной собственности на спорное здание пожарного депо, основанное на Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в установленном законодательством порядке не прекращалось, объект в собственность муниципального образования не передавался, земельный участок на котором расположено пожарное депо является объектом федеральной собственности, следовательно, муниципальное образование не вправе им распоряжаться, в том числе посредством государственной регистрации права муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье, в том числе путем признания права. При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В пункте 58 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Факт утраты истцом владения спорным объектом, с учетом особенностей, установленных для возникновения права собственности на не завершенные строительством объекты и распоряжения ими публичным собственником, материалами дела не подтверждается. Земельный участок находится в федеральной собственности и из владения истца также не выбывал.
Доказательства владения спорным объектом прямо (либо опосредовано) муниципальным образованием либо иным лицом суду не представлены. Ответчиком данное обстоятельство не оспорено и подтверждается текстом письма ДИЗО г.Ростова-на-Дону от 01.03.2012 N из-13287/2.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 по делу N А53-32119/2012 отменить. Исковые требования удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на объект незавершенного строительства - Пожарное депо литер А, общая площадь застройки 2205,8 кв.м., процент готовности - 50%, адрес (местоположение) объекта: Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул.Думенко, д.32, кадастровый (условный) номер объекта: 61-61-01/820/2008-052.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32119/2012
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области
Ответчик: Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону
Третье лицо: ОАО "Ростсельмаш", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32119/12